Поисковики

Салават Шамшутдинов
ПОИСКОВИКИ

Отпуск. Наконец-то отпуск, радостно пело моё сердце. Солнце припекало и слепило глаза. Май в этом году удался. Свежая зелень листьев радовала. Дачники заполонили все магазины, набирая полные багажники продуктов. Машины плотно стояли вдоль тротуара по всей длине улицы. Пробравшись кое-как к дверям, я встал в хвост такого забытого понятия, как очередь. Продавщицы шустрили за прилавком, но от этого народу меньше не становилось. Осмотревшись вокруг, я обратил внимание, что передо мной стояли совсем не дачники. Несколько молодых, весёлых парней и девушек в полувоенной форме. Их рюкзаки, словно хищники, жадно открыв свои «рты» ожидали очереди.
–Пацаны!– спросил я, неожиданно для себя начиная разговор.– Вы поисковики?
–Да,– неохотно отвлекаясь на меня, ответил худощавый молодой человек, откидывая длинные светлые волосы с лица.
–Извини, а куда вы потом?– не унимался я.
–Что значит, куда?– не понял он.
–На шашлыки– ухмыльнулся второй, чернявый крепыш, подстриженный по моде последних лет – на лысо.
–Не, пацаны, серьёзно?– несло меня.– Где вы будете копать?
–Не копать, а искать. А вам-то зачем?– ухмыльнулся второй.
–Да здесь, недалеко,– ответил первый,– на Синявинских.
–Круто!– восхитился я.– И, как там?
–Что значит: как? Сыро, временами грязно, но интересно,– сказал и ухмыльнулся…
–Не, ну я понимаю, что не всё так просто. Вы, наверно, и копаете не просто абы где. Да и находки, не грибы.
–Папаша, мы не чёрные копатели. Так что …
–Да я понимаю. Но ведь это здорово! Особенно когда находите…
–Интересно?! Да не всегда. Впрочем, по-разному бывает.
–По-разному, это как?..
–Папаша, хочешь узнать как, поехали с нами!– ухмыльнулся второй пацан в мою сторону, надеясь отвязаться.
Я невольно замялся. Сорваться вот так с бухты-барахты неизвестно куда не в моих правилах. Понимая, что меня, как это говорится, берут на слабо, не хотелось поддаваться. Но погода была уж очень хороша, и я подумал, что несколько часов прогулки не помешают. Тем более, что Синявинские высоты не так уж и далеко. При желании всегда можно сорваться обратно.
–Поехали,– в тон пацану ответил я.
–Ну, это сначала надо с Иванычем согласовать,– замялся первый.
–Да не парься,– успокоил я его,– договоримся мы с твоим Иванычем. Как вас зовут-то?
–Виталик,– представился пацан, что был по покладистее и протянул мне руку,– а вот он Колян.
Я тоже представился и расспросил, как мне их найти. Впрочем, объяснение было недолгим. Подошла очередь они, скупив чуть ли не полмагазина, дружно стали вытаскивать рюкзаки на улицу. На прощанье Колян махнул мне рукой:
–Смотри, папаша, обещал.
И уже через секунду вся компания, забыв обо мне, исчезла из виду.

