Малый круг по родному отечеству

Юрий Тяпченко
                Малый круг по родному отечеству               
                Ю.А. Тяпченко. Г.Жуковский

                Замысел
Я давно собирался проехать на своей машине на малую родину и посетить все почитаемые мною места, родственников и друзей. Но из моих близких никто не соглашался составить мне компанию.Но неожиданно в АО "НТЦ "Альфа-М" пришло приглашение на межведомственную научно-техническую конференцию, посвящённую проблемным вопросам лётно-морских испытаний авиационной техники и вооружения. Эта тема для нас является актуальной, так как после воссоединения с Крымом начали восстанавливаться утерянные технологии испытаний, и к работе приступил ГЛИЦ им. Чкалова, расположенный в пгт Приморский.
 
Я решил использовать поездку на конференцию для  реализации задуманного плана посещения малой родины: проехать на автобусе Москва-Феодосия. Так я, наконец, смогу посмотреть на часть России из окна авто, познакомиться с паромной переправой порт «Кавказ» - порт «Крым», увидеть, что и как в Крыму. Затем проехать автобусами  в посёлок Найдорф,что под Краснодаром, в станицу Северскую и далее в г. Новороссийск, а оттуда назад в Краснодар и самолётом домой.

                Реализация задуманного

Я решил подготовить целых три доклада на конференции. Они у меня практически были готовы. Но получилось, как всегда. Адаптируя доклады к конкретной конференции, я начал их переделывать и, застряв на первом, понял, что в заданные сроки не уложусь, а потому главным сделал первый доклад и отправил его, заявку и тезисы организаторам конференции

Никому на Кубани о своих планах я не говорил. Ехать на автобусе меня отговаривали домашние. Никто не верил, что в моём возрасте я выдержу такую длинную дорогу. Но лично у меня не было никакого сомнения по этому поводу. Это подтверждалось моим опытом поездки на собственном авто, когда я словно сливался с автомобилем, и мог ехать непрерывно много часов подряд.
До Феодосии билетов на авто не было и я заказал до Симферополя на сайте http://busfor.ru. 

Время отправки выбрал так, чтобы ночью проехать Московскую и Воронежскую области, а днём - Ростовскую и Краснодарский край, далее на пароме в Крым и до Феодосии или до пгт. Приморский.

Билетов на автобус от Феодосии до Краснодара на дату моей поездки не было. Купил билет на самолёт Краснодар-Москва. Таким образом, основные контрольные точки были обозначены, и можно было приступать к реализации задуманного.

Этап первый: Москва-Феодосия

Автобус отправлялся  в субботу 24 сентября 2016 года в 21.30 . Я хотел ехать на маршрутке до станции метро Котельники, но Павел взялся меня доставить на своей машине. Я купил чемодан на колёсиках, упаковал  одежду, ноутбук с аксессуарами, презентации, флэшки. Получилось два места: чемодан и сумка с компьютером. Люся и Оксана нагрузили меня продуктами на дорогу. Оксана предупреждала, чтобы я не питался в дорожных забегаловках.

Я просил Павла прибыть ко мне за два-полтора часа  до отправки автобуса. Но вот уже час до отправки, а его нет. Звоню. Говорит, что уже рядом. Жду. Еще прошло 20 мин. Его нет. Меня уже пронзило шило в одном месте. Хотел вызывать такси, но было поздно, я  не успевал. Наконец он появляется. Сажусь и отправляемся через Малаховку. Как назло, даже в это позднее время везде были пробки. С трудом въехали в Москву.

