Вот ещё одно памятное фото из моего личного архива. На нём-Народный артист СССР Всеволод Санаев. Всесоюзный кинофестиваль "Душанбе-80". Я корреспондент Таджикского отделения ТАСС бегаю среди фестивальный гостей, ищу знакомые лица, на ходу соображая с кем бы поговорить до предстоящей встречи со зрителями. И вдруг - стоп! Всеволод Васильевич Санаев -чуть сутоловатый ,седой приветливо машет мне рукой. Подхожу, а он своим неповторимым голосом - глуховатым с лёгкой хрипотцой :
-Здравствуй ,милая! И ты здесь? Давно мы не виделись...
Смущённо оправдываюсь. что я не актриса, а журналистка, мол, мою курносую физиономию постоянно с кем-то путают. Санаев ласково гладит меня по плечу и тут же представляет подходящим к нашей группе артистам : "Знакомьтесь! Это Верочка из ТАСС". Ошарашенно принимаю улыбки и дружеские пожатия рук.
В автобусе Всеволод Васильевич сажает меня рядом с собой и я, забыв спросить его о творческих планах, взахлёб делюсь восторгами о санаевских ролях. Тут и полковник милиции Зорин в нескольких детективных фильмах, и Сиплый из "Оптимистической трагедии",и дебют - сразу три крошечные роли в комедии Григория Александрова "Волга-Волга". Вижу грустную улыбку Санаева при упоминании Шукшина, рано ушедшего из жизни в 1974 году. У Василия Макаровича Санаев сыграл московского профессора-языковеда в фильме "Печки-лавочки",деревенского мудреца в фильме "Ваш сын и брат" - отца непутёвого сына ( потрясающая роль Леонида Куравлёва),сбежавшего из тюрьмы за три месяца до освобождения. Решился на побег, чтобы увидеть раннюю весну и родные лица в своей деревеньке.
Всеволод Васильевич только головой покачал: "Всё про меня знаешь. И кино вижу любишь."
В то время и не слыхали об интернете, зато у меня всегда под рукой был Энциклопедический кинословарь. Да и журнал "Советский экран" со школьных лет читала. Но тогда редко кто знал, что дочь Санаева Елена пошла в профессии по стопам отца. А ещё она была замужем за блистательным актёром и режиссёром Роланом Быковым.
На встрече со зрителями ,отвечая на вопросы поклонников, Всеволод Васильевич рассказал, что родился в 1912 году в Туле. Подростком вместе с отцом работал сборщиком на знаменитой фабрике гармоней. И если бы не пошёл в актёры, то уж классным мастером по сбору тульской гармошки стал точно.
Но уже в 1931 году Санаева пригласили на актёрскую службу в Тульский театр драмы,потом -учёба в Москве в ГИТИСе. Дальше -МХАТ, Театр имени Моссовета, проба себя в деятельности театрального педагога. И фильмы,фильмы,фильмы-их у Санаева более ста.
Гостей кинофестиваля сопровождали на всех встречах корреспонденты из отделений ТАСС всех союзных республик. Но когда я вновь примыкала к группе во главе с Санаевым, то уж подходила к нему как к старинному доброму другу ,который поможет организовать любое интервью на ходу. Всеволод Васильевич в автобусах и на встречах со зрителями всегда держал место для Верочки из ТАСС. Я буду помнить это до конца дней.
Моя самая любимая кинолента с участием Всеволода Санаева- "Белые Росы",снятая режиссёром Игорем Добролюбовым на киностудии "Беларусьфильм" в 1983 году. Сценарий написал известный театральный драматург Алексей Дударев ,а музыку- Ян Френкель - автор любимых всеми песен. У Санаева в фильме главная роль старика Федора Ходоса. Почётный гражданин, ветеран труда и участник трёх войн давно живёт вдовцом в деревне "Белые Росы" ,на которую наступает разрастающийся город. Старенькие избы давно уже вписаны в очередь на снос,сельчане ждут ордера на новые квартиры в многоэтажке,а Федор Филимонович и не представляет, как можно расстаться с отчим домом,огородом,коровой-кормилицей. А главное, сердце у него болит за сыновей. Старший Андрей (арт. Геннадий Гарбун) чрезмерно расчётлив ,готов по договорённости с властями и отчий дом, и свою избу под дачи продать. Средний сын Сашка (Михаил Кокшенов) совсем от родных отбился-15 лет назад укатил аж на Курилы и нет от него ни звонка,ни весточки. А его ждёт отец да одноклассница Вера- местная почтальонка. Младший Васька (Николай Караченцов) -весельчак и балагур на всех свадьбах первый гармонист. Вот у него-то развод в семье назревает. Приехал на побывку с золотого прииска Мишка Кисель (Станислав Садальский) -первая любовь Васькиной жены Маруси (Галина Польских) и пошли у них тайные свидания. Тут ещё Маруся признаётся ,что любимая дочка Галюня не от Васьки рождена, а от Мишки. Как с этим смириться старому Ходосу и его безалаберному Ваське? Фёдор решает всё сохранить в тайне: Мишке-золотодобытчику советует забрать с собой Марусю и уехать из деревни подобру-поздорову,а обманутому сыну-подать на развод да взять всю вину на себя, негоже сноху позорить. Сашке-дураку шлёт в Воркуту телеграмму, чтоб срочно приехал,иначе без жилья останется.
Каждый день достаёт Фёдора Ходоса друг и ближайший сосед Тимофей (искромётная роль Бориса Новикова). Всё норовит съязвить по любому поводу да допытаться, почему старик не боится смерти и как остолоп на солнце молится. Ответ Ходоса прост ,как ясный день: " Я 80 лет смерти фигу показывал, три войны прошёл, троих сынов родил. А умру как все умирают. И поминки по мне будут, и слова разные, чего заслужил".
Надо видеть санаевского героя в каждом кадре этого фильма - его чуть сутуловатую фигуру, неспешную походку, вроде бы маловыразительную, но достоверную, мимику, грустновато-мудрый взгляд,слышать его тёплый негромкий голос. Веришь такому человеку безоговорочно.
К финалу фильма все узлы развязаны в семье Ходосов: Сашка с Курил вернулся и женился на верной Верке, Андрей сожалеет о неродившихся из-за абортов жены детях, изменщица Маруся никуда от Васьки не уехала и готова прожить с ним до конца. Фёдор на закате провожает солнышко и опять творит свою молитву: "Спасибо тебе за всё. За то, что родился, за то, что мучился ,за то, что терпел. Мне нечего больше просить у тебя. Пошли только детям тепла и света". Я каждый раз не могу сдержать слёз, глядя на Санаева...
В одном из последних интервью Всеволод Васильевич сказал : "Мы ведь не только играем или ставим фильмы. Мы тратим своё сердце. Нелегко это, но и уйти невозможно, коли горит актёрская искра."