Висла - Неман

Татьяна Никитина 7
   
В июне 1999 года государственную границу Беларуси пересекла в неположенном месте группа из пятнадцати человек, в которую входили поляки, литовцы и белорусы.

Все они были на байдарках. Нарушителей остановили пограничники и таможенники, проверили документы и, на удивление, не задержали, а, взяв под козырек, пожелали счастливого пути. Всё это происходило на Августовском канале, который вот уже 175 лет тянется по землям Польши и Беларуси, соединяя водные артерии двух стран, пересекая границу - и только для людей этот романтический путь с Запада на Восток и обратно был закрыт еще в первые послевоенные годы.
   
Исключением стал упомянутый международный сплав на байдарках, разрешения на который добивались не один год. За неделю спортсмены-водники преодолели сто километров по Августовскому каналу и Неману, дойдя до литовского Друскининкая. А началось их путешествие в Августове, небольшом польском городке, по имени которого и был назван в свое время канал.
   
Примерно пять километров государственной границы проходит сейчас по Августовскому каналу.

Тысячу раз слышала я об этом диковинном канале, о необходимости его восстановления, уж сколько муссировалась эта проблема на белорусско-польских встречах, прежде чем я впервые его увидела. Хотя канал петляет совсем близко, в сорока километрах от Гродно. Но всё это заповедные, малодоступные места. Настоящий медвежий угол между польской и литовской границами. В основном из-за приграничного расположения никогда никаких экскурсий на канал не устраивалось - и тысячам гродненцев было просто невдомёк, какое дивное зрелище представляет собой старый канал, пусть и в запущенном состоянии.
   
Сначала я увидела его на фотографиях, сделанных мастерами Беларуси и Польши в дни международного пленэра.  Два десятка талантливых фотографов каждый по-своему увидел заброшенный канал. Чудеса, но среди сотни снимков ни один не повторял другой! А вместе они давали впечатляющую картину созданной человеком и им же загубленной красоты.
   
Немного истории
   
Августовский канал был первым в Европе гидротехническим сооружением подобного масштаба - 101 километр длиной, семиметровая ширина, судоходная глубина, рукотворное русло на всём протяжении укреплено вбитыми в грунт сваями, 18 шлюзов, несколько разводных мостов, строили его в течение пятнадцати лет семь тысяч человек.

Идея канала была фантастична для тех времен: чтобы обойти Пруссию, которая взимала немыслимые пошлины на выходе из Вислы в Балтийское море, решено было сплавлять зерно с польских земель на баржах по Неману и дальше по Даугаве к Риге. Связать Неман и польскую реку Бебжа, впадающую в Вислу, и должен был Августовский канал. Кроме того он объединял в общую водную систему речки Нетту, Волокушку, Черную Ганчу, подпитывающие канал своей водой, и цепь озер.

Императору Александру I (Польша входила тогда в состав Российской империи) эта идея пришлась по душе, правда, с подписанием разработанного в 1824 году проекта он, по русским обычаям, тянул целый год. А когда царь изволил дать высочайшее согласие, что-то вдруг заартачился один из авторов проекта, главный военный геодезист, польский полковник Игнатий Прондзинский и за ослушание угодил в тюрьму. Выйдя оттуда через пять лет, он продолжил строительство канала, став главным его вдохновителем и творцом. Заканчивал стройку века инженер Теодор Урбанский. А самый сложный шлюз Немново возводился под командованием подполковника Яна Павла Лелевеля.

- История сооружения канала настолько драматична, что там было все: предательство, доносы, измены, дуэли и большая любовь, - рассказывал мне о том, что знает сам, коллега-тележурналист Александр Лосминский, давно увлеченный судьбой Августовского канала. - Просто диву даёшься, как до сих пор никто не написал об этом роман в стиле Дюма или не снял сериал? А педантизм и дотошность, с которыми строили канал, просто поражают! Каждый гвоздик, кирпич, бревно были на учёте. Представь, сохранились документы, где перечислено, сколько материалов (с точностью до гвоздя!) пошло на то или иное устройство. М-да!..
   
Проект канала, состоящий из 500 чертежей, хранится в Историческом архиве в Петербурге. Деньги на грандиозное строительство выделил русский царь.

