Павловский анекдот. Поговаривают, что...

Седой Паромщик
   Вот уже третье лето подряд даю душе ослабу: сбегаю к сАмому окошку...К "окну в Европу".Сама Европа последние годы не очень-то нас, старичков российских, ждёт: чего возьмёшь с пенсионера, свыкшегося уже и с санкциями.. и с капельницами. Но детище великого Петра, особливо когда "одна заря сменить другую..."- Великий Санкт - Петербург,- вполне самодостаточен. Не нуждается даже в таких избитых сравнениях, как "северная Пальмира", или "... Венеция". Его не смогли (не решились, не успели?) загадить даже новаторы-архитекторы, садисты-конструктивисты. Хотя это им удалось, например, в Берлине, или Лондоне, не говоря уж о первопрестольной.
    Моим любимым пригородом Ленинграда - Петербурга неизменно остаётся резиденция пожалуй самого загадочного императора российского - Павла - Павловск. Смотрите, пожалуйста, мой фотоальбом о павловском дворце-музее здесь:
https://gallery.ru/watch?a=bNHs-oGaD
    Конечно личность этого "Великого магистра мальтийского ордена", решившегося было на реформацию и масонства и российского крепостничества, смотрится привычней на строгом гатчинском плацу, а не в объятиях пасторальной неги павловского "английского парка".И всё-таки, истинным заветным гнёздышком Павла и его второй законной супруги Марии Фёдоровны (София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская)был тогда так называемый "Собственный садик" прямо перед павловским архитектурным шедевром в стиле ампир.. Он был задуман, как уютный уголок под открытым небом для отдыха великокняжеской четы. Сюда Мария Федоровна и Павел I могли попасть непосредственно из своих покоев, что и определило интимный характер сада, созданного только для его хозяев. Несмотря на свою нарядность Собственный садик выглядит совсем домашним и словно продолжает покои Большого дворца, в нем нет ничего торжественного.
   Павел...,"БЕДНЫЙ ПАВЕЛ"...
"...умный, просвещенный и добрый человек, загнанный бесчеловечной русской историей в тупик политического безумия и истерической тирании, самый одинокий, несчастный и непонятый деятель XVIII столетия. Царствование императора Павла I стало последней неудачной, суматошливой, трагикомической попыткой завершить дело Петра Великого, то есть силой навязать "сверху" расхлябанной, вконец избаловавшейся при снисходительной императрице Екатерине II Обломовке-России правильные европейские формы и прусский порядок во всех сферах ее привольного и бескрайнего бытия."http://www.masonry.ru/demo/p14.htm
 "Павел был первый противодворянский царь этой эпохи (...), а господство дворянства и господство, основанное на несправедливости, было больным местом русского общежития во вторую половину века". В.О.Ключевский. Итак -"первый противо дворянский царь" На мой взгляд, это достопамятная заслуга Императора Павла...
   Но вернёмся к садику...
  Сейчас самым заметным объектом "Собственного садика" является чудесная беседка со скульптурой "Три грации", смело приветствующая входящих тремя недурственными задиками.
  Почему-то тут на ум пришёл стих А. Вознесенского: "Он вышел в сад. Смеркался час. Усадьба в сумраке белела, Смущая душу, словно часть незагорелая у тела". 

  Поговаривают, что соотечественник Марии Фёдоровны, придворный немец Ганц Шреде, с трудом привыкавший к русскому языку, заставил как-то императрицу смущённо покраснеть. На вопрос Марии Фёдоровны, что в Павловске его больше всего поразило, Шреде восторженно выпалил: "Я в восторге от Вашего СОБСТВЕННОГО ЗАДИКА, наконец-то я его увидал!" Тут же поняв свою ошибку, он решил всё обратить в шутку, и добавил: - "Вашего, но единого в трёх персонах". Потом он оправдывался сложностями русского языка: "Не пойму, почему большая церковь и загородка на русском звучат почти одинаково - собор и забор."
  Прохаживаясь под кронами древних лип, между затейливых фуксий и неведомых заморских соцветий, среди мраморных ваз с живыми белоснежными, кремовыми, нежно-розовыми пионами, в обществе мраморных и бронзовых дам с обнажёнными на показ откормленными(но в меру)ляжками, я так размечтался, что представил себе, как Павел прибегал сюда, уставший от бесконечных плац-парадов, от смертельно бледных, дрожащих в ожидании шпицрутенов, солдатиков.. Прибегал как в Эдем, под крылышко своей плодовитой немки, царицы Марии Ф. (она родила ему 10 детей!). Его, понятное дело (думал я), тянуло от насилия к созиданию, от жалкого безобразия непутёвых рекрутов к европейской красоте жёнушки Машеньки.. И хотелось сразу всего и сейчас! А Мари была вся в бесчеловечно бесчисленных юбках-кринолинах...Как преодолеть все эти крепости, да самому, без Сашки Суворова.
  "Ваше Величество! Обождите пока Матушка будут готовы...Не соизволите-ли всемилостиво к беседке прогуляться?"- слышался мне заискивающий голосок царского прислужника.
  Вот и прохаживался нетерпеливый августейший супруг вокруг "трёх граций"...И набирался внутреннего огня под открытыми на все три стороны света прелестями августейшей супруги-родительницы, давшей России, кстати сказать, и Александра первого и Николая первого. Прохаживался.. и готовился, полагал я, к созиданию нашей истории.
  Ведь ЭТО дело Павла, согласитесь, было куда более достойным памяти и уважения, чем реформы, экзекуции, или мечтавшееся ему освобождение Константинополя-Стамбула от басурман.
  Но, дорогие читатели,- не было при жизни императора Павла, задушенного 12 марта 1801 года в Михайловском (Инженерном) замке Санкт-Петербурга, не было в "собственном садике" ещё ни беседки, ни статуи "три грации". Только в 1802 году Мария Фёдоровна получила от сына (императора Александра первого)в подарок ко дню своего рождения эту довольно дерзкую и для наших дней статую( Паоло Трескони по проекту Карла Росси)трёх богинь-граций: "праздничной радости"-Эвфросинью, "сверкания и блеска"- Аглаю, "цветущего счастья"- Талию.