Право на жизнь

Ратш Любомиров
          Заранее прошу прощения у Бога и у тех, кого возмущает или оскорбляет то, что я изобразил Его слишком похожим на человека.


И умер Человек, и предстал перед судом Божиим. И спросил сурово Бог:

— Человек, чем можешь похвастаться?

Человек подбоченился, гордо взглянул на Бога, ответил:

— Я — Твое творение, Твое подобие, в общем, венец природы!

И стал голос Господа более суровым от этих слов.

— А скольких живых существ ты уничтожил? Как обесчестил и запятнал свою Землю-мать?!

Человек едва сконфузился, совсем чуть-чуть.

— Да, я убил многих, отравил окружающую среду. Но все это я делал ради общего человеческого блага!

— Общего?! Блага?!

И Человек опустил глаза:

— Да…

И вступил в диалог один из ангелов:

— И не стыдно тебе врать в лицо Богу?!

Человек промолчал. И задал Бог ему новый вопрос:

— Человечен ли ты был в жизни?

Человек совсем поник, но ответил:

— Не всегда, Господи, я признаю это…

И один из ангелов открыл книгу его жизни, сердито сдвинул брови, заглянув в нее.

— Не всегда?! Среди тебе подобных на один миллион находятся десятки здравомыслящих. И что ты делаешь с ними?! Называешь сумасшедшими!

— Но они инакомыслящие! Они разлагали бы общество!

И спросил Бог:

— А не разлагаешься ли ты и так? — ведь Человек был воплощением всего человечества и человека в отдельности одновременно.

— О да, но именно поэтому я и стараюсь изолировать инакомыслящих. Я стараюсь, я все могу объяснить.

Голос Бога стал громоподобным:

— Красивые правильные слова и объяснения, это для Люцифера. Для Меня важны поступки.

— Я набожен, Боже! Я регулярно ходил в церковь, постился, отдавал десятую часть дохода церкви, крестился, крестил детей своих, молился тебе!

— Я не слышал твоих молитв… Были ли они искренними? Был ли Я у тебя в душе?

Человек лишь опустил голову.

И Бог повернулся к ангелам, сказав:

— Даже Мне трудно судить тебя, слишком противоречива сущность твоя, человеческая. Воспользуюсь твоим же достижением, присяжными, их заменят Мне ангелы. Что скажете?

И один из ангелов выступил вперед:

— Человек есть удивительная помесь добра и зла. Глубоко в нем всегда идет борьба… Иногда люди хотят добра, но зачастую лишь множат зло… Слишком часты такие случаи. Поэтому мы не можем больше терпеть боли, которую он причиняет миру. Наш приговор таков: человек недостоин жить!

И Бог совсем по-человечески с грустью вздохнул.

А Человек не хотел сдаваться без борьбы, он был борцом по своей природе, даже после смерти он боролся.

— Если уж судите по земным законам, то я требую апелляции! Я требую смягчения приговора! Я исправлюсь!

И, подумав, Бог сказал:

— Хорошо. Я даю тебе шанс жить, ты будешь послан назад на Землю. Ты будешь всемогущ, хм, почти как Я. Твоя цель — за один год сделать людей достойными жить.

Человек увидел космическое пространство, к земле летел астероид, Человек понимал, что через год он столкнется с Землей, уничтожив человечество.

— Иди же! — сказал Бог.

И Человек вернулся на Землю.

Ангел обратился к Богу:

— Господи, пути Твои неисповедимы, но зачем Ты наделил человека столь неисчерпаемой силой?! Он уничтожит себя и планету сам!

— Человек силен, пока верит в свои силы. А уничтожив себя сам, он только докажет правоту вашего решения.

                ———
 
Очнулся Человек в чистом поле. Вдали виднелись очертания строений и смог над ними — город. Он встал, оглядел себя: обычное, заурядное тело, обычная неброская одежда.

Человек помнил произошедшее с ним, и сказал себе: “Ведь я всемогущ!”. И захотел оказаться в городе.

И стоит он уже посреди оживленной улицы. Мимо него идут люди, не замечая никого вокруг, каждый сам за себя, каждый идет к своей цели, не обращая внимания на окружающих, таких же безразличных ко всему.

И начал Человек исполнять свою миссию. Первой его мыслью и делом было обращение к людям, прямо посреди улицы. Человек избрал форму проповеди, он взывал к милосердию и здравомыслию. Люди обходили его стороной, многие не удостаивали его даже взглядом, некоторые пробовали заткнуть его, один мужчина пытался дать ему денег, видимо сочтя Человека собирателем на нужды церкви. И лишь несколько человек остановились и стали с интересом слушать его. Это были старики, молодежь и дети — самые впечатлительные среди людей. А Человек пошел по городу, собирая все большее число слушателей, которые все больше проникались его словами.

