1. Назарет

Юрий Козиоров
               – Имя?
               – Мое? – торопливо отозвался арестованный, всем существом
          выражая готовность отвечать толково, не вызывать более гнева.
          Прокуратор сказал негромко:
               – Мое – мне известно. Не притворяйся более глупым, чем ты есть.
          Твое.
               – Иешуа, – поспешно ответил арестант.
               – Прозвище есть?
               – Га-Ноцри.
                Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита

     Назарет (на иврите Наце'рет) – небольшой город в Галилее – области, находящейся на севере Израиля на границе с Ливаном. Он знаменит тем, что в нем провел свои детские годы Иешуа Га-Ноцри, известный всему миру как Иисус Христос.
     Имя Иешуа является соединением двух еврейских слов: Иегова (одно из имен Бога в Ветхом завете) и «шу'а» – спасение и означает, таким образом, «божье спасение». В православии это значение передается греческим вариантом – Иисус*. В католических странах используется латинский вариант этого имени – Йезус (Jesus, отсюда иезуиты – члены Общества Йезуса).
     Во времена Иисуса Назарет не был городом, а представлял собой одно из многочисленных селений, располагавшихся вокруг главного города Галилеи Сепфориса (на иврите Циппори). Там было не более двух сотен жителей, которые числили за собой происхождение из рода Давида** и носили прозвище «Га-Ноцри», т. е. «родом из Назарета». Однако евангелисты «Матфей» и «Лука»*** переводят «Иешуа Га-Ноцри» просто как «Иисус из Назарета» или «Иисус-назаретянин» (евангелия написаны на древнегреческом) и утверждают, что Иисус лишь провел в Назарете детство и отрочество, но родился не в Назарете, а в Вифлееме. Дело в том, что оба евангелиста старались доказать языческим и иудейским оппонентам, что Иисус действительно являлся Мессией****, о котором говорили ветхозаветные пророки. Но один из пророков Михей предсказывал, что Мессия должен родится там же, где родился и Давид, т.е. в городе Вифлееме (Михей, 5:2). Будучи убеждены в том, что пророчества должны непременно сбываться, «Матфей» и «Лука» не сомневались и в том, что Иисус «по слову пророка» родился в Вифлееме, поэтому так и написали. При этом каждый из них выдумывает свою версию, каким образом Иосиф и Мария оказались в этом городе, обе версии чрезвычайно неубедительны и к тому же совершенно отличаются одна от другой.
     Так, «Лука» пишет: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей»  (Лука, 2:1–6).
     «Лука» выражается неточно. Как повествует Светоний в книге «Жизнь двенадцати цезарей», император Октавиан Август во время своего правления трижды устраивал перепись населения и, разумеется, не «по всей земле», а лишь в землях, подвластных Риму. Перепись, которая затронула Палестину, произошла в 6-м г. н. э., потому что именно в этом году Иудея превратилась из самостоятельного государства в римскую провинцию. Иисусу в то время было уже 11 лет (см. очерк «Календарь и рождество Христово»). Проводилась перепись для исчисления налогов и проходила так же, как и в наше время – по месту жительства, а не по месту происхождения*****. Поэтому жителям Назарета вовсе не требовалось идти на родину Давида в Вифлеем, до которого от Назарета 3 дня пути (примерно 130 км). А Марии в Вифлееме и вовсе было делать нечего, т.к. глава семьи должен был просто перечислить своих домочадцев, а не предъявлять их.
     У «Матфея» же о переписи ничего не говорится, а получается так, что Иосиф из Назарета и Мария из Сепфориса, обручившись, стали жить в Вифлееме, где Иисус и родился согласно пророчеству Михея. Затем всей семье пришлось бежать в Египет от царя Ирода, а в Назарете они поселились только после возвращения из Египта. Трудно поверить, что житель Назарета плотник Иосиф, уважаемый там, как потомок Давида, и имевший работу не только в Назарете, но и в Сепфорисе, мог, женившись, перебраться на жительство за 130 км. туда, где он не имел ни кола, ни двора и где его никто не знал.
