Горят байкальские леса

Ирина Прищепова
       С каждым годом всё страшнее, опустошительнее на байкальских берегах пожары.  Байкал почернел от гари и горя. Часто летом в информационных сводках звучат слова: «Байкал в кольце огня!». Тревожные, как набат, слова! Так же, как в далеком сорок первом: «Отечество в опасности!». Но тогда люди, как один, поднялись на защиту отчей земли и не отдали её врагу. Сейчас же привыкли к тревожным сообщениям и перестали переживать, душевно на них откликаться. Активно реагируют только на то, что касается их самих. Поставил сосед новый забор, за ним оказалось несколько сантиметров соседской земли – начинается вечная непримиримая война с соседом. Дачный участок немножко пострадал от паводка – жалко, скорбим. Затопили тысячи гектаров земли при строительстве ГЭС – не жалко, - не наша. Уходим из дома, смотрим, выключены ли чайник и утюг – боимся пожара. Отдыхая в лесу, оставляем незатушенные костры, бросаем окурки. Загорится зелёное море леса – и пусть себе горит, вот только дымом дышать неприятно. Нет в кране, водопроводе, колодце чистой воды – досадно. А загрязняется Байкал – ну и что, он далеко, нам из него не пить… А детям нашим? А внукам? Ведь на планете чистой воды с каждым днём остаётся всё меньше и меньше. Байкальский Колодец дан природой всем землянам как сокровище. Дан на вечное безвозмездное пользование. В нём огромные запасы пресной воды. Байкал – Всемирный Родник. И он в смертельной опасности! Горят сотни тысяч гектаров прибайкальской тайги! Что может быть страшнее?
       Каждый из нас гулял в лесу, дышал лесной прохладой, лакомился лесными дарами, любовался птицами, зверюшками, удивлялся трудолюбию и архитектурному мастерству муравьёв. Весной так радостно при виде  просыпающегося работящего муравьиного народа. Им некогда лениться, ни секунды муравьиного времени не пропадает даром. Всё дела, всё хлопоты! Симпатичные труженики, умелые строители-коллективисты. Какой хороший пример трудолюбия! Тысячи в одном муравейнике, и как всё слажено, дружно. Какую пользу приносят лесу, планете! Вспоминаются страшные строки из повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Нерадивые туристы, а по сути браконьеры, устраиваются на ночлег, ставят палатку вблизи муравейника. Можно немного отойти и обустроиться в другом месте, но вместо этого один из группы облил муравьиный дом бензином, «чиркнул спичкой - ракетой взвилось пламя. Заметались черноголовики, скрючиваясь от невыносимого жара, затрещала сухая хвоя, и даже старая ель, десятки лет прикрывавшая лапами муравьиное государство, качнулась и затрепетала от взмывшего в поднебесье раскаленного воздуха.» Главные герои повести, отец и сын, ставшие свидетелями людского варварства, с болью смотрят, как муравьи лезут в пекло в тщетной надежде спасти личинки, как «тает гигантское сооружение, терпеливый труд крохотных существ…» Читателю становится не по себе, очень жаль этих отважных крох, жизнь  которых теперь кажется такой значительной. Всего один муравейник, уничтоженный по велению злого сердца! А сколько их, больших и маленьких, сгорело на тысячах тысяч лесных гектаров, охваченных огнём?! Никто не знает и не возьмётся сосчитать. Тем более никто не знает, сколько муравьиного народонаселения не досчитается наша Земля...
       Огонь был беспощаден и к заповедным прибайкальским землям. Много туристов смогли отдохнуть за долгие годы в бухте Песчаной, одном из красивейших мест на Байкале. Бухта получила название из-за обилия мягкого бархатного песка, который устилает её пляжем от берега до самых гор. Уютная красивейшая бухта расположена между двумя скалами, похожими друг на друга, носящими название Большая и Малая Колокольня. Много примечательного и удивительного есть в Песчаной. Одно из чудес бухты - деревья, названные шагающими или ходульными. Верхняя часть корней у них на поверхности, так как сильные ветры легко выдували песчаную почву. Как держатся за землю эти  жизнелюбивые деревья, как малая слабая часть корней держит на себе огромный вес дерева, - одна из байкальских загадок. Для этого нужны ходульные корни, которых нет у сибирских деревьев. Некоторые деревья стоят на обнажённых корнях выше человеческого роста! Жизнелюбивые деревья, похожие на гигантских пауков,  намертво вцепились в зыбкую землю. Выстояли в этом суровом испытании, брошенном байкальской природой, только сосны и лиственницы. А сколько их, стоических чудо-деревьев, погибло от вероломного огня! Огромную беду всему живому принёс на своих чёрных огненно-дымных крыльях бухте Песчаной пожар, дошедший до побережья.