…………………………………………………………………………………………………


Вопреки ожиданиям, найти ребят оказалось непросто. Как они мне объяснили,  от мемориала вниз шла тропинка, которая должна была вывести прямо в их лагерь. Тропинку-то я нашёл, но вот лагерь… однако отчаиваться не стал. Кричать что-то типа «Ау, я заблудился», было несолидным. Я же сказал им, что знаю эти места, как свои пять пальцев. Тропинка бежала через кустарник, обходила вокруг какую-то лужицу и постепенно терялась в траве. Солнце уже клонилось к закату, но всё это происходило в преддверии белых ночей и, поэтому вместо пугающей темноты наступал таинственный, сказочный сумрак, свойственный только этому времени года. Однако места болотные и сырость сказывалась появлением комаров. Я остановился у берёзки, чтобы сорвать веточку. Невдалеке на высотке поблёскивала в последних лучах заходящего солнца стела, знакомая ещё с детства. Правда, с этой стороны я её видел в первый раз. Мысли закрутились в голове, включилось подстёгиваемое обстановкой воображение… ведь здесь, в низине, в годы войны стояли наши войска. А там, на высотке начиналась эшелонированная оборона фашистов. Смысл этого слова, я, человек невоенный, стал понимать недавно, но тем страшнее оно для меня становилось, поскольку прежде чем понять, приходилось всё это представить и пропустить через себя, через свои нервы, свою боль, свой ужас. А когда-то обыкновенные мужики, пацаны, прямо со школьной скамьи, сидели вот прямо здесь, в этих болотах, под градом смертельного металла, падающего на их головы с высотки, обречённой стать их же мемориалом. Тропинка виляла между кустов, обходя ямы и канавы. Казалось, что вся эта местность состоит их них. И вдруг до меня дошло. Это не канавы, а траншеи. Те самые, вырытые под огнём фашистов нашими бойцами. Те окопы, в которых они прятались от пуль и снарядов. Те окопы, из которых они вели огонь по врагу. Те окопы, в которых они воевали и умирали.
Мурашки побежали по спине. Казалось, что слышу треск автоматных очередей, свис пуль, взрывы снарядов… Жутко. Осмотревшись в нависшем полумраке, я заметил, что пока давал волю воображению, из луж, из-под кустов выполз туман, снижая и без того плохую видимость. «Да, что-то не рассчитал»,– прикинул, почёсывая затылок. Однако найти ребят было надо. Отмахиваясь от назойливых комаров, шёл через туман и кусты, ругая себя за излишнюю самонадеянность. Вдруг за очередной берёзкой, и как это я не заметил, горел небольшой костерок. Впрочем, заметить его было непросто, поскольку горел он на дне большой воронки. Рядом сидели три человека и тихонько разговаривали о чём-то своём. Обрадовавшись людям, спрыгнул к ним.
–Ну, наконец-то!– выдохнул я, чуть не заблудился.– Привет!
–Здравствуй, коль не шутишь,– ответил усач, внимательно осматривая меня.
–А где остальные? Спят уже?– спросил я, пододвигаясь ближе к огню.
–Спят, спят,– ответил усач,– чего ж им не спать-то.
–Так ведь белые ночи, весна!– не унималось мне.
–Да, красота. А вот у нас ночи хоть глаз выколи. Руку протянешь – невидно,– заговорил парнишка, что сидел напротив.
–А ты что, не местный?– удивился я.
–Не, не местный. С Украины,– и парнишка мечтательно задумался.– Хорошо там, тепло…
–А я думал, что вы из Ленинградской области!
–Почему из Ленинградской. У нас бойцы ото всюду,– ответил он и поправил пилотку.
Только сейчас обратил внимание, что мои собеседники одеты в форму времён войны. «Ну, ребята,– подумал  я,– мало искательством занимаются, так ещё и форму напялили. И где они её только надыбали. Помню, когда меня призвали в армию, то выдали такую же, но это остатки, как нам сказали, ликвидировали.  А вот прошло тридцать лет и смотри-ка…»
–Здесь до вас казахи были,– захотелось показать свою осведомленность,– поисковики.
–Разведка, ну и как они? Здесь остались?– поинтересовался парнишка.
–Нет, зачем здесь? Уехали,– ответил я.
–Повезло,– тяжело вздохнул усач и поправил лежавший рядом ППШ.
–Товарищ, а товарищ,– обратился ко мне, молчавший до этого боец.
–Да,– откликнулся на давно забытое обращение.
–Табачком угости.
–Да, конечно,–  пошарив по карманам, протянул ему пачку сигарет «Camal».
–Ух, ты, какие,– удивился он– трофейные?
–Ну, ты даёшь!– усмехнулся я.– Уж точно не фабрика Урицкого. А где старшой-то?
Боец, прикурив сигарету, разочарованно вздохнул: «Слабенькие».
–Там,– усач неопределенно махнул за спину.
–Ладно, схожу до старшого,– я встал и, кивнув своим новым знакомцам, пошёл в указанном направлении.