А на следующий  день Человек был уже в психиатрической лечебнице, его это совсем не удивило, в прошлой жизни он и сам поступил бы так. Человеку не составило труда выбраться из нее, и он снова взялся за старое. И опять с тем же успехом. Эта комбинация повторялась несколько раз.

Тогда Человек пошел по другому пути. Он начал творить чудеса. Приходил в больницы, после чего там не оставалось больных, возвращал зрение слепым, конечности калекам. Это вмиг сделало его знаменитым, вернее суперзнаменитым. Его стали приглашать на радио и телевидение, газеты и журналы не переставали писать о нем. Во всех интервью он говорил об одном: о необходимости возвращения к Богу, о любви, сострадании и человечности. Через неделю о нем говорила вся страна, через две — весь мир.

Человек рассказал людям о том, как получил свою силу, об астероиде, грозящем  Земле. Астрономы подтвердили его слова, эта катастрофа уничтожила бы все живое на Земле, в том числе и человека. Скептики предлагали Человеку уничтожить угрозу, раз он наделен божественной силой. Он пытался сделать это множество раз с тех пор, как снова стал живым, но ничего не выходило. Все-таки он не был Богом, даже равняться с ним не мог. Астероид был ему неподвластен. Военные пытались уничтожить астероид ракетами с ядерными боеголовками, но у них ничего не выходило, ведь тот летел в плотном облаке осколков, и ракеты взрывались, так и не долетев до него.

Госструктурам всего мира естественно не нравилось влияние Человека на народные массы. Однажды он шел по улице, окруженный толпой своих почитателей, которые с интересом ему внимали, ведь Человек был не только всемогущ, он еще обладал и абсолютным Знанием. Но внезапно Человек остановился, обернулся и положил одному из окружающих руку на плече, посмотрел ему в глаза, грустно улыбнулся и сказал: “Не надо, мое время еще не наступило”. Мужчина выронил нож, который, оказывается, держал в руке, опустил глаза и заплакал. Сквозь слезы он рассказал, что его наняли убить Человека. Был бы Человек обычной знаменитостью, толпа, наверное, тут же разорвала бы убийцу на части, но он не зря только то и делал, что наставлял людей на путь истинный. Наемника отпустили, и даже дали денег, так как он согласился на убийство именно потому, что ему нечем было кормить своих детей.
 
Через некоторое время на телевидении замелькали люди, утверждающие, что они киллеры, и что оружие заклинивало и отказывалось стрелять, когда они пытались стрелять в Человека. А у одного даже лук сломался в руках, когда он попытался пустить в Человека отравленную стрелу. После этого Человек несколько раз указывал на заминированные здания, в которые он как раз направлялся. Несколько раз его пытались сбить машиной, у первой, уже летящей на него, вдруг разом отлетели все четыре колеса, у остальных просто внезапно выходил из строя руль. В этом было даже что-то комичное: резко тормознувшая посреди дороги машина, и бледный, как полотно, водитель, который выходит из нее, держит в руках рулевое колесо и жутко ругается.

Было еще очень много ухищрений: яд, подсыпанный в пищу, ядовитый газ, пущенный в комнату, где он спал, бешенная разъяренная собака, вдруг выскочившая из подворотни, провод под напряжением, подсоединенный к металлической дверной ручке, штаммы смертельных вирусов.

Последней попыткой была осколочная граната, брошенная с крыши дома в толпу, прямо под ноги Человеку. На миг все замерли и затихли так, что стало слышно, как шипит запал. Мигом позже на гранату кинулся ничком один из людей, на него навалилось еще несколько. Человек улыбнулся и спокойно сказал: “Ну что же вы. Вставайте, а то еще раздавите.” Люди недоуменно поднимались на ноги. Первый, кинувшийся на гранату, продолжал лежать, потом вопросительно взглянул на Человека. Тот, продолжая ободряюще улыбаться, утвердительно кивнул, вставай мол. Мужчина нехотя и с видимой опаской начал подниматься. Изумлению человечества не было предела — из-под мужчины к небесам взмыл снежно-белый голубь.

Прошло пять месяцев. Человек продолжал быть бешено знаменитым. Его миссия не стояла на месте — люди становились более порядочными и набожными, они видели в Человеке своего Спасителя, верили, что он их спасет, тянулись к нему. Но все равно еще очень многие оставались закоренелыми атеистами и подлецами.

Человек не знал, что ему делать, прошла уже почти половина отведенного ему срока, а результаты были слишком незначительны. И тогда Человек обратился к Богу, так, как никогда не обращался в прошлой жизни. Он молился, горячо и искренне просил совета у Господа. И услышал он глас Божий: “Ты ничем не отличаешься от остальных людей. Каждый может пользоваться теми же силами, которыми Я позволил пользоваться тебе. Просто ты поверил в Меня, поверил в свои силы, знаешь, что их можно использовать только для благих дел. Всели в людей эту веру, обрати к свету!”

