Что есть игра? Жизнь? Кайф?

Александр Ивашкевич
      Слово "игра" - это одно из самых распространённых и хорошо всем известных с самого раннего детства процессов жизнедеятельности.
     "Хочу играть" - это чуть ли не самое первое осознаваемое интеллектуальное действие,  желание,   стремление  ребёнка. А почему? Почему "игра" столь желанное действие  для всех возрастов? В игры играют и взрослые и дети, и умные и глупые, и мужчины и женщины... Все. В разные игры. Компьютерные игры всех объединили и нивелировали. 
       В каких только смыслах не применяется, не используется слово "игра". Почти также многообразно и часто как слова "энергия", "сила", "любовь"...
       Какую игру вы ведёте? Игры разума. Доигрался! Ты заигрался с этим. Игры любви. Любовные игры.  Игривый человек. Компьютерные игры. Жизнь - игра. Политические игры. Карточные игры. Игра на аккордеоне. Дидактические игры. Теория игр. Детские игры. Игры патриотов. Спортивные игры. Игрушки. И так далее. Какое же множество явлений характеризуется через слово "игра". Что же объединяет эти все процессы и события?
      Шекспир постулировал:  "Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры". У Шекспира, конечно,  свой специфический театральный взгляд на всё и жизнь в том числе. Без сомнения,  он отразил  действительно объективно имеющуюся корреляцию между театральными действиями  и реальным бытием людей.
      Пушкин, Достоевский, - наши  главные   мудрецы  и учителя, - также поэтически высказывались о роли игры:
"Что наша жизнь? Игра!
Добро и зло - одни мечты!
Труд, честность - сказки для бабья.
Кто прав, кто счастлив?
Сегодня ты, а завтра я!
Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи!
Пусть неудачник плачет,
Пусть неудачник плачет,
Кляня, кляня свою судьбу!
 Что наша жизнь? Игра!"
Либретто оперы "Пиковая дама"   М.Чайковского (брата П.Чайковского).
      Давайте разберёмся.
      Игр огромное разнообразие. Сейчас большое распространение получили компьютерные игры. А что общего между играми в кубики, прятки, казаки-разбойники, шашки, карты, на сцене, на пианино, с компьютером... и так далее?  Ведь это совершенно разные виды человеческой деятельности. И какое отношение имеют "Олимпийские игры" в вышеперечисленным "играм"? Что общего между всеми "играми"?
      Главная общая составляющая и прелесть всех  игр - это возможность получать ощущения  удовольствия, радости, счастья, исполнения желаний... Эти чувства и эмоции мало чем отличаются от реальных и действительных жизненных удовольствий и радостей, печалей и огорчений. То есть игра может доставить человеку чувства и эмоции, вполне подобные реальным жизненным. Вы же видели как радуется человек-футболист забивший гол? Прям выпрыгивает из трусов. Предел эмоций. Вершина счастья.  Интересно, в своей реальной жизни он много имеет возможностей так радоваться событиям своей жизни? Вряд ли... Таких эмоций нам всем  не хватает в реальной жизни. Их обрести можно только в игре...
       Во вторых, любая игра - это всегда имитация чего-либо, изображение каких-либо (практически любых) реальных актов и аспектов жизни. Через и посредством того, что не есть то в реале. В игре любой предмет может стать любым объектом! Дети играют в маму, папу, врача, космонавта, пожарного, военного,  учителя, сыщика...  Дети играют  в войну, в семью, в страну, в жизнь, используя палочки, камушки, бумажки, песок, шарики, тряпочки...
       При игре  совсем не обязательно испытывать именно те же трудности, боли, предательства, подвиги,  невзгоды, смерти как в реальной  жизни. Это важнейшее качество и суть важности  "игры" и "преимущество" её перед реальной жизнью - эмоции почти те же, а необратимости последствий от проигрыша нет...  Игра всегда как бы, понарошку, не  по настоящему, просто... Не так страшно и чревато за возможные последствия, но сила переживаний, чувств, эмоций вполне сопоставима с действительностью, с жизнью. Это главное  преимущество игр - всегда можно переиграть!