       Очень сильно выгорели территории, прилегающие к самому большому и самому красивому на Байкале острову Ольхон, овеянному древними легендами, хранящему уникальные природные памятники, один из которых, Шаманский мыс, стал визитной карточкой Байкала. Пожары на острове были затяжными и настолько сильными, что (по рассказам туристов) от пепла, падающего с небес, нельзя было укрыться даже у воды. Полыхали реликтовые ельники, сохранившиеся со времён ледникового периода.
       Не пощадил огонь и Баргузинский заповедник, в котором долгие годы находит себе спасение обаятельный зверёк соболь, страдающий оттого, что природа дала ему шубку из ценного меха.
        А сколько зверей-беженцев, зверей-погорельцев, несчастных, неприкаянных,страдающих, рыщет по незнакомым пределам в надежде обрести кров и дом, но чаще всего находят они на чужбине смерть.
       Миллионами горят деревья. Человеку трудно представить муки дерева, которое пожирает огонь. Но они живые, значит, умирая, страдают. Леса – одежда Байкала, горит лес – Байкал обнажается. Лес – влага Байкала, умирает лес – Байкал мелеет. Лес – главный байкальский щит, без него возникает большая угроза жизни озера. На большой территории главный байкальский щит выгорел полностью, на его месте распласталась чёрная пустыня. И в этих местах многострадальный Байкал остался уязвим лет на пятьдесят.
Ольхон называют сердцем Байкала, Байкал - голубым сердцем Земли. Опустошительные пожары нанесли удар в самое сердце планеты.
       Деревья, животные,  люди составляют единый живой земной организм. Нам не прожить друг без друга. Проникновенно сказал о природной неразрывной связи деревьев и человека Валентин Распутин: «Я стою среди них и думаю: видят ли они меня, чувствуют ли? А может быть, тоже ждут? Уже не кажется больше растительным философствованием, будто все мы связаны в единую цепь жизни и в единый ее смысл - и люди, и деревья, и птицы. В старости так больно бывает, когда падает дерево!» Как было бы хорошо, если бы все люди в любом возрасте чувствовали эту боль!
       Почему же горят леса? Из-за людского невежества, бездуховности и даже вырождения. Некоторым туристам, разводящим костры в лесу, даже в голову не придёт, что их потом нужно затушить, надо погасить и окурок. Иначе недалеко до беды. Многие считают обязательным написать на байкальской скале своё громкое имя, озарить небо фейерверками в свою высокую честь. Они не думают, что одна ракета может наделать много бед и даже привести к экологической катастрофе. Очень часто бывает, что едут не смотреть на красоты Байкала, а выпить пива на берегу. Уезжая, такие горе-путешественники оставляют после себя горы мусора.
        Человек хозяйничает на байкальских берегах так нерадиво, как будто сегодняшний день – последний в истории человечества. Пожары 2015 года СМИ назвали планетарной катастрофой.  И в этом году снова байкальская земля сильно выгорела. Спасать Байкал от огня нужно всем миром...
      Наверное, придёт время, когда проснутся в людях сыновние чувства и станет совершенно ясным, что без Байкала  не прожить никому, что такую диковинную красоту надо беречь и лелеять. Хочется верить, что прозрение не наступит слишком поздно. А пока остаётся надеяться на само озеро-море, на его недюжинную силу, на способность к самоочищению и, перефразируя Николая Рубцова, сказать: «Байкал, родной, храни себя, храни...»

                (фото из интернета)