В. Агошков. Солнечные блики моей жизни-5. К 70-лет

Василий Иванович Агошков
В.Агошков.
Солнечные блики моей жизни,
часть-5.

К 70-летию


Из Интернета.
Основой фамилии Агошков послужило церковное имя Агафон. Фамилия Агошков образована от имени Агош, которое является народной формой крестильного мужского имени Агафон. Это имя всегда считалось простоватым, грубым, хотя исконное, греческое значение его прекрасно: «добро, благо».

Это отмечал и Пушкин. Живо интересовавшийся русскими именами, в примечании к своему роману в стихах он заметил: «Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, на-пример, Агафон, Филат, Федор, Фекла и проч., употребляются у нас только между простолюдинами».

Имя Агафон носили многие религиозные и святые деятели, одними из которых являются следующие: Агафон, римский папа в 678-682 гг.; Агафон, патриарх Иерусалимский в 950-964 гг.; этим именем также назывались два мученика, память которых совершается 10 января и 14 февраля (по юлианскому календарю) и др.

Скорее всего, основатель рода Агошковых был выходцем из рабочей или крестьянской среды. Такое предположение объясняется тем, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основ-ном социальная верхушка, знать, или семьи, пользовавшиеся в данной местности большим авторитетом, представителей которых соседи уважительно звали полным именем, в отличие от других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами.

Известный обладатель фамилии – Агошков Михаил Иванович, советский учёный в области горного дела, член-корреспондент АН СССР (1953), член КПСС с 1943. Окончил Дальневосточный политехнический институт в г. Владивостоке (1931). Автор фундаментальных трудов по технике и экономике разработки рудных месторождений, применению экономико-математических методов в горном деле. Агошков создал классификацию систем разработки рудных месторождений. Он получил Государственную премию СССР (1951), был награждён 4 орденами. http://www.ufolog.ru/names/order/
*

Комментировать тут особо нечего. Середина 17 века, город Ефремов Тульской губернии. Казак Агошков. Охранял Тулу и Москву на Муравском шляхе. В своё время данная территория входила в состав Золотой Орды, Рязанского княжества. Город Орёл возник в 1566 году. Агошковы жили в главной слободе Покровской. Защищали Орёл с востока и юго-востока, расселяясь по всей Покровской волости, охватывавшей с восточной стороны полукольцом губернский город.

Среди казаков города Ефремова мы видим и Реткина. Можем предположить, что один из предков этих Реткиных вместе с Агошковыми и другими родственниками были отправлены в 16 веке под город Орёл, в 1566 году. Среди соседей моих родителей были Шманёвы. В списке мы видим пушкаря Шеменева. Вполне логично, что за много лет данный Шеменев мог превратиться в Шманёва: Шеме’нев= Шеменёв= Шменёв= Шманёв.

 Есть же казак Ворыпаев, сейчас это Воропаев. А Колешев мог превратиться в Кулешова! Конечно, точных сведений о том, что казак Агошков из-под города Ефремова мог попасть под Орёл, у нас нет. Но этот Агошков – самый ранний из всех документально за-фиксированных.

Сведения о писателе Грибоедове мы привели на вся-кий случай, так же, как и информацию о братьях Грибакиных. Приятно чувствовать хоть какую-то связь с великими людьми, пусть даже и на уровне фамилии.

*
Агошковы, Агашковы… Женское имя Агафья, сокращённо – Агаша. Чей ребёнок? Да Агашковой, Агашиной, Агашкиной. На местной колхозной карте села Становой Колодезь и деревни Редькино я нашёл чуть ниже истока реки Стижь такие названия: копаня Агашкины. То есть мой предок мочил в них пеньку. Но предок был Агошковым. А не Агашковым. Однако в народе эти фамилии писались то с А – Агашков, то с О – Агошков.