      Игра - это, по своей сути, замена, подмена реальных жизненных коллизий, переживаний на иллюзорные, мыслимые, но дающие чувства очень близкие к действительным. Поэтому игра широко используется при обучении детёнышей как в естественной природе, так и у людей. Посредством игры легче усваиваются умения, навыки, благодаря эмоциональной насыщенности игр.
      К играм особенно склонны люди, которым, по тем или иным обстоятельствам (лень, страх, недостаток способностей, ущербность),  не хватает, не достаёт ощущений, переживаний, эмоций в реальной своей жизни, в действительности. Или когда эти переживания, эмоции в конкретной жизни недостаточно позитивны или, в основном, плохие, что вызывает стремление ухода из действительности за хорошими переживаниями в игру. Никто не станет играть в "игры", если он не верит в позитив от них и в возможность выигрыша!
       Если бы по жизни человеку всего хватало и он был бы полностью удовлетворён своей жизнью, то стал бы такой человек "играть"? Нормальный человек попробовал бы, но убедившись, что реальная жизнь гораздо богаче, интереснее, продуктивней - перестал. Один из главных смыслов игры - это получить то, чего не получается или не хватает по обыденной жизни.
       А откуда человек узнаёт, чего ему не хватает в его жизни? Только через сравнение своей жизни с жизнью других людей, его окружающих,  из книг, из фильмов, из рассказов людей... Человеку начинает представляться, казаться, что ему чего-то не хватает потому, что это нечто есть или было у кого-то, - о чём он узнал из различных источников,  - а у него этого нет. А может ему это только кажется и представляется? А может его обманывают? А может  человек устроен так, что ему всегда чего-то не хватает?
      Итак, игра - это имитация, замена, компенсация жизни с целью испытать позитивные чувства, эмоции, которых недостаёт человеку по его мнению в его реальной жизни. Получить ещё более возможный кайф - чем не цель жизни?
      У алкоголя и наркотиков те же последствия - человек испытывает чувство удовольствия, кайф при их потреблении, которого у него не было или было недостаточно без алкоголя или наркотиков. От "игр" люди  также заболевают  зависимостью, как и от химических  веществ. Механизм тот же. Это многократно описано. Игромания как болезнь, вполне сопоставима с алкоголизмом или наркоманией. Получение удовольствия в организме обуславливается выработкой определённых химических соединений - гормонов: дофамина, серотонина и т.д.
       Главная суть и смысл любой  игры -  это получение удовольствия.
       А там где "удовольствие" - там и "зависимость" от него. Вещная, денежная, игровая, сексуальная, властная, алкогольная, наркотическая...
      Что больше всего хочет человек, обладающей большими деньгами? Ещё больше денег!
      Что больше всего хочет человек, обладающей властью? Ещё больше власти!
      Что хочет человек, обладающий умом познания? Ещё больше знаний!
      Ну слаб и примитивен человек...
      Таким образом игра - это вам не хухры-мухры, как думают некоторые.
      Все восторгаются мыслями Шекспира и Пушкина, которые приблизились к пониманию  роли  игры в жизни человека: мол жизнь - театр, и каждый в нем играет свою "роль" или: "Что наша жизнь? Игра."
      Обобщая их слова, следует точнее сказать : вся наша жизнь - это стремление к кайфу через игру.
      И всё вращается вокруг этого. Фрейд отдыхает. Секс - это всего лишь один из способов получения кайфа при определённой игре.
      Шопенгауэр и Ницше отдыхают. Точнее - умерли. Как Бог, по Ницше. Воля и власть нужны только лишь как средства и методы для получения кайфа.
      Коммунизм с Марксом, Энгельсом и Лениным отдыхают.  Всем по потребностям - это есть всего лишь условия  получения кайфа.
      Весь Смысл человеческой жизни есть  стремление получить удовольствия  теми  или иными  способами  в той или иной всё возрастающей степени. Завтра будет лучше чем вчера - если удовольствий  больше! Если столько же, то это уже стагнация, недовольство. Человек не может чувствовать себя удовлетворённым  без непрерывного возрастания источника возрастания  удовольствия  -  ну хоть на чуть чуть.  Стоять на месте - это идти назад!
