Иоганн Людвиг Буркхардт о Палестине. Тверия

Влад Ривлин
О Тверии Букхардт приводит весьма подробные сведения, которые сильно отличаются от распространенных представлений о Святой Земле до 1948 года, как о безжизненной пустыне.


"После двух с четвертью часов пути от Айн-ет-Тин мы достигли Тверии.

23 Июня. Здесь не существует никакого хана для путешественников и я отправился к католическому священнику и описав ему нашу ситуацию, просил дать нам ключи от церкви, где я мог бы расположиться.
Он дал их мне, но я обнаружил, что это место кишит паразитами и вернулся на открытый двор церкви.
Тверия, древний Тибериас,находится близко к озеру на маленькой равнине, окруженной горами.
Климат здесь очень жаркий и нездоровый, поскольку горы препятствуют свободному проникновению западных ветров, которые превалируют в Сирии в течение лета.
Вследствие этого, лихорадка, особенно в квартаной форме(Названная так, по-видимому, из-за срока протекания болезни, длящейся (в среднем) четыре дня. Прим. переводчика) очень распространена в городе в это время(летом).
Редкие дожди выпадают зимой, снега почти не бывает на берегах озера и температура, в общем, очень схожа с той, что на Мёртвом Море.
 Город окружен толстыми, хорошей постройки стенами, около двадцати футов в высоту, с высоким парапетом и  бойницами.
Стены окружают город с трёх сторон и касаются воды в двух оконечностях(озера)[с.321] но здесь, на берегу озера, сохранились отдельные развалины, по которым можно определить, что город когда-то был закрыт(стеной) и тут.
Я обследовал, также, некоторые разрушенные колонны из гранита, находящиеся в воде близко к берегу.
Городская стена увенчана двадцатью круглыми башнями, находящимися друг от друга на неравном расстоянии.
Две башни и стены построены из чёрных камней современного размера и кажется были построены не так давно.
 В общем,(стены и башни) хорошо отреставрированы и можно считать это место почти неприступным для сирийских солдат.

[Карта отсутствует] a. Городские ворота, b. Сарай или дворец губернатора, просторное здание, недавно отреставрированное, с. мечеть - красивое здание, но в плохом состоянии, d.Католическая церковь, e. Ворота еврейского квартала, f. мечеть, g, ряд больших складов,
малые ворота города, в настоящее время замурованные, заново построенный базар.
Мечеть (f) - это красивое арочное здание, в древности являвшееся церковью.
Ряд строений, которые находятся близко к берегу моря, сообщаются друг с другом поперечными аллеями и имеют очень низкие крыши, которые заканчиваются в верхней точке: они хорошо построены из камней, соединенных друг с другом очень толстым слоем цемента, и по всей видимости, были предназначены для складов.
Летом они почти единственные холодные места в городе. Я не мог найти какие-либо надписи, которые могли бы помочь мне в определении даты их постройки.
Тверия вместе с десятью-двенадцатью деревнями образует Пашалык Акка.

Поскольку город является одной из главных точек в обороне Пашалыка, здесь постоянно находится гарнизон из двухсот-трёхсот человек [с.322] большая часть из которых женаты и ведут оседлый образ жизни.
 Во время правления Джеззара(знаменитый правитель Акка, оборонявший столицу губернаторства от Наполеона. Прим. переводчика), паша убедил колонию из двухсот афганских солдат поселиться в Тверии.
Многие из них были уроженцами Кашмира и среди них Ага(командир) этих солдат, который был направлен специально Джеззар-Пашой.
После смерти Джеззар-Паши, афганцы рассеялись по Сирии, но я нашёл двух кашмирцев, оставшихся здесь, которые и рассказали мне историю своей колонии на ломаном арабском.
Христианская церковь, посвящённая Святому Петру, была основана, согласно преданиям, на месте, где Пётр закидывал свой невод.
Церковь принадлежит общине Терра Санта (католическая миссия в Палестине, оказавшая огромное влияние на развитие этой страны, прежде всего в таких городах как Вифлеем и Назарет) и ежегодно посещается в День Святого Петра французскими миссионерами из Назарета, которые совершают мессу по этому случаю.
На улице, недалеко от церкви, лежит большой камень - часть какого-то здания, с барельефом на котором изображены два льва пожирающие двух овец.
В Тверии примерно четыре тысячи жителей , четвертая часть из которых евреи.
Христианская община составляет лишь несколько семей, но они наслаждаются большой свободой и на одной ноге с турками.
Разница в отношении к христианам со стороны турок здесь и в различных частях Сирии, разительна.
 В некоторых областях Сирии христианин может лишиться последнего фартинга, если не самой жизни, если в споре с турком будет ругать мусульман.
Но на расстоянии в несколько часов от Сирии, он(христианин) может безнаказанно ругать мусусульманина, если тот вымолвит что-либо против Христианства.

В Сафаде, где существует небольшая христианская община, турки крайне нетерпимы.
В Тверии - наоборот.
Я видел христиан на рынке, которые били турок.
Различия связаны, по-видимому, с характером местного првителя[с.323].
Губернатор Акка Сулейман Паша - преемник Джеззара, отличается своей веротерпимостью, в то время как Дамаск остётся оплотом фанатизма и останется таковым пока в этом городе не обоснуются франки или европейцы.
Базар в Тверии был открыт недавно и здесь я нашёл значительное количество магазинов розничной торговли.
Жители торгуют главным образом с  бедуинами из Гора и района Сафада.
Владельцы магазинов отдыхают каждый понедельник в хане у подножия горы Тавор, где находится рынок Сук эль-Хан и где между купцами из города осуществляется бартерная торговля (обмен товаров на скот)
Но гораздо большая часть жителей города занята обработкой земли в узкой долине к западу от города и на скате западных гор. Эти земли они искуссно орошают водой из нескольких родников.
Жаркий климат позволяет выращивать почти любые тропические культуры, но на своих полях они(местные жители) выращивают только пшеницу, ячмень, дхурру(корм для скота), табак, дыни, виноград и некоторые виды овощей.
Дыни высшего качества и пользуются большим спросом в Акка и Дамаске, где эти плоды созревают на месяц позже.
Зная, как любят сирийцы  ранние фрукты, я послал моим друзьям в Дамаск мула, груженного этими дынями, которые, согласно восточным обычаям, являются весьма приемлемым и желаемым подарком.
Около трехсот пятидесяти фунтов дынь в Тверии продают примерно за восемь шиллингов.
Я был проинформирован о том, что кустарник, из которого в Мекке производят бальзам, очень хорошо прижился здесь, и что некоторые жители выращивают его в своих садах. [Страбон упоминает этот кустарник  как растущий на озере, с. 755. ]
Он  был описан мне как низкий кустарник, с листьями, напоминающими  виноградные, с плодами около трех дюймов в длину и в форме огурца, которые переходят от зеленого до желтого цвета при созревании.
Собирают эти плоды в июне, затем раскладывают на солнце и под действием солнца из них выделяется масло, которое загустевает и превращается в бальзам.[с.324]"