Накануне я посмотрел интернет и понял, что нам надо ехать к метро направо от Рязанского проспекта. Но Павел настоял, что надо ехать налево. Проехали на развязке к автостоянке слева от проспекта.  Увидели автобусы  и быстро пошли к ним. Пришлось пробираться через строительные леса по каким –то разбитым лестницам. Кругом ямы. Как идти, непонятно. Пробрались. Оказалось надо ехать на другую сторону проспекта. Хотели пройти пешком, но Павел решил ехать на машине. Проехали назад в область более двух км и под мостом и затем после разворота направились в сторону к метро. Только развернулись, как мне позвонили. Звонила диспетчер. Она спросила, где мы. Ответил, что недалеко. Она сказала куда ехать. На навигаторе всё видно. Проехали назад по параллельной дороге. Заехали опять не туда. Но Павел сориентировался и, наконец, с третьего захода вырулил в какой-то проулок. Метро там не пахло. Было темно. Я ничего не видел, а Павел показал на  какую-то плохо асфальтированную  площадку, на которой стоял одинокий автобус. Нас ждали. Не проверяя билет, шофёр убрал в багажник мой чемодан, а сумку я взял с собой. Как только я сел, автобус тронулся. Я сидел у окна, рядом - молодая женщина.

Автобус был комфортабельным. Откидные кресла с ручками по бокам подняты над полом.  За  ручки было удобно держаться. В кармашке на спинке кресла спереди были бутылка воды, одноразовые тапочки, сангигиенический пакет. В общем не хуже, чем в самолёте. Я снял, как говорила Оксана, ботинки и сидел в носках. Первая остановка была через три часа. Можно было размяться. Но вот незадача: я взял с собой рожок для ботинок, но его в сумке не нашёл и пришлось потрудиться, чтобы их одеть. С этим неудобством приходилось ехать дальше. Ругал себя за недальновидность.

Сидеть долго в одной позе становилось все труднее и труднее. Тогда я подставил сумку с компьютером под ноги, развернулся боком, сжался в клубок. Стало сразу легче. Так, меняя позу с одного бока на другой и выпрямляясь, я перестал ощущать неудобства. Женщина рядом тоже сворачивалась калачиком и тоже нормально ехала. Автобус останавливался через каждые три-четыре часа на стоянках.  Все выходили на разминку. Многие перекусывали. Я же ничего не ел, и из сумки ничего не доставал. Есть не хотелось.

Когда стало светло, мы были уже далеко от  Воронежа. Ехали по трассе М4 Дон. На небольшой скорости проезжали пункты оплаты платных участков дороги. Шофёр, как профессиональный водитель, пользовался транспондером.
Мимо окна бежали неухоженные заросшие бурьяном поля. Изредка вдали просматривались скромные хаты. Когда въехали в Ростовскую область, то ландшафт существенно изменился. Появились свежевспаханные поля. Поля, заросшие бурьяном, встречались редко. Вдоль дороги с машиншла торговля арбузами и дынями. Когда повернули на порт «Кавказ» и въехали в Краснодарский край, то картина резко изменилась: ухоженные поля, посёлки, станицы, прекрасные дороги. Ближе к Тамани начали встречаться виноградники, убранные бахчи. Изредка попадались поля с ярко-жёлтыми дынями.

Плутая по переулкам и улицам, как-то медленно добирались к порту «Кавказ».  Подъезд к порту был не впечатляющий, неухоженный. Встали в накопителе. Через некоторое время нас пропустили  на основную площадку. Там нам велели забрать все вещи с собой и пройти на таможенный досмотр через металлоискатель. Очередь двигалась очень медленно. Прошли досмотр. Автобус был проверен, и мы снова сдали вещи в багажное отделение автобуса. На этот раз я сдал и сумку с компьютером.

Сели в автобус и на нём въехали на паром. Мы оказались вторыми после легковушек. Здесь нам разрешили выйти на верхнюю пассажирскую палубу. Поднялись  по бегущей, но выключенной дорожке на верх. Оттуда открывался вид на море, на противоположный берег, на рядом расположенные причалы. Я прошёл на корму. Оттуда можно было наблюдать большое количество ожидавших погрузки легковых машин. Сбоку видны были огромные, очевидно нефтяные или топливные резервуары. С другого бока на грузовую палубу заходили большие машины. Создавалось впечатление нагромождения чего-то непонятного. Внутри парома на верхней палубе располагались туалеты, комфортные диваны, кресла, кафе, где можно было неплохо перекусить. Впереди была открытая смотровая площадка со стульями и столами. Это зрелище завораживало своей необычностью.