      Эпикурейцы кое-что из этого  поняли.
      Выдумщики  каббалы это поставили во главу своего учения.  Они это и многое чего подобного назвали словом "желание" - подразумевая под этим главный  движитель всех изменений и развитий. Желание  получить удовольствие (кайф)! А разве может быть иное естественное желание столь же сильно  мотивирующее человека на действия? Ну, кроме, конечно,  естественных инстинктов.
      Минимизация энергии системы и максимизация вероятности вариантов состояния (энтропии)  -  выражаясь метафорически -  определяют направление движения к удовольствию  всех участников процесса.  Возрастание  энтропии (разупорядоченности, хаоса, ) - это второй, перпендикулярный  способ получения "кайфа". Бог заложил это изначально во всё, что создал.
      Стремление к кайфу  движет миром. "Люди стремятся в жизни только к одному – к наслаждению." (Сомерсет Моэм). Квартира лучше чем пещера! Пендхауз лучше чем квартира!  Дом на берегу моря лучше чем пентхауз в центре Пекина!
Банан в руке лучше чем на дереве. Машина лучше чем телега. Смартфон лучше чем телефон. Компьютер лучше чем счёты. Почему?
      Потому что все они дают человеку возможность получать больше комфорта, удовольствия  (кайфа)  при меньших усилиях, т.е. получать больше позитивных результатов при минимуме усилий. И в первую очередь – обретение независимости от стихий природы и обстоятельств внешней среды.
      Человек к чему всегда стремился, как только стал человеком? К наибольшей независимости от внешних обстоятельств - от  температуры, дождя, ветра, освещённости...  Весь "прогресс" человечества  направлен на минимизацию негативного влияния на человека погоды, окружающей среды. Человек научился делать одежду, дома, города, машины, чтобы самому  делать как можно меньше и  получать удовольствие от жизни. В этом и состоит его  фундаментальный "смысл жизни", если отбросить всякие наносные мимикрии ума.
      "Кайф",  на наш взгляд, может быть четырёх видов.
-  Физический.
-  Физиологический.
-  Интеллектуальный.
-  Духовный.
      Кто дорос до соответствующего уровня - тот и получает самый больший "кайф". Лучше всего суметь получить все четыре в гармонической пропорции.
      Весь смысл развития и эволюции человечества - это получение максимального удовольствия  от жизни. Каждому на  достигнутых, реализованных  уровнях развития.
      Кому-то температура и мясо в щах.  Кому-то жемчуга и машины.  Кому-то процесс познания и  открытие закона, а кому-то вера в Бога...
      Кому-то получение Нобелевки,  а кому-то приобретение квартиры с удобствами.
Или переезд в Германию...
      Это и есть игра, по своей сути, и  игра есть один из важнейших способов достижения этого.

      "Самая удивительная, таинственная, остроумная игра из когда-либо созданных… В этой Игре нет никаких правил, кроме тех правил, по которым ты играешь. Здесь нет никакой цели, кроме той цели, к которой ты стремишься.
      Никто не выигрывает Игру — но никто и не проигрывает. Нет возможности покинуть Игру — даже попытка избежать Игры является частью Игры. И если кто-либо думает, что он покинул Игру… отлично, это тоже часть Игры.
      Если кто-либо думает, что он понимает Игру, что он является «властелином» Игры, или что он может «научить» тебя, как выиграть, это также является частью Игры. Все, что случается в Игре, полностью соответствует игроку. Это выглядит так, как если бы Игра была разработана специально для Вас. И это — часть Игры. Пока вы играете в эту Игру, вы не можете сделать неправильный ход.
      Хотите сыграть?
Извините, у вас нет выбора.
Вы уже находитесь посреди всего этого.
Игра уже происходит.
Эта Игра — сама Жизнь.
      Теперь Вы свободны играть…"
© Джефф Фостер

       "Суть жизни со смыслом" http://www.proza.ru/2015/10/10/1655
       "Счастье - это процесс" http://proza.ru/2013/12/13/1873