Норвегия. Берген. Харальд Северуд

Борис Готман
   Когда мы, наконец, расстались с прекрасным памятником "норвежскому Паганини" Оле Буллю, первому понявшему и оценившему талант мальчика Эдварда Грига, мелкий дождик перешёл почти что в ливень.
   
   В нескольких сотнях метров от нас, если двигаться по Оле Булль Пласс в направлении озера Лилле Лунгегордсванн,  находится большая крытая беседка, так называемая Музыкальная ротонда, куда мы и пошли быстрым шагом – вот, примерно таким, каким идут попавшие на мой верхний снимок граждане в плащах с одним красным зонтом на троих.

   Фотоаппарат, как всегда в таких случаях, я спрятал под куртку, но, подойдя к Ротонде и взглянув вправо, понял, что придётся, несмотря на дождь, его извлечь.

   Потому что взгляд выхватил знакомые очертания скульптуры из дуг, установленной на газоне перед розоватым фасадом одного из корпусов Художественного музея.

   О музейной принадлежности здания  свидетельствовала надпись "КОДЕ" на красной доске в его правом верхнем углу.
   
   Про скульптуры из дуг я уже писал несколько лет назад, рассказывая о Ницце, точнее,  об одном из её современных символов – взметнувшейся в небо Дуге Вене в саду Альберта Первого.
   
   Напомню, на русскоязычных сайтах пишут фамилию  автора "Венет",  но читается она всё же Вене.

   Почему эта устремлённая в небо дуга стала одним из главных символов Ниццы, если её создатель Бернар Вене "раскидал" десятки дуг по всему миру, а в некоторых местах такие или почти такие дуги стоят целыми пачками, прижавшись одна к другой, можно прочесть в моей заметке под названием: "Ницца - секрет Arc115 5 de Venet".

   Вот и здесь, в Бергене, стояли знакомые мне по скульптурам в других странах дуги.
   
   На увеличенном снимке можно эти дуги пересчитать, получится три группы, или кольца, по четыре в каждом.
    
   Каждая дуга сдвинута относительно соседних, поэтому их концы образуют рваную линию, намекая на какую-то важную особенность образа, который символизирует эта скульптура.
    
   Надо сказать, что в городском парке Бергена (Byparken) установлено много интересных скульптур, о которых, надеюсь, ещё напишу.
   
   Есть обнажённые, например, "Лежащий поэт" с выставленными на всеобщее обозрение скромными мужскими достоинствами, а есть словно замурованные в камень,  как памятник Кнуту Гамсуну.
   
   Большинство скульптур там не очень узнаваемы туристами, поэтому и я не всегда интересовался, кому они посвящены – всё узнать и запомнить невозможно.
   
   Но дуги Вене, словно "галочки" в списках указывают,  что они посвящены какому-то значительному образу или событию.

   Действительно, оказалось, что эта композиция установлена в 2000 году в память известного норвежского пианиста и композитора  Харальда  Северуда  (Harald Seaverud, 1897- 1992).

   Ему принадлежит  музыкальная  пьеса  "Пер Гюнт",  написанная  по заказу Национального театра в совершенно  другой, отличной от романтического стиля Эдварда Грига, манере.

   Известен он и тем, что последнюю свою симфонию завершил в возрасте 92 лет.
   
   Но наибольшую известность и славу принесли ему антифашистские  симфонии, написанные им  в годы оккупации Норвегии германскими нацистами.
   
   В то время  как  один из "столпов" норвежской литературы  Кнут Гамсун не скрывал своих симпатий  к  Гитлеру  и  настолько тесно дружил и сотрудничал с Геббельсом, что даже подарил тому свою Нобелевскую медаль,  Харальд  Северуд  написал  такие антинацистские произведения, как «Страстное рондо» и «Баллады протеста» (норв. Kjempeviseslаtten), представляющие собой символическое музыкальное воплощение Сопротивления норвежцев немецкой оккупации.
    
   Писатель Гамсун выступал на страницах фашистских газет, а композитор  Харальд  Северуд  посвящал свои произведения  расстрелянным  нацистами героям Сопротивления!

   Такие вот два представителя норвежской культуры.

   Что интересно. Читая материалы, опубликованные на русском языке в интернете, не нашёл статей о композиторе  Харальде  Северуде,  кроме статьи в Википедии и прекрасной статьи Елены Битеряковой на сайте "norse.ru".
 
   Зато видел массу хвалебных статей о Кнуте Гамсуне, превозносящих его антисемитизм, его симпатии к гитлеровской Германии, и его утверждения, что Вторая мировая война была развязана против несчастной нацистской Германии английским империализмом, за которым стояло мировое еврейство.

   Но вернёмся к Аркам Вене в честь  Харальда  Северуда.

   Надо сказать, что большинство жителей Бергена называют эту скульптуру "скелет кита".

   Некоторые норвежские деятели искусства пишут, что не понимают связь между дугами-арками и образом композитора.
 
   Правда, в то время, когда они этот вопрос обсуждали, их удовлетворило объяснение, что среди колец, покрашенных в  черный, красный и  желтый цвета,  жёлтое – золотое - кольцо символизирует композитора.
 
   Художник Эрлинг Даль говорил о скульптуре: "Памятник выражает не то, что я связываю с Харальдом  Северудом, потому что  он не был круглым. Я обнаружил, что похожие скульптуры Бернара Вене  установлены и в других странах. Но если мы посмотрим ближе, мы увидим  золотое кольцо. Оно и символизирует Харальда Северуда".

   По этому поводу и в заключение заметки хочу сказать следующее. К моменту нашего посещения памятника все кольца были уже одного цвета ржавого металла, что читатель и видит на моих снимках.
 
   Видимо, именно потому, что композитор "не был круглым",  края дуг образуют рваную линию.
 
   А именно благодаря необычности скульптуры захотелось узнать о ней. Теперь уже не только я, но и читатели будут знать о ещё одном великом сыне норвежского народа, замечательном композиторе Харальде Северуде.

   Кстати, если Гамсун называл себя германцем, то  Северуд с гордостью называл себя норвежцем!