И Человек начал открывать веру в людях. Сначала такие “всемогущие” измерялись десятками, позже сотнями и тысячами, а потом и сотнями тысяч и даже сотнями миллионов.

Так наступила новая эра в истории человечества, истинно гуманистическая. Люди стали относиться добрее и человечнее друг к другу. Пропали войны, коррупция, преступления. Человек видел это и радовался, почти идиллия, почти рай царили на Земле. И странное дело, астероид сначала замедлил свое приближение к Земле, а потом и начал потихоньку отдалятся. Все радовались, что останутся живыми, и что все обошлось.

Прошло двадцать лет. Выросло новое поколение человечества, которое узнавало про такие понятия как “зло”, “ненависть”, “война”, “убийство”, “насилие”, “преступление” только из книг, но при этом, оно просто не представляло, как такое может быть. А когда дети спрашивали у взрослых об этих мертвых понятиях, то даже те, кто жил до прихода Человека, не могли нормально объяснить их суть. Люди уже не были людьми, в том понимании этого слова, которое сложилось на протяжении столетий.

А однажды пришел к Человеку тот, кто имел на Земле бесконечное множество имен, падший ангел Люцифер.

И спросил он Человека:

— И не скучно тебе так жить?

Человек узнал собеседника, но ничто не изменилось в его чистой душе, ни капли ненависти или злобы не чувствовал он к нему, лишь некую грусть и сострадание.

— Нет, не скучно.

— А ведь ты мог бы быть богом на земле! Тебе поклонялись миллионы! Но ты отдал им свою силу, сравнял всех!

— Разве это плохо?

— Конечно! Ты даже не представляешь! Ведь ты не живешь, ты влачишь жалкое существование! Что интересного есть в твоей жизни? Сюси-пуси: не убий, не укради, не прелюбодей. Тоска!

— Уйди, я все равно останусь верен себе и Богу!

Сатана плюнул на землю со злобы, исчез в облаке сернистого дыма, ушел от него ни с чем. Но он пытал счастья и приходил не только к Человеку. И посеял он ересь и неуверенность среди человечества.

И увидели астрономы, что астероид опять двинулся к Земле. Теперь он летел с еще большей скоростью. Человек попробовал снова все наладить. Это слабо удавалось. Появлялось все больше и больше отступников, они с упоением нарушали Заповеди, глумились над Святым Писанием. Ведь многие стали беспечными сразу после того, как над Землей перестала нависать опасность.

До столкновения с Землей астероиду осталось четыре месяца, когда Человека убили. Он знал про убийство, но он уже ничего не мог противопоставить своим убийцам, кроме добра и любви. Чуда не произошло, Человека убили, его время вышло.

                ———

И опять стоял Человек перед Богом. Бог, казалось, был удручен. Он спросил:

— Что скажешь?

Человек лишь голову опустил.

— Тогда смотри, смотри, что творится на планете!

И Человек увидел. Он не поверил своим глазам. Его ученики и сторонники начали мстить грешникам и вероотступникам за его смерть, при этом вовсю использовали те силы, которые были даны им для благих дел! На Земле снова зажгли костры войны. Люди убивали, убивали и убивали. А над ними висел астероид, который все увеличивал и увеличивал скорость, и который, в конце концов, уничтожит их всех.

— Что теперь скажешь?

Ответил ангел:

— Они сами сделали выбор. Человечество нежизнеспособно и не заслуживает жизни!

Приговор был очень жесток. Бог молчал.

А Человек в непонятном человеческом порыве заговорил. Он гордо вскинул голову, на глазах его блестели слезы, он смотрел на Бога и ангелов с негодованием и даже с вызовом.

— Господи! Ты Бог, Ты всемогущ, но Ты неправ!

Ангелы удивленно переглянулись и взглянули на Бога. Бог сохранял молчание. А Человек продолжал, временами повышая голос до крика:

— Да, человечество своими поступками заслужило смерть! Но есть такие человеческие деяния и черты, которые если не перечеркивают, то уменьшают его грехи! Например…

Человек запнулся. Ангелы усмехнулись, если бы они были людьми, а не ангелами, их усмешки можно было бы назвать презрительными.

— …Например, любовь! Что может быть лучше любви, Господи?! Что может быть лучше и божественнее чистой незапятнанной ничем любви?!! Скажи, Господи, скажи!

Бог не знал, что ответить. Ангелы молча опустили головы. Человек сам ответил на свой вопрос.

— Ничего! Человек достоин жить! Хотя бы за то, что он может и умеет любить!!! Ваше решение неверно! Вы ошибаетесь! Уничтожив людей, вы сотворите в миллиарды раз больший грех, чем все грехи, которые сделал человек! Человек порожден любовью! Он живет ради любви! Он выживет ради любви, наперекор любым астероидам!

Бог и ангелы исчезли, Человек остался один.

Суд удалился на совещание.

12 — 13.11.2003