Носитель фамилии Агашков получил её, скорее всего, от матери по имени Агаша, а Агошков – от отца по имени Агош. Если посчитать, что начальное А приклеилось по языковой причине, а К – это суффикс, то получим ГОШ. Моего сына в детстве и звали Гоша. Звуки Ш и Ж – чередуются.
ГОЖ = приГОЖий; поГОЖий день. Пригожий, т.е. ГОДный.

В историко-этимологическом словаре современного русского языка П.Я. Черных (М., 1994) к слову ГОДНЫЙ даются такие определения, как: «достойный, достоинство, подходящий, порядочный, значительный, должность, чин, честный, досточтимый, приятный, удобный. Старшее значение: «подходящий по времени, своевременный».

ГОЖИЙ (там же): «благообразный, приличный». Но данное слово учёный относит к неологизму от слова «годный».

Возьмём слово АГОНИЯ (там же): первоисточник – греческое «агония» – «бой, борьба, «душевная борьба»; отсюда … «бьюсь, сражаюсь, состязаюсь, оспариваю».
 Восходит к «аго» –
«веду, гоню, понуждаю, делаю».

Если моя фамилия произошла от греческого АГО, то тогда нужно говорить о том, что мои предки жили когда-то на юге, скажем, в Крыму, или около Чёрного моря. Видимо, и на пути «из греков в варяги» и наоборот.

Агошковы – это те, кто ВЁЛ купцов по этому самому пути?! Возможно. А кого мои предки ГНАЛИ и ПОНУЖДАЛИ?! Врагов?! Тоже возможно. Казак Агошков из города Ефремова и был воином.

Однако этот воин – будущий однодворец: когда есть враги – воюет, когда их нет – пашет землю. Следовательно, «вести, гнать, понуждать, делать» он мог ЛОШАДЕЙ, как былинный богатырь Микула Селининович, вспахивая поле.

И фамилия у Микулы Селяниновича могла быть и Агошков?! Хотелось бы, чтобы так… А что Агошковы ДЕЛАЛИ? Тут чёткого ответа нет: ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ?!

Владимир Иванович Даль даёт слово АГА: в притурецких и татарских областях СТАРШИНА, НАЧАЛЬНИК; придаётся к слову, означающему над чем кто начальник; АГИ’, АГАЛА’РЫ – множественное число.

АГИ – Агибаловы? Имеются и такие фамилии в Орловской области.
АГИ=АКИ- Акимовы?
Обратим внимание на то, что и греческое АГО, и турецкое, и татарское АГА соседствуют: ведь СТАРШИНА и НАЧАЛЬНИК тоже «ведёт, понуждает, гонит, делает».

В сказках мы встречаем Бабу Ягу. Скорее всего, она Баба АГА: «старшина» – в смысле СТАРШАЯ, НАЧАЛЬНИК – т.е. «начальница рода». Цитата: «Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В.Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-яги:

дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет);

похитительница детей;

Баба-яга- воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры». (Из Вики-педии).

Обратим внимание на «Баба-яга-воительница»: напомнила нам об амазонках, тоже воительницах. Допускаю, что тюркский след среди Агошковых имеется.

ГОШ // ХОШ =ХОЖ: вХОЖ; уХОЖенный; переХОЖенное место; поХОЖий.

ГОШ // КОШ: КОШевой атаман.
Эти люди породили фамилию Кошелевы. Или Кулешовы: переставлены звуки Ш и Л. Рядом с усадьбой моего прадеда Владимира Алексеевича Агошкова – на левой стороне дороги Орёл- Ливны-Тамбов – жил в моё время пастух Кулеш.
Фамилия по паспорту – Студенников.

Недалеко от места рождения матери – село Луплено, теперь – Калинино, – находится и сейчас деревня Кулешовка.

КОШ – коштоваться. Кош=Кошт.
В книге А.Фадеева «Молодая гвардия» мы встречаем молодогвардейца Кошевого. А+Коштов= Агошков?!

Есть у меня и ещё одно соображение. Читателей прошу отнестись к нему спокойно, ибо я и сам спокоен. Агошковы – это последователи Иисуса Христа, на иврите – ИЕГОШУА. Иегошуа=Агошуа= Агошковы.

