ВКФ Душанбе-80 от Верочки из ТАСС

Вера Дейниченко
Вот ещё одно  памятное фото из моего личного архива. На нём-Народный артист СССР  Всеволод Санаев. Всесоюзный кинофестиваль  "Душанбе-80". Я корреспондент Таджикского  отделения ТАСС  бегаю среди фестивальный гостей,  ищу знакомые лица, на ходу соображая  с кем бы поговорить   до  предстоящей встречи  со зрителями. И вдруг - стоп!  Всеволод Васильевич Санаев    -чуть сутоловатый ,седой   приветливо машет мне рукой. Подхожу,  а он  своим неповторимым    голосом - глуховатым с лёгкой хрипотцой :
-Здравствуй ,милая!  И ты здесь? Давно мы не виделись...
Смущённо оправдываюсь. что я не актриса,  а журналистка, мол,  мою курносую  физиономию  постоянно с кем-то путают. Санаев ласково гладит  меня по плечу и тут же  представляет   подходящим к нашей группе артистам :  "Знакомьтесь! Это Верочка из ТАСС". Ошарашенно принимаю улыбки и дружеские пожатия рук. 
В автобусе Всеволод Васильевич сажает меня  рядом с собой  и я, забыв спросить его  о творческих планах, взахлёб  делюсь восторгами  о санаевских ролях.  Тут и полковник милиции Зорин  в нескольких детективных   фильмах, и Сиплый из "Оптимистической трагедии",и  дебют -  сразу три крошечные роли  в комедии  Григория Александрова  "Волга-Волга".  Вижу грустную улыбку  Санаева  при упоминании  Шукшина,  рано ушедшего из жизни в 1974 году.  У Василия Макаровича    Санаев сыграл  московского профессора-языковеда  в фильме "Печки-лавочки",деревенского мудреца  в  фильме "Ваш сын и брат" - отца непутёвого сына   (  потрясающая роль  Леонида Куравлёва),сбежавшего из тюрьмы  за три месяца до освобождения. Решился на побег, чтобы  увидеть раннюю весну и родные лица  в своей деревеньке.
Всеволод Васильевич только головой покачал: "Всё про меня знаешь.  И кино вижу любишь."
В то время и не слыхали об  интернете,  зато у меня всегда под рукой был  Энциклопедический кинословарь. Да и  журнал "Советский экран"  со школьных лет читала.  Но   тогда  редко кто знал, что дочь   Санаева   Елена  пошла  в профессии по  стопам  отца.  А ещё  она  была замужем  за блистательным актёром и режиссёром   Роланом   Быковым.
На встрече со зрителями ,отвечая на вопросы поклонников,  Всеволод Васильевич рассказал, что родился в 1912 году в Туле. Подростком   вместе с отцом  работал сборщиком на знаменитой  фабрике  гармоней. И если бы не  пошёл  в актёры, то  уж   классным мастером по сбору  тульской гармошки стал  точно.
Но уже  в 1931 году  Санаева пригласили   на актёрскую службу в  Тульский театр драмы,потом  -учёба в Москве  в ГИТИСе. Дальше -МХАТ,  Театр  имени Моссовета,  проба  себя  в  деятельности театрального педагога. И фильмы,фильмы,фильмы-их у Санаева  более ста.
Гостей кинофестиваля  сопровождали на всех встречах корреспонденты из отделений ТАСС всех союзных республик. Но когда я вновь  примыкала к группе во главе с Санаевым, то уж подходила к нему как к старинному доброму другу  ,который поможет  организовать любое интервью на ходу.  Всеволод Васильевич  в  автобусах  и на встречах со зрителями всегда   держал место для Верочки из ТАСС.   Я  буду помнить это до конца дней.
Моя самая  любимая кинолента с участием  Всеволода Санаева- "Белые Росы",снятая режиссёром Игорем Добролюбовым   на  киностудии "Беларусьфильм" в 1983 году. Сценарий написал   известный театральный драматург Алексей Дударев  ,а музыку- Ян Френкель - автор любимых всеми песен.  У Санаева  в фильме  главная роль  старика Федора Ходоса.  Почётный гражданин, ветеран труда и участник  трёх войн давно живёт  вдовцом в деревне  "Белые Росы"  ,на которую наступает    разрастающийся город.  Старенькие избы давно уже вписаны   в очередь на снос,сельчане ждут ордера на  новые квартиры в многоэтажке,а Федор  Филимонович и не представляет,  как  можно расстаться с отчим домом,огородом,коровой-кормилицей. А  главное, сердце у него болит за сыновей.    Старший Андрей (арт. Геннадий Гарбун)  чрезмерно расчётлив  ,готов  по договорённости с властями   и отчий дом, и свою избу под дачи продать.  Средний сын Сашка (Михаил Кокшенов)   совсем  от родных отбился-15 лет назад укатил аж на Курилы и нет  от него ни  звонка,ни  весточки. А его  ждёт отец   да  одноклассница  Вера-   местная  почтальонка. Младший    Васька (Николай Караченцов)  -весельчак и балагур    на всех  свадьбах  первый гармонист.  Вот у него-то   развод в семье назревает.  Приехал на побывку  с  золотого прииска  Мишка Кисель (Станислав Садальский) -первая любовь  Васькиной жены Маруси (Галина Польских) и  пошли у них тайные  свидания.    Тут ещё Маруся признаётся  ,что  любимая дочка Галюня  не от  Васьки  рождена, а  от Мишки.   Как с этим смириться  старому Ходосу и его безалаберному  Ваське?    Фёдор  решает всё сохранить в тайне:  Мишке-золотодобытчику  советует  забрать с собой Марусю и уехать из деревни подобру-поздорову,а обманутому сыну-подать на развод да взять  всю  вину на себя,  негоже   сноху позорить. Сашке-дураку  шлёт в Воркуту телеграмму, чтоб  срочно приехал,иначе  без жилья останется.
Каждый день достаёт  Фёдора   Ходоса  друг и ближайший сосед  Тимофей  (искромётная роль Бориса Новикова).  Всё норовит съязвить  по любому поводу да допытаться,  почему   старик не боится смерти  и как остолоп   на солнце   молится.  Ответ  Ходоса   прост ,как ясный день:  " Я  80 лет смерти фигу показывал, три войны прошёл, троих сынов родил. А умру как все  умирают. И поминки  по мне будут, и слова разные, чего заслужил".
Надо видеть санаевского героя   в каждом кадре этого фильма - его чуть сутуловатую фигуру, неспешную походку, вроде бы  маловыразительную, но  достоверную,    мимику, грустновато-мудрый взгляд,слышать его тёплый   негромкий  голос. Веришь такому человеку безоговорочно.
 К финалу фильма  все узлы развязаны в семье Ходосов: Сашка с Курил вернулся и женился на верной Верке, Андрей сожалеет о неродившихся  из-за абортов  жены детях, изменщица   Маруся никуда  от Васьки не уехала и готова прожить с ним  до конца.  Фёдор  на закате провожает солнышко  и опять творит свою молитву:  "Спасибо тебе за всё.  За то, что родился, за то, что мучился ,за то, что терпел. Мне нечего  больше просить у тебя. Пошли только  детям тепла и света".  Я каждый раз  не могу сдержать слёз, глядя на Санаева...
В одном  из последних интервью  Всеволод Васильевич  сказал  : "Мы ведь не только  играем или ставим  фильмы. Мы тратим своё сердце.  Нелегко это, но и уйти невозможно, коли горит актёрская искра."