Пределы терпимости

Руслан Бараханов
Международный День толерантности (12 ноября) стали отмечать ради преумножения среди людей миролюбивости, терпимого отношения друг ко другу, вкладывая в слово "терпимость"  (от лат. tolerantіa или англ. tolerance - терпение) особое значение. Его сформулировано в "Декларации принципов терпимости", принятой 21 год тому назад именно Генеральной конференцией ЮНЕСКО. 

В Декларации разъясняется, как именно следует понимать термин "толерантность", кстати, заимствованный из биологии и медицины. А как социологическое понятие, по тексту этого документа, толерантность предусматривает "уважение, принятия и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности", "признания того, что люди по своей природе различаются внешним видом, положением, языком, обращением и ценностями, следовательно, имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность".

В сущности, речь идет о спокойном, объективном, непредубежденном отношении ко всему тому, что может различать людей, народности, нации, расы: как внешние признаки, так и составные мировоззрения, культуры. Это не только цвет кожи и особенности строения тела, черт лица, а и язык, этнические традиции, вероисповедания, способ выявления менталитета (общие традиции мышления), носители духовной и материальной культуры. Как показывают история и повседневность, эти отличия часто приводят к недоразумениям, непринятию одних людей другими, ксенофобии (от грец. xenos - чужеземец + fobos - страх), а через обострение между ними нетерпимости, враждебности – к конфликтам, даже воинским, как нынче на Донбассе, т.е. к прямым угрозам человечеству или отдельным его представителям.

Научиться толерантности, чтобы ее проявлять в повседневности, -  это выработать привычку относиться к другим снисходительно, принимать их такими, каковыми они являются. Можно не признавать элементов их мировоззрения, например, атеизма или, наоборот, веру в Бога, но не идти в наступление с кулаками, а то и оружием, доказывая таким вот образом правильность своих убеждений, идеологии.
Существуют регуляторные механизмы для примирения, достижения согласия, поиски компромиссов – переговоры, дискуссии, заключения мирных соглашений, принятия обязательных к выполнению юридических документов (как нынче в Минске). В религии толерантность определяют тексты священных писаний, канонические догматы и разъяснения. Так, законы ислама (Шариат) предусматривают соблюдение терпимости и защиту представителей вероучений, принесенных, по Корану, предыдущими пророками – Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом), то есть соответственно основателями иудаизма и христианства. Потому их исповедников, которые проживают на территории мусульманской страны, защищает законодательство, конечно, при условии если они в свою очередь его не нарушают – не поносят "чужую" веру, проявляя агрессивность вплоть до захвата чужих территорий. В демократических, цивилизованных государствах законодательно гарантируются свобода слова и совести, запрет преследований за инакомыслие и т. п.

К крайней степени толерантности призывают христианские тексты. Вот слова Иисуса Христа из знаменательной Нагорной проповеди: "Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему в тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку" (Луки 6:27-29). Более того, Иешуа ха Машиах (Иисус) сформулировал главный признак христиан:  "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Евангелие от Иоанна 13:35). Как бы угодили Богу разные религиозные конфессии, которые объявляют себя христианскими, если бы реально исповедовали, а еще важнее -- выполняли этот основоположный принцип толерантности!

Однако толерантность имеет, а в конце концов и должна иметь определенные границы. Недаром и по народной мудрости, нельзя позволять другим "наплевать тебе в кашу",  "сесть тебе на голову". Как нельзя  мириться с преступлениями, аморальностью, другими проявлениями того, что наносит физический и духовный ущерб, извращает основополагающую человеческую нравственность. Для этого и существуют официальные юридические документы - Конституция (Основной Закон), Уголовный, Административный кодексы, законы типа "О коррупции", "О защите общественной морали".

Однако, с другой стороны, терпеливость имеет определенные границы. Даже физиологические. Например, сносить физическую боль можно лишь до того порога, пока она не становится невыносимой. Ведь дальше – реальная угроза: болевой шок, потеря сознания, даже смерть.

Моральная терпимость также небеспредельна. Едва ли допустимо снисходительно наблюдать, как сильный обижает слабого, богатый -- бедного, молодой -- старого, мужчина -- женщину. Так же аморально не вмешаться в потасовку, не прекратить другие безобразия. Как и становиться молчаливым свидетелем кражи, махинации, обмана, невыполнения законодательства, а хоть бы и властью. И в последнем случае терпению может настать конец, и это закономерно, даже естественно. Ведь давать поблажку нарушению юридических и просто моральных норм бездеятельностью -- это уже проявление не толерантности, а беспринципности.

Яркий пример того, когда исчерпываются средства мирного урегулирования неблагообразных ситуаций, -- изгнание Иисусом Христом торговцев из храма, причем далеко не мистическим образом: "И, сделав бич из бечевки, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продавцам голубей: возьмите это отсюда и дом Отца Моего не делайте домом торговли" (Евангелие от Иоанна, 2:15-16).
Словом, толерантность заканчивается там, где ее средства для сохранности порядка, мира и согласия исчерпываются.

*  *  *

После нападок одного воинствующего автора (тролль?) этого сайта, что, мол, террористы - сплошь мусульмане, вынужден сообщить, что они мусульманами по сути не являются, хоть и считают себя таковыми, ибо "ислам" даже в переводе с арабского означает "покорность". А мусульмане должны защищать лишь исконно свою, мировой общественностью признанную территорию в случае агрессии извне, в том числе нападающих представителей других религий. Последние же, если живут в мусульманской стране, должны вести себя в соответствии со своим вероучением, не притесняя представителей других вероисповеданий, включая мусульман. В случае же нарушений, то здесь уж толерантность точно неуместна. Не дом терпимости, поди!