Паром незаметно тронулся и через примерно 15-20 минут мы спустились на грузовую палубу и расселись в автобусе по местам. Также легко, незаметно паром причалил к причалу, медленно открылись ворота и автобус также медленно съехал с парома и тронулся в сторону Керчи. Дорога была разбита. Он проехал мимо старинной крепости и остановился в Керчи. Было ещё светло. Здесь вышло много народу. Я попросил шофёра остановиться в посёлке Приморский у гостиницы Катюша. Где эта гостиница, он не знал. Но здесь объявилась молодая женщины, которая знала, где это и пообещала подсказать шофёру.

Шофёр  поставил мои и её вещи так, чтобы можно было их быстро вынуть из машины. Далее проследовали в сторону Феодосии. Путь оказался долгим. Мне всё казалось, что вот- вот приедем, а мы всё ехали и ехали. Наконец, въехали в посёлок Приморский. Я попросил женщину подсказать, где надо остановиться. Она несколько раз пыталась это сделать, но откладывала. Наконец, остановились. Мы быстро взяли  вещи и тронулись вперёд по разбитому тротуару. Приходилось не катить чемодан, а переносить. Становилось тяжеловато. Женщина периодически говорила, что гостиница совсем рядом, что она уже видит её. Но выяснилось, что мы вышли почти за 2 км до нашей точки. Пройдя метров 700 в полной темноте, женщина сказала, что она пришла домой, а мне показала дорогу дальше. Спросить, где гостиница, не у кого. Я шёл по левой стороне в направлении на Феодосию. Изредка попадались хорошие участки тротуара. Можно было догадаться, что это было у частных домов.

Я начал уставать. Хотелось по-маленькому. Это можно было легко сделать у любого забора с плохим тротуаром. В этих местах не было ни фонарей, ни света от домов. Не было и людей. Я сделал это, повернувшись к одному из заборов.
Пройдя ещё примерно  1км, я увидел справа дороги хорошо освещённый магазин. Это был фирменный магазин Фанагорийского вина. Дверь в магазин была открыта и я вошёл. За прилавком сидела красивая женщина. Я спросил, как пройти и далеко ли ещё до гостиницы «Катюши»? Она сказала, что это рядом по этой стороне. Я спросил, а на этой стороне тротуар есть. Она ответила утвердительно. И я пошёл. Потом решил возвратиться и купить бутылку водки. Водка в этом магазине не продавалась, и я ни с чем ушёл.

Тротуар был, но он больше был похож на полосу препятствий, между плитками были провалы, и я больше нёс чемодан в правой руке, чем катил. Шёл практически на ощупь, так как ночью у меня резко снижалась чувствительность глаза, да к тому же один почти ничего не видел.

Вот тротуар стал лучше, и я покатил и, о боже, проваливаюсь в яму. В ней была вонючая жижа. Запахло тухлятиной. Лежу в грязи на боку. Пытаюсь подняться, но не могу. Пробую разные варианты подъёма. Ничего не получается. Наконец, переворачиваюсь на колени и пытаюсь подняться. Ноги не слушаются. Спина болит. Нет сил. Тележка с чемоданом мешает. Хорошо, что она не последовала за мной в яму. За что-то цепляюсь и с трудом поднимаюсь. Ещё с большим трудом вылезаю из ямы. Все штаны мокрые. В ботинках жижа, рукава куртки грязные. В мозгу пронеслось: «Хорошо, что я не поехал в своём выходном костюме! 

