Из бесед с учащимися. Беседа первая. Два молчания

Юрий Радзиковицкий
                Из  бесед с учащимися
 
                Беседа первая
               
                Два молчания

1. Почему Базаров замолчал и почему заговорил потом, скривив губы?

Хороша герцогиня, - возразил Аркадий, - с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой.
   - Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук... Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?
   - Как Сперанский, - прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы.

Для начала понимающего чтения нужно прояснить для себя две реалии из текста данного отрывка: дьячок и Сперанский. Для читателей, современников
И. Тургенева, смыслы этих реалий были вполне очевидны, но  для нас, живущих почти через полтораста столетий, многое в них неясно и темно.  Поэтому нужно было найти некоторую информацию, проясняющую это потаённое.  Примерно такую.
Дьячок – церковный служитель самого  низшего разряда в православной церкви. Наиболее малообеспеченная  категория служащих в русской православной церкви.
М. М. Сперанский – один из самых значимых политических деятелей России в первой трети девятнадцатого века.

Рождённый в глухой владимирской деревеньке Черкутино, он, действительно, был внуком дьячка по материнской линии. За проявленные в детстве способности был послан учиться в семинарию, церковную школу, где при поступлении получил фамилию Сперанский, как подающий надежды, ведь латинский глагол spero, Sperare означает уповать, надеяться. И  всей своей дальнейшей жизнью он оправдал самые смелые надежды знающих его людей. Он стал вторым по влиянию после императора лицом в стране, по поручению Александра Первого он разработал реформу российского государства, а декабристы в случае успеха их восстания в 1825 году прочили его в первые президенты русской республики. Правда, потом, по злой иронии судьбы, он был среди тех, кто вынес смертный приговор их руководителям.
 Через  почти тридцать лет после смерти этого выдающегося деятеля Евгений Базаров вспоминает о нём,  почему-то «скривив губы». И тут на память приходят две строчки, случайно застрявшие где-то у меня в подсознании.

Скривив свои губы в усмешке,
Внимательному боль предъявит.

Была ли усмешка на лице у Базарова, автор не пишет,   но то, что это движение губ было проявлением чего-то горестного для него, не вызывает особого возражения. Однако, что за боль возникла вдруг  у него во  на помощь понимающее чтение. Мы помним, что прежде, чем напомнить о своей весьма  заурядной родословной, наш персонаж долго молчал. О чём он молчал, какие мысли вызвали у него горечь? Мне кажется, наиболее вероятным – сравнение своей судьбы  с судьбой Сперанского.

Видно, в юности, подавая надежды, ему грезилась и успешная карьера, и имя звонкое, и слава. Но единственной общностью с известным политическим деятелем у него была к моменту разговора только неказистая  церковная должность их близких предков. Что помешало его успехам на поприще служения? Его отрицание всего или неуважение к культурному наследию, собственная неспособность к деятельности, вздорность и заносчивость характера или что-то другое? Но ясно одно, его самолюбие уязвлено, гордыня его испытывает  оскорбление. И мы понимаем, как нелегко жить ему со всем этим при всей его внешней браваде, вульгарной и бестактной. И в дальнейшем нам будет яснее понимать  не только причины его разрыва с Ольгой Одинцовой, но и причины столь безответственного отношения к себе, приведшие его к раннему и трагическому смертельному исходу.
Кривляние губ – и как можно многое понять о персонаже, осуществив  диалог со всеми обстоятельствами, сопровождающими этот факт.

2. Почему Катя с недоумением посмотрела на Базарова?

Базаров усмехнулся.
   - Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу…
Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова.

Недоумение в глазах Катюши, как ты думаешь, о каких  невысказанных мыслях, сопровождающих такое в  них выражение, могло бы поведать?  Что это? Непонимание того, о чём снисходительно вещает сей странный человек? Осознание, что она лишняя при этом бестолковом разговоре? Или искреннее удивление, как подобную ерунду можно произносить, да ещё с таким умным видом? Для ответа на эти вопросы, видно, нужно осуществить понимающий диалог. Но с какими обстоятельствами, связанными с сестрой Ольги? Ведь уже прочитанный  нами до этого текст «Отцов и детей» дал нам ничтожную информацию о ней: сирота с двенадцати лет, воспитывалась  потом старшей сестрой, проживала до двадцати одного года в помещичьей усадьбе, имела ограниченный круг общения.

 Если вопросить эти обстоятельства, то в ответ мы получим утверждение, что недоумение в её глазах должно говорить или об её робости,  или о недостаточной образованности. На этом можно было и остановиться. Но есть ещё одно обстоятельство, но оно не из предыдущего текста. Оно прямо здесь, перед нашими глазами. Вот с ним надо бы вступить  в диалог, его спросить и попытаться получить ответ. Ты удивишься, что за обстоятельство?  Тогда я вновь его тебе цитирую: «Катя … подбирала цветок к цветку». Цветы в её руках говорят нам, что Катя -  частый гость окрестных рощ и дубрав. И выросшая среди них и созревшая чувствами  и мыслями в тесном союзе с миром цветов, трав и деревьев, она не понимала, как подобное могло прийти в голову этому, по-видимому, образованному господину! Её деревья все схожие?! Но они такие разные, она только от них. И она ещё помнит, как они не одинаково шумят листвой, какая у них разная температура, её можно почувствовать, прижавшись к  их стволам, какая у них непохожая кора: шершавая, бугорчатая, гладкая, как ладонь ребенка, в какие причудливые сочетания веток и стволов превращается крона каждого из них, и как разнообразен их наряд по осени: «осенняя пора,  очей очарование». „Нет, этот чудаковатый гость сестры явно болтает ерунду. Не знает он жизни, но любопытен в своей бестолковой самоуверенности».

  Ты заметил, как в этом маленьком эпизоде нам вдруг открылась глубинная мысль. Она состоит в том, что Катя ненароком почувствовала главный изъян Базарова: нежизненность его теорий, отрыв их от естественного хода событий и обречённость на неудачу.
  Два молчания, но как много они нам поведали о главном персонаже «Отцов и детей».