Канал стал первым искусственным водным путём в Европе, связавшим напрямую две большие реки - Вислу и Неман. А еще он обеспечивал связь, представьте, и с Чёрным морем! Через Щару, Огинский канал, Ясельду, Днепр, Березинские водные артерии и Двину. Открытие канала произошло в 1839 году.
 
Увы, канал так и не выполнил своего главного предназначения - зерно в Балтику по нему не сплавляли, ко времени сдачи канала эту роль уже взяла на себя железная дорога. Зато гоняли лес - в Германию и дальше. С апреля по самый октябрь. И по всей длине канала, помимо смотрителей, работали еще и сплавщики леса. Они получали большие деньги, припоминают местные старожилы, мерилом достатка в ту пору был велосипед (всё равно, что нынче машина), так вот сплавщики покупали их первыми. Между первой и второй мировыми войнами по маршруту Гродно-Августов-Гродно регулярно курсировали два пассажирских колёсных парохода.

22 июня 1941-го первые сражения развернулись и у канала, в зоне которого стояли пограничные заставы.  Тысячи пограничников и красноармейцев сложили головы в окопах, полях и окрестных лесах. Оборонительной функции, как надеялся генерал Карбышев, ни канал, ни дзоты, ни форты практически не выполнили. Немцы обходили их стороной. Спустя три года гитлеровцы, отступая, взорвали 3 шлюза, 8 плотин и несколько мостов. После войны польская часть канала была восстановлена, а белорусская оставалась в запустении.

Что осталось
   
Три белорусских шлюза, хоть и были в нерабочем состоянии, однако их металлические конструкции уцелели на 90 процентов, а сложенные из бетонных плит стены шлюзов, как ни странно, стали со временем еще прочнее, им словно нет сносу. Сохранились колонны-опоры подъемного моста над шлюзом Домбровка – когда-то на время прохода судов он разводился, как на Неве.

Но если польская часть канала всё время оставалась под присмотром и по ней резво бегали прогулочные катера, то белорусская пребывала в бесхозном, одичалом состоянии, когда рукотворным руслам и бетонным шлюзам не оставалось ничего другого, кроме как слиться с девственной природой, что они успешно и сделали.
   
Между тем на территории Беларуси расположен самый сложный и самый красивый из всех шлюзов - единственный трехкамерный шлюз Немново, примыкающий к Неману. В три приема шлюз опускал или поднимал судно на семь метров.
   
В 1999 году в Польше на конференции, посвященной Августовскому каналу и его дальнейшей судьбе, в которой участвовала и белорусская делегация, была принята резолюция с ходатайством о включении Августовского канала в список памятников ЮНЕСКО.

Еще в 1982 году влюбленный в Августовский канал председатель Гродненского райисполкома Роман Олизарович затеял перекинуть через него несколько современных мостов, расположив их высоко над водой, - в расчете на судоходную перспективу. Но ему быстренько дали по рукам:
   
- Ты что ж, навигацию для "Солидарности" готовишь?!.
   
Поэтому под новыми мостами сейчас может проплыть только байдарка или совсем уж маленькая подводная лодка... Шучу.

Когда я впервые самостоятельно выбралась на канал, почувствовала себя Робинзоном на необитаемом острове, до того здесь было пустынно, заброшено – ни людей, ни машин, ни дорог. Высокая выгоревшая трава быстро наматывалась на оси моей машины, пока я не додумалась выйти из нее и пробираться дальше пешком. Полевая тропинка привела меня в Немново – приграничную деревеньку, которая и была моей целью. А вот и некий неширокий ров, на дне которого поблёскивает и плещется вода. По обеим сторонам ручейка – черные деревянные сваи, вбитые в поросшую травой землю. Это и есть канал?!.

