В. Агошков. Солнечные блики моей жизни-4. К 70-лет

Василий Иванович Агошков
В.Агошков.
Солнечные блики моей жизни,
часть-4.

К 70-летию.



Года два назад в Кромы приезжала моя сводная тётя по матери, Раиса Николаевна Верижникова. Если моя мать – Анфиса Егоровна Грибакина, то эта тётя – Николаевна, к тому же Верижникова. Сводные сёстры матери – Евдокия, Лидия – тоже Николаевны. Тётя Лида и сейчас живёт в городе Ступино. Однако моя мать считала, что Раиса Николаевна на самом деле не Николаевна, а рождена от какого-то «цыганистого путешественника». Так что нет ничего удивительного в том, что и тётя Рая тоже любит путешествовать до глубокой старости.

Когда я с нею встретился в Кромах, то она бойко и артистично прочла мне по дороге свои стихи. Мы договорились, что Раиса Николаевна приедет ещё раз в Кромы, или пришлёт мне свои произведения. Но ни того, ни другого не произошло. И снова – жаль! Допустим, что моё стихотворчество происходит по материнской линии, то тогда общая ниточка протянется от меня к моей матери, а от неё к бабушке, которую я не знаю даже, как звать. От бабушки – к её отцу, жившему в селе Луплено. К сожалению, в областном архиве сказали, что нет церковных книг по Луплено – утеряны. Фамилия деда по матери – Грибакин. Поэтому нужно искать творче-ских людей по фамилии Грибакин.
 
Откроем Интернет. ГРИБАКИН ГРИБАНИН, ГРИБАНОВ, ГРИБАЧЕВ, ГРИБКОВ, ГРИБУНИН, ГРИБУШИН, ГРИБЦОВ, ГРИБ, ГРИБАН, ГРИБОВ. Повсюду в корне – слово "гриб", однако надо иметь в виду, что во многих областях грибами называют губы. Отсюда: грибака, грибач, грибуня – толстогубый; грибаться, грибаниться – хмуриться, дуться; грибан – тот, кто постоянно дуется, ничем не доволен. (Ф) Грибанов (Во-логда, Верховаж., Кадуйс., Устюжен. уезды).
 
Отчество от прозвища Грибан из диалектного грибан – "угрюмый, недовольный" (арханг.); "толстогубый" (псков.). (Н) Упоминаются в "Ономастиконе" Веселовского Гриб, Грибовы, Гриб, крестьянин, 1495г, Новгород; Грибовы, XVI-XVII вв., там же Грибака, Грибакины, Грибака, Жуков, вторая половина XVв, Кашин; Грибака Михайлович Елдезин, 1540г, Тверь; от него – Грибакины Грибан, Грибановы: Грибан Наполь-ский, мелкий вотчинник, 1532г, Дмитров; Грибан Иванович Жедрин-ский, нижегородец, убит в 1552г под Казанью;

Ивашка Грибанов, крестьянин, 1501г., Белоозеро Грибач, Грибачевы: Грибач, крестьянин, 1545г., Новгород; Иван Афанасьевич Грибачев, крестьянин, 1534г., Переяславль Грибец, Грибцовы, Грибец, холоп, середина XVв, Переяславль; Григорий Семенович Грибец Тургенев, умер в 1500г.; Семён Тимофеевич Грибцов, 1541г; Семён Грибцов, царский дьяк, 1572г. Грибунин Ермак, крестьянин, середина XVв., Переяславль Грибуша Федоров Филиппов, 1526 г., Москва.
(Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»))
*
Грибакины – участники революционного движения, братья. Пётр Степанович (1877-1912), рабочий Александровского завода. Член Пе-тербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 арестован, сослан в Тверь. Член РСДРП, большевик. Вёл революцион-ную работу в различных городах. Неоднократно подвергался арестам. Убит жандармами в петербургском Доме предварительного заключе-ния. Василий Степанович (1885-1919), чертёжник на Семянниковском, затем Обуховском заводах. Член Коммунистической партии.

Участник Февральской и Октябрьской революций. В 1918 инициатор создания и председатель сельскохозяйственной коммуны рабочих-обуховцев («Первое Российское общество землеробов-коммунистов») на Алтае, в посёлке Кондратьевский (ныне в Восточно-Казахстанской области). В сентябре 1919 арестован и расстрелян колчаковцами в числе 28 ком-мунаров. Именем Г. в 1967 названа улица (бывший Трамвайный пере-улок); в 1976 в её состав включена бывшая Варфоломеевская улица.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярёв А. Я. и др. 1992.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_sp/628/
*
Анатонина Сергеевна Белохвостова говорила мне, что кто-то из её родственников был революционером. Девичья её фамилия – Грибакина. Правда, А.С. Белохвостова ветвь моей матери – тоже Грибакиной -  к числу своих не относит… Она как- то подчеркнула, что принадлежит чуть ли не к дворянскому роду. В это можно поверить.

