Глава 8. "Декабристка", жена Пушкина.
Часть 1.
В «пушкинистике» - исследователей, в его книгах - читателей, всегда интересовал вопрос?
Как Пушкин передвигался из одного города в другой, из одной губернии в другую?
Яркий пример челночных поездок из Одессы в Кишинёв и обратно в период ссылки.
ХIХ век, до поездов, автомобилей далеко. О самолётах и не мечтали.
Александр Сергеевич Пушкин проделал путь и написал «Путешествие из Москвы в Петербург».
«Уже тогда между городами курсировал общественный транспорт: «Я записался в конторе поспешных дилижансов (которые показались мне спокойнее прежних почтовых карет) и 15 октября в десять часов утра выехал из Тверской заставы».
Хотя ранее Пушкин имел несчастье воспользоваться личным: «Не решившись скакать на перекладных, я купил тогда дешевую коляску и с одним слугою отправился в путь. Не знаю, кто из нас, Иван или я, согрешил перед выездом, но путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый».
Дилижанс ехал двое с половиной суток. Царские особы, как и прежде, доезжали намного быстрее. В декабре 1833 году Пушкин записал в дневнике: «Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов. В Москве его не ожидали. Во дворце не было ни одной топленой комнаты. Он не мог добиться чашки чаю».
Тяжело государям жилось…
А как поэтам?
Часть 2.
Поездки поэта к жене в Кишинёв, где она на съёмной квартире проживала с их общим десятилетним сыном, были частыми. Она следовала повсюду за гением на… расстоянии. Встречались на отдалении…
«Закон неправедный, ужасный
К страданью присуждает нас».
Ребёнок без прав… незаконнорожденный вне брака, мать имеет статус – временная жена…, ещё и католичка. Ведущий поэт империи должен жить только духом православия, а оно в религиозных вековых противоречиях с католиками.
Отступление в ХХ век. Проблески в самиздате сведений, в том числе изданий заграничных религиозных центров. Пример идеологических забросов литературной информации через границу:
- жёны «декабристов» следовали за своими мужьями на каторгу, в ссылку в Сибирь за наказание восстания в 1825 году по примеру жены Пушкина католички Ангелики, которая до этого уже 10 лет – куда он, туда и она! Из них шесть лет в ссылках вдали от столиц империи.
Надо отдать должное «забугорным» изданиям в объективности некоторых сторон идеологической войны прошлого века, кое в чём откровенничали довольно дружелюбно.
Александра Сергеевича власть царская всегда «привязывала» к «декабристам», зримо и незримо он был участником. Одних только двустиший, четверостиший, эпиграмм, посвящений, написанных им и изъятых у участников восстания и бесследно исчезнувших, насчитывалось множество, была бы возможность всё собрать, не один том наберётся.
Писал в стихотворении «Во глубине сибирских руд», упомянул их: верных, надёжных жён, пожертвовавших благами и даже жизнью.
«Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы…» 1827 год, фрагмент.
-----
Пушкин передал это стихотворение сосланным декабристам с А. Г. Муравьевой, отъезжавшей из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 года.
«Несчастью верная сестра,
Надежда…
Разбудит бодрость и веселье…»… женщина, жена…
«Их было одиннадцать – женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов.
Среди них – незнатные, как Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гёбль. Но большая часть – княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Григорьевна Муравьева – дочь графа Чернышева, Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская – принадлежали к знати».
Слова историка Павлюченко.
Н.Некрасов о Екатерине Трубецкой,
«… Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна!»
… Одесса – Кишинёв, расстояние – 200 км.
Общественный транспорт - дилижанс или частный, а тогда «таксовали», как и сейчас, преодолевал это расстояние поэт быстро…, на то время, за один день, для встреч с женой по имени Ангел…, со своей «декабристкой».
Повидаться с сыном,
«… он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…»
Продолжение следует.