Кое-как вылил из ботинок жижу и стряхнул с брюк грязную траву. Что делать? Решил идти и рассказать, что случилось. Гостиница была примерно в ста метрах впереди. Вошёл в открытые ворота. У входа ресторана гостиницы стоял мужчина. Он спросил по заявке ли я прибыл. Я ответил положительно. Он помог мне дотащить чемодан до другой двери и там оставил меня у стойки регистрации, за которой никого не было. Он кого-то позвал и передо мной появилась женщина. Она проверила заявку. Сказала, что регистрацию проведёт другая. Я оплатил за первый день 1000 руб, и она выдала ключ и провела в номер. Никто никакого замечания мне не сделал несмотря на то, что после меня на полу оставался грязный след и к тому от меня несло вонью.

В номере на двоих я был один. Нашёл душ и прежде всего разделся до гола и начал отстирывать одежду. От этой стирки в номере был ужасный запах. Как я ни стирал, запах не уходил. Тогда я выжал брюки, тенниску, трусы, носки и повесил их на перекладину шторки в ванной. Помыл ботинки и кое-как пристроил их на трубе у бойлера.. Помылся, переоделся. В номере был кипятильник. Я выпил чая и лёг отдыхать. Встал рано. Одежда никак не просохла, ботинки тоже. Я свернул одежду в комок и положил её в пакет. Утром я попросил дежурную забрать и выбросить пакет или отстирать и взять себе в качестве рабочей одежды кому-нибудь. Ботинки пришлось сушить сначала с помощью бумаги, салфеток, а затем над чайником. Сушка шла медленно.

Я перекусил домашним, переоделся, позвонил в ГЛИЦ Валентину Алексеевичу Туголукову. Он объяснил, как надо ехать к ним. Дождавшись автобуса, я отправился к ним. Ехать пришлось долго. Вышел на конечной остановке и пошёл по дороге туда, куда показал водитель автобуса. Это было далеко. Сначала появился у одних ворот КПП. Перед ним суетились щенята.  Где ГЛИЦ, там не знали, но предположили, что это дальше. Подходя, я позвонил организаторам и спросил, где проводится объявленная в приглашении регистрация. Оказалось, что никакой регистрации в этот день не будет и я могу распоряжаться своим временем.
Уставший, я возвратился в гостиницу. Оплатил за шесть дней пребывания в ней, немного отдохнул, прошёлся по набережной. Море было через дорогу метрах в тридцати от гостиницы. Вода и воздух были холодными, и я не решился купаться. А хотелось. Собственно во многом  из-за возможности покупаться в Чёрном море я и поехал на конференцию. Далее из пгт Приморский проехал на маршрутке до автовокзала в Феодосию, где купил билет до Новороссийска. Маршрутка представляла небольшой потрёпанный автобус. По дороге его трясло. Он громыхал. Казалось, что он вот-вот развалится. В автобусе мне уступали место, но я не садился. Мне лучше стоять, чем сидеть. Проезд стоил 25 руб. На автовокзале я купил билет на автобус до Новороссийска на субботу первое октября. Таким образом после конференции у меня была неделя на посещение родственников.

Прошёлся по Феодосии в сторону центра. По дороге встречались практически только продуктовые магазины и аптеки. Через парк, мимо детских аттракционов прошёл к городскому  пляжу «Лазурный берег». На пляже загорали. Побродил. Силы начали меня покидать, и я уехал к себе в номер.
Конференция

                Первый день. Вторник.

От организаторов конференции я узнал, что из Феодосии участников будут доставлять на служебном автобусе. Я указал место, где можно будет меня подхватить. Во вторник я заблаговременно вышел на указанное место. Ждал долго. Мне показалось, что один из автобусов хотел остановиться, но передумал и поехал дальше. Расстроившись, я поехал на рейсовом автобусе. Доехав до остановки, указанной мне Туголуковым, я вышел и пошёл пешком в сторону ГЛИЦ, как мне подсказали пешеходы, которые одновременно сказали, что это далеко: примерно два с половиной км. Это был не расчётный вариант. Очевидно, я вышел не там. По дороге в гору я догнал двух мужчин, которые непрерывно оглядывались. Я предположил, что это участники конференции. Выяснилось, что это действительно так, и что они ждали автобус на указанном им месте. Я сказал, что, похоже, он проехал раньше. Медленно, оглядываясь, мы пошли в гору, затем свернули в сторону в/ч. Прошли поворот на КПП. Оставалось менее трёхсот метров до него, как нас догнал автобус. Он остановился и и мы сели в него. Получается, что  я ввёл людей в заблуждение. Перед КПП нас высадили и по спискам пропустили на территорию. Быстро зарегистрировался, получил программу, блокнот и ручку. Всё в пакете. Далее поднялся на третий этаж и прошёл в зал. Там я передал флэшку с моим докладом. Офицер у проектора установил презентацию на компьютере, а я сел в зале рядом с моими попутчиками.