Я огляделась и увидела, что этой канаве, петляющей по лугу, окаймленному сосновым лесом, нет ни конца, ни края. Местами она становится шире, а где-то ручеек разливается озерцом или прудом. Видно, и правда, тот самый канал. Какое разочарование… Пошла вперед по течению. А вот и деревенские дома, они  по обе стороны канала, но поодаль. Насчитала 15. За последним домом – пруд, обросший камышами и непроходимым кустарником. Как-то протискиваюсь сквозь него. О боже!.. Вот он, тот грандиозный трехкамерный шлюз! Но как здесь таинственно и тревожно: позеленевшая стоячая вода канала сплошь покрыта листьями кувшинок, поросли мхом и берёзками отвесные бетонные стены шлюзов, к ним вплотную подступают дремучие лесные заросли. Ноги то и дело соскальзывают с глинистых бугорков, мурашки ползут по спине… Страшно. Спускаюсь вдоль камер старого шлюза всё ниже и ниже: всё, впереди обрыв, а это конец канала – из-под сомкнутых деревянных ворот шлюза совсем тоненькая струйка проточной воды, тихо журча, бежит к Неману.

Немново

Все-таки живых людей я в деревне нашла. Ян Зажецкий вырос рядом с Августовским каналом и вот уже десять лет помаленьку возвращает его к жизни. Вместе с односельчанином Тадеушем Урбанком (оба в прошлом моряки-подводники, а это чего-нибудь да стоит!) они на спор (вернется рыба в канал или нет?) построили дамбу, очистили русло и отремонтировали шлюз Куркуль. Так появился первый действующий шлюз на белорусском отрезке канала. Под его пенным водопадом местные жители изгоняют из тела радикулит и отложение солей - говорят, помогает.

Ян уже жалеет, что побоялся тогда, в 89-м, взять сто тысяч рублей, которые предлагали в райисполкоме на очистку канала.
   
- Уж больно большие деньги. Не знал, как отчитаюсь! Ведь технику и людей приходилось нанимать в частном порядке. Растерялся малость. А то бы всё уже сделал!

Вспоминает, как возились с Куркулём, как никто в деревне не верил, что у них с Тадиком что-нибудь получится, считая обоих мужиков (одному - сорок, другому под пятьдесят), мягко говоря, чудаками. Но вечерами, когда к каналу съезжались КамАЗы, трактора и экскаваторы, а технику они нанимали в основном на собственные деньги, на берегу собиралась вся деревня, стар и мал. Еще бы! КамАЗы один за другим (тридцать рейсов за вечер!) гулко сбрасывали с обрыва огромные валуны, которые должны были удержать воду. Потрясающее зрелище!
   
Первую дамбу прорвало, и Ян побежал звонить … в Польшу, чтобы там хоть на время перекрыли воду. Перекрыли! И дамбу восстановили.
   
В деревне живут одни старики, к которым на лето и по праздникам приезжают из города дети и внуки. А полтора столетия назад здесь кипела жизнь. Самый большой красно-кирпичный дом (он сохранился по сей день) занимало управление канала, а несколько комнат служили гостиницей для купцов, торгующих лесом. В белой мазанке по соседству жил смотритель канала Ян Ухта с семьей. Примерный работяга, он за верную службу был удостоен медали и диплома. Его приемный сын Вацлав Урбанок, выросший на канале, стал здесь прорабом. Ему выпала сложная судьба. В годы советских репрессий Вацлава, уже имевшего жену и троих детей, арестовали. Молодая жена отправилась в Гродно, чтобы передать небольшую посылку мужу, а вернувшись в Немново, к ужасу своему застала дом пустым. Ни стариков, ни детей. Увезли как «неблагонадёжных». Младшенькой, Светланке, и годика не было, Тадику - на год больше.

Нашла она их уже на Урале. После войны вернулись в Немново, в свою белую хатку, а Вацлава судьба забросила в Польшу. Тадик, когда вырос, навещал отца, жил у него несколько лет, а как-то приехал на побывку домой и влюбился в новую математичку из здешней школы - Женечку, да так и остался. Недолго молодая семья прожила в Немново, переманили родичи в Литву, но что ни лето, тянул Тадик жену и дочь на канал: и старикам подсобить, и отдохнуть - красотища ж вокруг какая! Грибы, ягоды, рыбалка, охота - лисы до сих пор в деревню заглядывают! Тут они и спелись с Яном Зажецким. И взялись за обустройство канала.