Идти на этот раз оказалось недалеко. Звонкий хруст поленьев и шум бивака, знакомый мне с детства, быстро поднял настроение. Стоило только приблизиться к лагерю, как Колька, увидев меня, опять начал прикалываться:
–Чё, папаша, так долго. Заблудился или вовсе хотел передумать.
–Чего тут передумывать. Сказал, что приду, вот и пришёл.
–Всё правильно, мужик сказал, мужик сделал,– зубоскалил Коля.
–Кончай болтать, лучше бы гостя накормил,– подошёл Виталик и спросил.– Кушать будете?
–А что, не откажусь, что у вас там, небось, греча с тушенкой.
–Греча,– подтвердил он.
–Давай, конечно.
Пока Виталик накладывал мне в миску каши, я осмотрел лагерь. Народу было немного: парни, девушки. Похоже, готовились ко сну, и опоздай я ещё немного, то нашел бы только сонное царство.
–Вот, пожалуйста,– Виталик протянул миску.
–Ешьте, ешьте, каша то, что надо,– вставил Коля.
–Пацаны, а вы про тех ребят не забыли?– вдруг вспомнил я своих недавних знакомцев, тем более, что в лагере их не было видно.
–Каких ребят?
–Да здесь, невдалеке, Я думал ваши.
Пацаны переглянулись. Их лица стали очень серьёзными.
–Что забыли? Как-то нехорошо.
–Папаша, ты ничего не путаешь?
–Чего путать. Трое их там. Костерок жгут в воронке. Странные какие-то в форме времен войны. У вас, что инсталляция намечается?
–Нет там наших…– ответил, было, Виталик, но Колька быстро сделал ему какой-то знак.
–Так кто же?
–Понимаешь, папаша. Здесь так бывает… Это, как бы правильнее сказать… это солдаты…– Мялся Виталик.
–Партизаны, что ли? На срочников не больно-то они похожи.
–Помнишь, кто-то сказал, что война не окончена, пока не похоронен последний солдат…
–Помню, ну и что?
–Так это вот и есть те солдаты,– сказал Коля.
–Кончай прикалываться, Николай.
–Да если бы.
–Тогда давай сейчас сходим туда, и ты сам у них спросишь…
–Сейчас там уже никого не будет. Утром сходим,– Коля повернулся и быстро отошёл от нас с Виталиком.
–Что это с ним?
–Завтра поговорим, а сейчас время позднее. Спать.
Удивлённый таким поведением пацанов, улёгся на выделенное мне место. Уже засыпая с улыбкой, подумал, мол, какой засранец этот Колька, постоянно прикалывается…

Утро было добрым. Ну, в том смысле, что доброе утро! Солнце светило и пригревало. Именно пригревало в ту самую точку, что называется. Так что мой северный организм испытывал полное блаженство. Птички пели весело и заливисто. От полевой кухни шёл запах вкусной каши. Потянувшись, прошёлся по лагерю. Обычная утренняя суета наполняла всё вокруг. Все были чем-то заняты. Заняты. Но как-то странно периодически бросали напряжённые взгляды в мою сторону. Сначала я не обращал на это внимания, но затем стало даже как-то неловко. Впрочем, отнёс это на тот счёт, что в лагере появился поздно вечером и для многих явился неожиданным сюрпризом. Завтрак прошёл на ура. Отменная каша и кофе напомнили мне времена моей молодости, когда ходил в походы и вот так, правда не за столом, а у костра мы завтракали, обедали и ужинали. Правда, к моему удивлению и за столом поисковики, с которыми я надеялся познакомиться поближе, вели себя довольно тихо. Ни шуток, ни приколов, ни обычного придуривания, так свойственного молодёжи.
Так или иначе, завтрак закончился. Я хотел уже подойти к старшему, с которым до сих пор так и не смог познакомиться, как ко мне подошёл Виталик.
–Папаша, пошли,– позвал он.– Иваныч зовёт.
–Идём,– радостно и беззаботно встав из-за стола, пошёл за пацаном.
Палатка старшого располагалась в самом центре. Распахнув полог, погрузился из радостного весеннего утра в серый полумрак шатра. Глаза, привыкшие к яркому свету, поначалу разглядели только силуэты.
–Здравствуйте,– услышал голос ближнего силуэта.
–Привет!– улыбнулся я.– Понимаю, что представиться надо было сразу, но очень вкусный был завтрак. Кстати, спасибо.
–Пожалуйста,– ответил голос, который, как я уже понял, принадлежал старшому или как его ещё называли Иванычу.– Вы откуда?
–Да местный. Вот заприметил ваших ребят в магазине и, как говорится, сел на хвост. Я в отпуске…
–В поисках приключений?– ухмыльнулся Иваныч. Зрение постепенно стало привыкать, и я разглядел старшого. Сухопарый, явно отставной военный. Очень похожий на военрука времён моего детства.
–Если я вам помешаю, то могу и уйти. А так: да, интересно…
–Ладно, не за этим попросил вас зайти. Ребята рассказали, что вы вчера кого-то встретили, пока нас искали,– и он кивнул на второй силуэт, которым оказался Колька.
–Ну, так и думал. Потеряли кого?– ухмыльнулся я.
–Не совсем. Просто ищем…– спокойно ответил Иваныч.
–Да, здесь недалеко… Я думал, что у вас инсталляция или что-то в этом роде… Там в воронке костерок жгли… А ещё одного сигаретой угостил…
–Показать сможете?
–Попробую, но не уверен, что найду.
–Да, это будет непросто.