Отправляясь на конференцию, я попросил перенести мой доклад на пленарное заседание. Моя просьба была принята. Доклады были посвящены состоянию испытательной базы морской техники. За прошедшие годы многое было разрушено, состояние ужасное, но участники конференции надеются, что восстановить удастся, если государство поможет.

Конференция начала свою работу. В первом перерыве ко мне подошёл Евгений Валентинович Меркулов из Северного проектно-конструкторского бюро СПКБ. Поздоровавшись, он сказал, что пришёл послушать мой доклад. Я был рад его видеть, но при попытке продолжить разговор я понял, что ему не до меня. Во время заседания я увидел представителей ЦМКБ «Алмаз» Михаила Андреевича Цюха, Бориса Ивановича Ожигова и их военного представителя. Дистанционно поздоровались.
В перерыве же ко мне подошёл Белалелиев Равиль Абрарович из Зеленодольского КБ, с которым мы познакомились ещё в 2008, когда он приезжал в Альфу. Равиль Абрарович назвал меня и Гаршина по имени и отчеству. Я же узнал его, но совершенно забыл, как звать. Мы потом долго беседовали по дороге в столовую.

После обеда я докладывал третьим, крайним в этот день. Доклад мой существенно отличался от переданного для публикации в сборнике. Приступая к докладу, я понимал, что в отведённое время не уложусь. Но решил всё-таки выступать в расширенном варианте, так как вполне возможно, что другой такой возможности представить системы, целью которых является повышение безопасности посадки вертолётов на корабли ВМФ лётчиков морской авиации, у Альфы не будет.
Ведущий заседание дважды обращал моё внимание на превышение отведённого для доклада время. Я каждый раз обещал завершить его, но на самом деле вёл его в соответствии с задуманным планом.

По окончании первого дня нас развезли на арендованном ГЛИЦ автобусе по местам нашей временной дислокации.  Вечером выяснилось, что я потерял билет на автобус в Новороссийск.

                Второй день. Среда.

Утром автобус подобрал меня в условленном месте. Прошли вновь по спискам. Я решил принять участие в работе круглого стола, в котором были  представители СПКБ (Меркулов и др.), ЦМКБ «Алмаз» (Цюх и др.), Зеленодольского ПКБ  (Белалелиев)

За круглым столом обсуждались проблемы порядка согласования программ лётных испытаний авиационной техники (АВТ) на заказах и проблемы согласования программ государственных испытаний (ГИ) АВТ, которые разрабатывали в ГЛИЦ. Позиции были непримиримыми. ГЛИЦ вёл себя напористо, даже нагловато, подчёркивая свою значимость, заявляя, что они разрушат сложившуюся ситуацию, когда разработчики вертолётов, военпреды и проектанты кораблей спелись и якобы сдают продукцию не соответствующую заданным требованиям. Это возмущало присутствующих. Получалось, что интересы государства защищают только они. Это было похоже на бред. Многие годы разработчики, преодолевая массу трудностей пробивали дорогу новым проектам, а оказывается, что только контролёры, только что по стечению обстоятельств получившие доступ к новой технике, потеряв всякие навыки проведения государственных испытаний, радеют за интересы государства.