     И, наконец, чтобы совсем «добить» вопрос о месте рождения Иисуса Христа, обратимся к последнему евангелию – Евангелию от Иоанна. «Иоанн» меньше, чем прочие евангелисты, заботится об исполнении пророчеств, т. к. его прежде всего волнует философский аспект. Поэтому он не считает нужным подгонять факты и прямо пишет, что Иисус родился не в Вифлееме, а в Галилее и что, зная об этом, некоторые не верили в мессианство Иисуса, из-за чего дело доходило чуть ли не до драки между его сторонниками и противниками. Вот подлинный текст из Евангелия от Иоанна:
     «Многие из народа, услышав слова Иисуса, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: Это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид. И так произошла о Нем распря в народе» (Иоанн, 8:40 – 43).
     Таким образом, приходится считать, что Иешуа не зря имел прозвище «Га-Ноцри», потому что действительно родился в Назарете и Д. Ф. Штраус был прав, когда писал в своей книге «Жизнь Иисуса»:
     «Если Матфей и Лука утверждают, что Иисус только вырос в Назарете, а родился в Вифлееме, то они тут исходят скорее из требований догмы, чем из исторических фактов».
     В настоящее время Назарет представляет собой город с 74 тысячами жителей, примерно треть которых исповедует христианство, а две трети – мусульмане. Население Назарета занято торговлей, ремёслами и обслуживанием многочисленных туристов.
     Это единственный город в государстве Израиль, где выходным днем является воскресенье, для прочих жителей Израиля таким днем является суббота (согласно 4-й заповеди). В городе великое множество церквей практически всех разновидностей христианства, есть и мечеть (мусульмане, кстати сказать, весьма чтят «пророка Ису» и его мать «Сеиде Мариам», т. е. Госпожу Марию, единственную женщину, названную в Коране по имени). В окрестностях города расположен национальный парк Сепфорис, название которого напоминает о когда-то стоявшем здесь, а ныне исчезнувшем древнем городе. В парке демонстрируется дом, наиболее сохранившийся из домов, обнаруженных при раскопках Сепфориса. Пряча улыбку, гиды объясняют туристам, что именно в этом доме родилась и провела свои младенческие годы дева Мария.
     В заключение скажем несколько слов и о Вифлееме. На том месте, где якобы родился Иисус, построен храм. Он принадлежит на паях трем христианским церквям: католической и двум православным – греческой и армянской. Реальное разграничение территории внутри здания весьма условно, и периодически возникают ссоры (даже с потасовками) между священнослужителями. Так, 28.12.2011 BBC (би-би-си) сообщало, что вооруженные дубинками полицейские вынуждены были вмешаться, чтобы прекратить в церкви Рождества Христова массовую драку, которую учинили молодые греческие и армянские священники, убиравшие храм к празднованию Рождества. В драке использовались в качестве оружия щетки и швабры. Поводом к драке стали взаимные обвинения в «нарушении границы».

__________
*На Руси до церковной реформы патриарха Никона имя Иисуса писалось и произносилось с одной буквой «и»: «Iсус». Никон изменил написание и произношение на «Iисус» с целью приблизить их к греческому варианту. Написание имени Иисуса с одним «и» сохраняется в украинском, белорусском, хорватском, македонском, сербском и болгарском языках.
**Давид (XI–X вв. до н. э.) – царь объединенного израильско-иудейского царства. По легенде он стал царем, победив трехметрового великана Голиафа.
***Есть основательные причины предполагать, что все 4 евангелия не написаны теми авторами, которым они приписываются. Поэтому имена их мы заключаем в кавычки.
****Мессия (точнее «машиах», евр.) как и Христос (греч.) означает «помазанник».
*****Древние еврейские правители, проводя перепись, выясняли не только общее число евреев, но число представителей каждого «колена», поэтому требовали, чтобы евреи проходили перепись по месту рождения. «Лука» неосновательно приписывает такой же способ проведения переписи и римлянам.