В одной большой по объёму Библии я ещё много лет назад вычитал о том, что Иисус Христос – это ИЕГОШУА. Причём слово Иегошуя было написано со всеми апострофами и маленькими, как бы в степени, выносными над словом, согласными и гласными звуками. Уже тогда я обратил внимание на то, что из этого имени следовала моя фамилия: АГОШкОВ.

Больше такую Библию я не видел. Замечу, что церковных служителей среди своих родственников я не встречал. Нет их и в моей родословной до времён Петра Первого. А на заре христианства, возможно, были и такие, кто шёл вслед за Иисусом Христом. Пока я об этом не знаю. Значит ли это, что Агошковы – это евреи. В интернете я находил сообщение о том, что один Агошков – родом из села Становой Колодезь -  был евреем. Его внучка писала мне письмо. Но я не знаю, были ли все Агошковы евреями. Я, в крайнем случае, не чувствую себя евреем.

Считаю, что коль живём в России, то мы, прежде всего, русские! Если и есть во мне капелька еврейской крови, то она всего лишь капелька… Одно я могу сказать точно: мои предки – первопроходцы.

До начала 19 века жили в Орле, в Покровской слободе, затем в Покровской волости. Переселились в деревню Ильинский Хутор. Затем в деревню Редькино, или хутор Редькино. Чем было вызвано переселение в хутор Редькин? Только одним: рядом проходила только что появившаяся железная дорога.

Тот же поэт Фет переселяется из хутора Степановка в деревню Воробьёвка Курской губернии, поскольку она была рядом с железной дорогой. Это же самое сделал и мой предок.
Не задумываясь. К тому же и дорогу на Ливны перенесли из хутора Ильинский в село Становой Колодезь. Дороги нужны не только для того, чтобы по ним ездить, а и возить товары на продажу.
Поэтому мои предки были и предпринимателями.

Также в интернете приходилось читать и о том, что фамилия Кошелев принадлежала в основном евреям, которые были, как правило, КОШЕВЫМИ АТАМАНАМИ! И, видимо, заведовали КОШТОМ. Одним словом, КОШТОВАЛИСЬ. И были КОШТЕЯМИ=КОЩЕЯМИ, но Бессмертными. КОШ=аКОШев=Акошов=Агошков?!

Вспомним писателя из Чехии Ярослава ГАШЕКА. Гашек=Агашек= Агашков?! Поэт и писатель из Орла, известный своими критическими стрелами, Пётр Иванович Родичев как-то разразился громом и молниями и в адрес моего сына, посмевшего, по его мнению, назвать кромчанина Сергея Лежепёкова «поэтом и воином». И тут же привёл пример из Ярослава Гашека. Сработало, так сказать, созвучие фамилий. Здесь налицо у фамилии Агашков= Агошков – славянский след.
 
Не есть ли и греческое имя АГАФОН=АГОШ всего лишь производным от уже известного нам ИЕГОШУА?! Ведь Иисус Христос нёс и несёт «добро, благо» людям. В таком случае вопрос о евреях отпадает; есть только имя греческо- еврейское. Имя Иван носят многие славяне, но они не являются евреями. Моего далёкого предка славянина назвали греческо-еврейским именем Агош, но сам он не был ни греком, ни евреем. АГОШКОВ=Агосков: то ли ГОСТКОВ= гость, то ли ГОСударственный человек, о чём мы уже сообщали.

ГАШЕК//ГОШЕК=Агошек=АГОШКОВ. В летописи говорится о том, что славяне – вятичи и радимичи, ведомые братьями Вятко и Радимом, – переселились в верховья Оки. Можно допустить, что среди них были и славяне Гашеки – Гошеки - АГОШКОВЫ. Если это так, то тогда следы моих предков следовало бы искать южнее Балтийского моря. Кто-то считает, что вятичи – это поляки, ляхи, полехи. В нашем случае, вятичи – чехи. Ещё ранее мы писали о вятичах, как жителей Моравии. 

*