* ГРИБОЕДОВ. Ясно, что дальний предок Грибоедова любил полакомиться грибочками. Однако слово гриб в фамилиях многозначно. В русских говорах грибами называются ещё и губы, так что грибака, гри-бач, грибуня – толстогубый; грибаться, грибаниться – хмуриться, дуться; грибан - тот, кто постоянно дуется, ничем не доволен. Так что следует поразмышлять над фамилиями: Грибакин, Грибанин, Грибанов, Гриба-чев, Грибунин. А непосредственно "грибные" фамилии таковы: Борови-ков, Валуев, Волнухин, Грибков, Груздев, Груздев, Маслеников, Мохови-ков, Подберёзовиков, Подосиновиков, Рыжиков, Свинухин, Сыроежкин.

Грибоедов Александр Сергеевич (1790, или 1795-1829) – дипломат, писатель, автор знаменитой комедии "Горе от ума", многие образы которой стали нарицательными. Один из его предков, Грибоедов Фёдор Иоакимович (?-1673) – также был писателем. Дьяк Приказа Казанского дворца, он был членом Комиссии по составлению Соборного уложения 1649г. Грибоедов Ф.И. - автор "Истории о царях и великих князьях зем-ли русской". (Из Интернета). Представлены в Интернете и многие Гриба-кины: поэты, прозаики.

К слову, когда меня отправляли в армию, то специалист Станово- Колодезьского сельского совета по призывникам Грибакин, видимо, по «блату», как дальнего родственника, записал меня в команду, которая готовила солдат для службы в Московском Кремле. Но не судьба: в Орле меня забраковали из-за «кривых» ног. Хотя потом во время парадов не единожды видел кремлёвских солдат с неидеальными ногами. Скорее всего, в Кремлёвский полк вместо меня взяли кого-то более «блатного», чем я.

Сейчас, думаю, однако, что всему виной то, что мой отец в 1938 году был под следствием, как «подкулачник». И меня – сына «подкулачника» – решили в Кремлёвский полк не призывать: мало ли чего я мог выдумать?! Вспоминаю, что начальник штаба войсковой части 01691, где я потом служил в Курске, майор Тришакин откровенно делился со мною тем, что на меня долго не присылают разрешение на прохождение службы именно в ракетной части. Если на всех солдат такие разрешения пришли через месяц, то на меня только через 2 месяца.

 Кто-то вышестоящий по должности дал разрешение: если отец солдата был оправдан и отпущен домой в марте 1938 года, как «подкулачник», то сын такого отца за него не отвечает… И потому может служить в ракетной части. Правда, за мною усиленно следили. Однажды всё тот же начальник штаба сказал мне, что из моего рюкзака, привязанного под койкой, якобы, выпало письмо, в котором я писал домой следующее: «Мама и папа, не волнуйтесь, служу хорошо, нам тут даже огурцы дают солёные!» Тришакин спросил меня: «А что я имел в виду под словом «солёные огурцы»? Уж не ракеты ли?!» Одним словом, Тришакин, опекающий меня, как возможного жениха его дочери, предупредил меня, чтобы я не особо-то был откровенным в письмах.

Полгода до этого инцидента, ещё до нашего призыва, один высокий солдат из Москвы, прямым текстом сообщил домой, родителям, что они служат в ракетной части, причём обладающей непомерно гигантскими ракетами, чем были на самом деле. В общем, секретная служба знала своё место, и нас постоянно проверяли и читали наши письма…
*
Значение и история фамилии Агошков. Фамилия Агошков в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% – украинское, в 10% - бе-лорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т.д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия обра-зована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальне-го предка человека по мужской линии.