Музей

Ирония истории, но одним из руководителей строительства Августовского канала в далеком девятнадцатом веке был инженер Теодор Урбанский, а спустя полтора столетия не на шутку заболел каналом Тадеуш Урбанок. Бывают же совпадения!
   
Потихоньку рядом с дедовской хаткой Тадик выстроил небольшой красно-кирпичный дом, на литовский манер, вроде как дачу. Здесь на мансарде облюбовал себе угол наезжавший летом из Польши его приятель Роберт Сарновский, по профессии пекарь, а в душе - энтузиаст возрождения канала. Из того же добротного красного кирпича Тадик сложил гараж, жена еще долго шумела:

- Лучше б ты комнату лишнюю пристроил!..

А его вдруг осенило: «На кой ляд мне этот гараж, если некуда уже складывать всё, что накопилось по истории канала?!» Старые документы, книги, фотографии, разные причиндалы, что сохранились еще с дедовских времен или нашли совсем недавно... Тут и багор, которым цепляли бревна, уровнемер воды, причальная цепь, детали шлюзового устройства, иные весом по многу пудов. Так гараж стал музеем. Представьте себе, в деревушке на пятнадцать дворов есть свой музей Августовского канала, а в этом музее - еще и книга отзывов!

Самого Тадеуша я уже не застала, он умер минувшей зимой. Смерть настигла его в Вильнюсе, но, едва шевеля пересохшими губами, он просил жену и дочь об одном: "В Немново!.."
   
Как ни трудно это было в декабрьские морозы, последнюю волю Тадеуша Урбанка выполнили, похоронив его на сельском погосте, неподалеку от канала, которому внук первого смотрителя отдал столько душевных и физических сил.

Хранительницей музея стала вдова Тадеуша - Евгения Парфёновна, та самая учительница математики, "русская" (как ее здесь называли оттого, что приехала из Восточной Белоруссии), влюбившая в себя молодого польского паренька. Так и не смогла она уехать отсюда после похорон, помаленьку приспособила дачу под полноценный дом. Сама когда-то считавшая мужа чудаком из-за его безудержной страсти к каналу, теперь вот бережно пополняет и оформляет экспозицию мини-музея.
   
Недавно получила она письмо из Польши. Незнакомые люди, видевшие по телевизору сюжет об Августовском канале, хотят прислать деньги на восстановление белорусской части и просят сообщить счёт. Такого счёта пока нет, а на письмо придётся отвечать по-русски, польский Евгения Парфёновна хотя и понимает, и говорит на нём сносно, а вот грамотно писать еще не выучилась. Ждет в гости дочку с внуком из Вильнюса. Эдику шестнадцать, он не отходит от компьютера, а бабушка нет-нет да намекнёт мальчику, что теперь он да Саша, сын Яна Зажецкого, - продолжатели начатого восстановления канала.

Сегодня   

В 2004 году к местным энтузиастам наконец присоединилось и государство, обеспечив режим благоприятствования частным фирмам, взявшимся за возрождение канала. Перед ними стояла задача сделать канал не менее привлекательным и судоходным, чем в Польше, и открытым для международного водного туризма. К слову, в Августове, где канал вливается в два больших озера - Нецко и Бяло, есть порт, откуда регулярно по расписанию отправляются вдоль по каналу прогулочные катера и теплоходы. Это одно из самых доходных мест в туристическом бизнесе Польши.
 
За два года реставрационных работ на нашей части Августовского канала восстановили три шлюза - Немново, Домбровку и Волкушек и две плотины. Летом по каналу курсируют два теплохода. По шлюзу Кужинец проходит белорусско-польская государственная граница, где открыт и погранпереход.

Августовский канал (80 километров в Польше, 21 - в Беларуси) признан памятником истории и гидротехнического зодчества под охраной ЮНЕСКО.

Вот и всё. Остается только сказать, что Августовский канал достался нам совсем даром - по историческому наследству. Это как завалявшийся на чердаке старинный канделябр, который стоило лишь бережно почистить - и он засиял всеми своими драгоценными гранями.

На снимке: белорусско-литовская экспедиция учёных у входа в Августовский канал со стороны Немана.
Фото автора.