Через полчаса небольшая поисковая партия направилась по моим вчерашним следам. Напряжённо вглядываясь в местность, я пытался определить пройденный накануне путь, но всё казалось совершенно другим. Иной раз было впечатление, что мы забрели в совершенно другой лес. Иваныч иногда поглядывал в мою сторону, но я только пожимал плечами. Через два часа блужданий старшой объявил привал.
–Слушай, ничего не пойму,– подошёл я к Иванычу.– Всегда хорошо ориентировался в лесу, а сегодня, словно леший крутит.
–Ладно, видать не судьба,– вздохнул старшой.– Сейчас пройдём ещё кружок и домой.
–И чего они тебе сдались, Иваныч?– поинтересовался я.– Чёрные копатели что ли или как?
–Если найдём, сам поймёшь.
–Как хочешь, какие-то жмурки тут у вас,– обиделся я.– Вот же обелиск там. Видишь, как на солнце сверкает. Значит, что шёл оттуда.
Я встал и пошёл в сторону обелиска. Днём тропинка была не нужна. Молодые берёзки не могли помешать. Впрочем, ветки, кусты. Кусты, мох. Мох, клещи. Я посмотрел под ноги, словно пытался разглядеть клеща сидевшего в подлой засаде и коварно охотящегося на меня и в самый раз. Под ногами был край глубокой  воронки. Прикрытая густой растительностью, она была не видна даже за два шага. Ещё бы чуть-чуть и я свалился в неё и, как минимум, подвернул ногу. Спрыгнув вниз, огляделся. Вроде, место похоже. Только следов свежего костра не было. Свежая трава покрывала края воронки. Я присел на освещённую солнцем сторону и, прикрыв глаза, подставил лицо жарким лучам.
Разные мысли приходили в голову. «Чего это Иваныч докопался до мужиков? Какие-то поиски устроил? Зачем это всё мне, я же не этого ожидал! А чего я ожидал? Вот договорился!..»
–Ну, привет!– сказал я вслух.
«Здравствуй, коль не шутишь»,– послышался знакомый голос.
Я аж подпрыгнул. Открыл глаза, огляделся.
–Эй, кто здесь?
Ветерок слабо пошелестел листьями берёзки. Сделалось как-то не по себе. Я пополз из воронки наверх, надеясь, что шутник прячется где-то рядом. Выбираться было не совсем удобно. Ноги то и дело соскальзывали. Пытаясь обрести более надёжный упор, носком кроссовки стал выбивать ступеньку. Нога опять соскользнула, и я увидел, то от чего стало совсем не по себе...
–Иваныч!– закричал я не своим голосом.– Иваныч!
–Чего орёшь-то?– старшой стоял на краю воронки.– Заблудился?
–Прыгай сюда, смотри!
–Сейчас,– сказал он деловито.–  Только руками нечего не трогай.
Иваныч с подошедшими пацанами аккуратно раскапывали и осматривали останки солдат, на которые я наткнулся.
–Трое, смотри, не твои знакомцы?– не понимая головы, сказал старшой.
–Ты что, тоже приколист?– огрызнулся я.
–Нет, зачем же,– ответил за него Колька.– Отец, а сигаретка не твоя?
С этими словами он протянул мне окурок, найденный рядом с одним из черепов. Осторожно взяв его, прочитал знакомое «Camal». Я недоумённо посмотрел на Кольку, но тот уже был занят новым делом, осторожно откапывал хорошо сохранившийся ППШ.
–А ты говоришь, купаться…– сказал старшой, глядя в моё недоумённое лицо.
…………………………………………………………………………………………………………
Уже поздно вечером, прощаясь с пацанами из лагеря, я крепко пожал каждому руку.
–Спасибо! Извините, что отвлёк.
–Да ладно, папаша, залетай, если что,– улыбнулся Виталик.
–Если что?– в тон ему ответил я.
–Мало ли скучно станет,– подхватил Иваныч и тоже улыбнулся.
Я поднялся к мемориалу, где ждала машина. Поднявшись на высотку, оглянулся. Солнце клонилось к закату, обещая на завтра хорошую погоду. Какой всё-таки прекрасный вид отсюда. «Пора домой»– подумал я и ещё раз бросил прощальный взгляд во след уходящему дню. Вдруг заметил в тени деревьев три силуэта. Неужели пацаны пошли меня проводить? Но тени не приближались. Только одна из них неожиданно помахала мне рукой и, то ли мне показалось, то ли на самом деле на нём была форма солдат времён так и не окончившейся войны.