Фамилия Агошков относится к типу не очень малораспространенной в областях России и соседних стран. В имеющихся очень старых дневниках люди с этой фамилией бы-ли важными персонами из славянского тульского мещанства в XV-XVI веках, носивших значительную государеву привилегию. Исторические свидетельства фамилии можно увидеть в реестре жителей Древней Руси в период царствования Иоана Грозного. У правителя хранился специ-альный реестр княжеских и благозвучных фамилий, которые дарова-лись придворным в случае особого расположения или поощрения. По-этому сия фамилия пронесла свое оригинальное происхождение и яв-ляется редкой. Написание фамилии латиницей: AGOSHKOV.
http://onomastikon.ru/proishogdenie-familii-agoshkov.htm
*
Непонятно, с одной стороны фамилия АГОШКОВ была «не очень малораспространённой», а с другой – «являлась редкой». «Не очень малораспространённой» я понимаю, как просто «распространённой». Если же иметь в виду «редкая», то тогда нужно было бы написать «не очень распространённая».

Одним словом, безграмотное предложение, вводящее в заблуждение людей. Но обратим внимание на 15 век.

АГОШКОВЫ. Славянское тульское мещанство. Важные персоны. В очень старых дневниках. Всё это позволяет говорить о том, что носители фамилии АГОШКОВ были уважаемыми людьми с самой глубокой древности. Коренные славяне. Откуда они появились под Тулой?! Пришли с севера? Или всё-таки с берегов реки Орели – притока Днепра?! Если и пришли, то во времена Юрия Долгорукого – основателя Москвы.
Тула – это вятичи. Безусловно, были и другие народы, представители прибалтов и угро-финнов. Если мои предки и были на раннем этапе «неславянами», то в 15 веке – это уже славянское тульское мещанство, имевшее значительную государеву привилегию.

*

Предлагаю Вашему вниманию Список государевых служилых
воинских людей города Ефремова Тульской губернии за 1645г.

Пушкари.
Безрубцов. Васильев. Водопьянов. Доволяков. Доронов. Дулов. Квасков. Клишин. Клишин. Козлов. Королев. Легостаев. Лоторов. Лученин. Михайлов. Недорев. Носов. Панов. Пахомов. Попов. Пушкорь. Хохлов. Шеменев. Шурин.

Воротники.
Карпов. Короткой. Костин. Русинов. Рыжей.
Стрельцы. Бабров. Башларев. Бессонов. Быковскай. Головской. Данилов. Домавинской. Зыков. Клементьев. Копин. Копырин. Кормо-зин. Косторнов. Левинской. Маликов. Минякин. Рюхей. Свищев. Сели-ванов. Соловьев. Стародубцов. Стряпков. Сысоев. Тарушенинов. Фир-сов. Шабанов.

Казаки.
Агошков.
Ананьин. Аниконов. Бабенков. Белов. Белозер-ской. Береговской. Бернин. Бродов. Брылов. Васильев. Власов. Воро-нов. Воротынцов. Ворыпаев. Глотищев. Глотов. Голямцов. Гришин. Гуре-ев. Гуров. Данилов. Деверин. Дерябин. Дехтярев Дмитриев. Докукин. Дореев. Дорохов. Дребышов. Дружинин. Ермолов. Ерщев. Ерщов. Жа-ров. Жданов. Жихорев. Зиборов. Зубов. Зубцов. Иванов. Игнатов. Кад-рин. Каменков. Карпов. Козлитин. Колешев. Конерчинов. Конуров. Ко-понев. Корец. Корчагин. Костринин. Котенев. Котенкин. Кофонов. Коче-тов. Кощей. Кривцов. Кудрявцевым. Кузнецов. Куров. Ларионов. Лесни-ков. Липовской. Лукьянов. Маковеев. Малнев. Малцов. Марев. Марков. Мартинсков. Меркулов. Минаков. Михайлов. Смольянин. Михалков. Мо-тов. Мошков. Мухортов. Насонов. Немцов. Нестеров. Ногой. Обрасцов. Овдокимов. Оксенов. Олешов. Олферов. Онисимов. Онкудинов. Петров. Пешков. Пикаров. Подседов. Попов. Поспелов. Починовной. Прончищев. Рагинин. Репиндов. Реткин. Руднев. Серпуховитин. Сидоров. Сидоров. Смолянин. Смукатин. Соболев. Соколов. Софонов. Спесивов. Страхов. Сыромятников. Судаков. Терехов. Терпярев. Топорков. Ушаков. Федо-ров. Фролов. Хатков. Холостев. Чеботарев. Чеплыгин. Черидин. Черков. Чернатин. Черной. Черняев. Шалнев. Шацкой. Шелемов. Шепелев. Ше-пилов. Щербинин. Яковлев. Ярцов.
С уважением Есаул Лепёхин А.Н.

Сообщение отредактировал есаул Лепехин А.Н. - 12.01.2007, 19:15.
http://tulalife.ru/forum/index.php?showtopic=2080&st=45
*