Внешне это походило на подход, который раннее демонстрировал в предыдущие годы методист П-ня от  ГЛИЦ в Чкаловском. Все его наскоки улетучивались, как только ему вручали крупную сумму денег. Внешне всё выглядело корректно. Но на самом деле при их подходе можно было с уверенностью сказать, что ввод в эксплуатацию новых кораблей с АВТ может растягиваться на многие годы. Их подход приводил к огромным простоям в испытаниях. Существенно принижалась роль военпредов, ОТК заводов, главных конструкторов. Конечно, и среди создателей разных видов техники были свои очковтиратели и люди, проталкивавшие продукцию низкого качества, но не они определяли общий уровень работ.

В перерыве Меркулов передал мне замечания к нашей системе по результатам испытаний заказа №921 по программе и методике, не согласованной нами и сказал, что директор Альфы делегировал мне свои полномочия по закрытию этих замечаний.
Но в этот день дело до их рассмотрения не дошло. Отложили на четверг. А я,  передав эту функцию С.В. Блажевскому, который этим вопросом  уже занимался, решил принять участие во второй части конференции, которую проводило ЛИИ в посёлке Новый свет в пансионате «Полёт». В этот день мы уезжали из ГЛИЦ поздно.  Я решил доехать до автовокзала и получить дубликат билета.

Через несколько остановок я оказался в автобусе один. Я пересел в кресло рядом с водителем и незаметно мы заговорили о жизнь после возвращения Крыма в Россию. Собеседник оказался интересным человеком. Я сказал о своей проблеме с билетом,  и он прямо на автобусе подвёз меня к автостоянке и проводил к диспетчеру, которая и подсказала, как надо действовать. Хорошо, что я смог запомнить рейс и время отправления. Это позволило быстро найти мои данные в их базе данных. Дубликат был выдан. Обошлось мне это в сто руб.

                Третий день. Четверг.

Поразмышляв, я решил ехать на конференцию в посёлок «Новый Свет»
Доехав до автовокзала и не найдя подходящей маршрутки,  я взял такси и отправился в Новый свет. Водитель просил 1800  руб, но договорились на 1500. Дорога была хорошей. Водитель сказал, что её привели в порядок в новое время. Разговор получился хорошим, и я в благодарность дал ему 2000 руб. Приехал я, когда конференция уже начала свою работу.

Я тихонько прошёл в зал. Для меня интересными оказались практически все доклады. По докладу начальника 6-го отделения ЛИИ Ерёмина С.В. я отметил, что среди отмеченных важных работ не указана первая в мире система электронной поддержки космонавта, созданная совместно с Филиалом ЛИИ, уникальные адаптеры для стыковки пультов с унифицированной контрольно-проверочной аппаратурой, датчик сигнализации о наличии сверхслабых воздушных потоков в системе воздушного охлаждения самолётного оборудования и система регистрации на основе видеокамеры
с покадровой съёмкой.

Доклад начальника сектора ОАО ЛИИ Розозина В.В. «Натурные и модельные испытания аэродинамической совместимости корабельных ЛА и авианесущих кораблей» представлял особый интерес, так как в нём рассматривались методы исследования структуры воздушных потоков в зоне посадки вертолётов на корабельны ВППл. Договорились о встрече в Жуковском.

Во время работы состоялся один перерыв на кофе. В перерыве ведущий конференцию раздал некоторым участникам зелёные бумажки, сказав, что те, кто их имеет, обедать будут за территорией. Как туда пройти, покажут. Другие могут обедать здесь в пансионате, в столовой. После обеда было предложено новичкам пройтись по тропе Голицына под руководством ВРИО директора пансионата.

