***

Дмитриевский Евгений
Имманентен или трансцендентен Бог?
Мистические мыслители всегда возвращались к обсуждению парадокса – имманентен или трансцендентен  Бог? Отделён ли Абсолют от нас, от материального  мира, бесчисленными промежуточными сферами и планами, и доступен для нашего восприятия лишь через эманации и проявленные атрибуты? Или это та же самая Реальность чего – то неявного, во вселенной, в каждом из нас, в Высшем Я, сердце нашего существа? Начинается ли, к примеру,  наша двухмерная спираль в центре и движется вовне, всегда растягиваясь по направлению к Трансцендентному Богу, или же это путешествие направлено вовнутрь, через раскрытие уровней сознания, как говорила святая Екатерина из Генуи: «Я не знаю, во мне ли живёт Бог, или Я сама спасаюсь в нём?»
   Обе половины этой дихотомии существуют на одной и той же спирали, чьё направление, которой в то же время – решение,  «покоится на маленькой стрелке» (Пауль Клии «Думающий глаз»). Потенциал этой спирали – одновременное движение в двух направлениях и, таким образом, решение парадокса.
   Удерживая центр спирали и удаляя её со страниц, мы получаем горный трек в трёх измерениях, круговую спираль, по её винтовому пути было совершено столь много утомительных  восхождений. Каждый виток уводит путника всё дальше от мира иллюзий, каждый шаг в восхождении поднимает его Душу к Божественному.
   Однако, каждый шаг не только поднимат  её выше, и поэтом удаляет от материального мира, но он также ведёт к центру, «к божественной сущности, обитающей не вершине человеческого духа» (Эдис Шнаппер «Внутренняя Одиссея»). 
   Движение по трёхмерной спирали – это одновременно и одухотворение, и стремление к центру, шествие к Богу вовне и к Богу внутри. С точки зрения континиуума сферического вихря, любое путешествие прочь от центра как индивидуального, так  и материального мира и, следовательно, к трансцендентному Богу, ведет в то же время к центру, как месту пребывания Бога.
   Мы находим описание этого процесса в разнообразных культах и традициях, безотносительно к стадии их развития, в виде спиральной мандалы, представляющей в то же время спиральную карту путешествия души. Человеческое сознание - это микроскоп, и поэтому любая диаграмма, которая вводит и направляет его движение, как это делает мандала, действует, как карта. Мандала названа Джузеппе Тусси «целой вселенной в её сущностном плане». Любая карта этого космического путешествия, описанная во множестве легенд и мифологий,  это также карта сознания и, поэтому, мандала. Спиральная мандала показывает путь через вселенную, концентрируясь не на статическом совершенстве, но на равновесии её сущностного течения. Реальность не есть совершенство кроме как в активном равновесии сплавления динамических противоположностей. Это равновесие инь – янь, чьи сомкнутые спирали представляют символическое поперечное сечение сферического вихря. Мандалтстическое движение, описанное как  обращение и направление вовнутрь через центр уходящих вовне энергий,  это движение сферического вихря.
   Таким образом, есть два подхода к Божеству, оба спиральных. Один – это направленный вовнутрь процесс духовного возрождения и интеграции, достижимый с помощью мандалы он есть концентрация   посредством центра, другой – это внешнее паломничество Персифаля, Гелгамеша или Ясона. Сущностное единство обоих  иллюстрируется направленной внутрь спиралью паломничества Баньяна в Небесный Город, восхождением Данте на вершину Горы Чистилища и путешествием Садема в Золотой Город Кришны.
   Подобно этому, когда мы тот же самый парадокс – имманентен или трансцендентен Бог – рассматриваем геометрически,  в отношениях центра и окружности, они не только взаимозаменяемы на сферическом вихре, но представляют одну спираль внутри другой. Все представления сфер, зон и слоёв, проходимых человеком, которые часто встречаются на изображениях Средних Веков и Ренессанса, представляют собой абстракции спирали, так как временное измерение должно быть учтено. Таким образом интеллект в его первоначальном смысле как дух может  содержать либо быть содержимым, быть внешним или внутренним. Как центр и как окружность, он – одно и то же. Что изменяется, так это точка зрения.
 Это изменение  точки зрения так важно у суфиев, китайцев и в некоторых других философиях, что есть соблазн назвать его «главным для воззрения на жизнь», но сами слова, привлекая однонаправленную пространственную метафору, указывают на то, что наш язык слабо оснащен для выражения взгляда на спиральный континуум направления. Наш язык, управляющий интепретациями  наших восприятий, работает на базе измерения и разделения. Таким образом санкристский корень матр – «измерять» является родоначальником самого слова «материя», равно как «материал», «матрица», «матка»,  «метр», и «Майя» - индийское  понятие иллюзии и разделения, которым мы живём и от которого мы должны, в конце концов, освободить себя.
   Несомненно, нам необходимо стать ближе к природе этого движения и сознательно делать её законы нашими законами, как это сделал моряк Эдгара Аллана По, который путём тщательного наблюдения того, как он тонет   в этой спирали и его тянет  вниз.
   И ещё ...
  Огромные купола и своды Испанской синагоги (Прага) богато украшены арабесками, характерными для мавританского декора, в котором шестиконечная звезда принадлежит к основным  мотивам  орнамента.
   Изображённый на снимке фрагмент купола Испанской синагоги, с моей точки зрения, очень реалистично, если о мистике можно так говорить, отражает туннель перехода в параллельный мир.
                Е.Дмитриевский