IV. 22. Гердер

Евгений Говсиевич
IV.22. Гердер

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)".
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Гердер (Германия, 1744-1803 гг.) – выдающийся немецкий историк культуры.

Гердер рано увлёкся сочинениями и идеями Руссо, а после окончания Кёнигсбергского университета (в 1764 г.) стал проповедником и заведующим церковной школой в Риге, где его проповеди имели большой успех. В конце 1770 г. он знакомится с молодым Гёте, оказав на последнего такое же влияние, какое на него самого в своё время оказал Кант. В 1776 г. при содействии Гёте Гердер получает место придворного проповедника при Веймарском дворе.

Гердер вместе с Гёте являлся теоретиком движения «Буря и натиск», к которому принадлежали немецкие романтики Гёте и Шиллер.   

Гердер был слушателем лекций Канта, оказавшего на него значительное влияние. О личности своего преподавателя Гердер всегда вспоминал с глубокой признательностью. В дальнейшем увлёкся идеями Монтескьё, Спинозы, Дидро, Руссо.

Наибольшее идейное влияние на него оказал Лессинг. Взгляды Гердера оказались близки к пантеизму и материализму. Религия представлялась ему порождением человеческого страха. В свою очередь, Гердер оказал значительное влияние на Гёте.

Гердер был человек, которому нелегко понять Спинозу и Канта. Но он обладал великим даром понимать чувством чужую душевную жизнь. Поэтому внимание Гердера главным образом было обращено на историческое развитие религии и поэзии. Он проповедовал самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии.

Гердер был автором многих трудов, но итог его деятельности – «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791 гг.). В этой книге Гердер – не только теоретик культуры, но также один из её первых историков. Вторая половина этой книги содержит грандиозную для своего времени попытку проследить в общих чертах путь, пройденный человечеством в его культурном развитии. В течение длительного времени книга Гердера владела умами современников, являясь непревзойдённым образцом подобного исследования, пока Гегель в своей «Философии всемирной истории» не сделал следующий шаг вперёд. В книге, по сравнению с гегелевской «философией истории», мало специфически философского. «Философия» у Гердера по своему объёму уже  «истории» (у Гегеля наоборот!). Не случайно Кант не нашёл в книге Гердера философского метода и  раскритиковал её.

В конце жизни Гердер был одинок. Нападки на Канта оттолкнули от него Шиллера, а в дальнейшем произошёл разрыв и с Гёте.

Гердер оказал влияние на немецкий романтизм.

Фото из интернета