Вместо обеда я решил спуститься вниз к морю и посмотреть на пляж. От пансионата была проложена крутая извилистая, уложенная тротуарной плиткой  дорожка. По обеим сторонам от неё попарно в гору были встроены деревянные летние домики. Напротив них располагались площадки, а от них к этим домикам отходили боковые дорожки. Домиков  было много. В нижних кто-то жил. Спустившись вниз, я прошёлся по набережной и затем поспешил назад по той же дорожке. Но заблудился и вышел на верх к какому-то другому корпусу. Сориентировавшись, я быстро сообразил, куда мне идти. Пришёл во время. Перед корпусом пансионата собрались на экскурсию. Спускались мы по той дороге, на которую я вышел, возвращаясь назад. Оказалось, что она очень широкая и не такая уж крутая. Спустившись к набережной, перед нами открылась великолепная панорама залива. Нам рассказали про все горы в окружении залива, их историю. Мы сдали по сто рублей за проход в заповедную зону. Никаких квитанций.

За железными воротами за спиной у «таможенника» начиналась знаменитая тропа Голицына. Её прорубили по склону горы по велению князя. Рубили турки, которые во время работы подвешивались на верёвках.

В начале тропа была приемлемой для ходьбы. Потом начали попадаться острые камни. Ноги у меня начали подкашиваться, и я понял, что мне не дойти до грота Голицына. Огорчённый я повернул назад. На набережной купил подарки, заказал и съел огромный горячий чебурек и поднялся к пансионату. К моему удивлению группа уже была здесь. Она возвратилась, чтобы не опоздать на автобус, не дойдя до конца. Уже прошло назначенное время, а тех, кто получил талоны, у автобуса  не было. Некоторые предлагали ехать без них: дескать не пропадут. Но вот один за одним начали медленно прибывать подвыпившие оталоненные. Наконец, собрались и мы отправились в Феодосию. Ко мне подсел внешне спесивый плотно сложенный мужчина, который сидел на конференции прямо передо мной, и который непрерывно чесал затылок, теребил волосы. Он же периодически выдёргивал волосы из носа. Из-за этого неприятного зрелища я вынужден был пересесть на другое место. И вот я сижу теперь с ним. Как выяснилось в конце пути, он из Жуковского, испытатель с микояновской фирмы. Он приехал после отработки посадок МИГ-29 на  авианесущем крейсере Адмирал Кузнецов.

                Пятница. Свободный день

В пятницу все разъезжались по домам, а я весь день пролежал в номере, сделав перерыв на обед в уютном кафе «Лоцман» на берегу моря. а в субботу отбыл на. к Валикам в 9.45.
               
                Суббота. Путь в Новороссийск

От автовокзала автобус отправлялся  в Новороссийск в 9.45. Я прибыл примерно за час до его отъезда и не пожалел. Здесь я познакомился с коренным крымчанином, бывалым матросом, высококвалифицированным рабочим. У него было своё дело. Своей жизнью  в составе Украины и теперь он доволен, хотя крутиться приходится. Недовольны частники, которые сдавая курортникам квартиры или промышляя извозом, не платили налоги.

Автобус оказался менее комфортабельном, чем на маршруте из Москвы.  Снова на пароме, но теперь в обратную сторону. Те же процедуры. Паром был другой, тоже менее комфортабельный. Я перекусил в буфете, и потом не ел до самого приезда к Валикам.

Ехали вдоль побережья. На пути встречались виноградники, бахчи, сады. Их было много. Остановились в Анапе. Подъезжая к Анапе, я увидел щит «Джемете». Это место, где мы проводили летние сборы в спецшколе. Абсолютно ничего не узнавал. Это был новый город, а не стан совхоза и песчаные дюны среди пахучих маслин.
На автовокзале в Новороссийске меня встретили Валик и его внучка Лариса на свой машине. Было ещё светло. Я позвонил Жене и сказал, что я у Валика. Он предложил забрать Толика в Северской и вместе с ним прибыть тоже в Новороссийск. Мой план резко менялся. Теперь предлагалось встретиться всем братьям у Валика. Предложение было принято. Мы с Валиком, Валей, Ларисой и её сыном Глебом  решили съездить на Малую Землю и затем на Широкую балку. Мемориал на малой Земле меня не впечатлил. Ландшафт практически напоминал больше заброшенное заросшее поле, чем место жестокого боя.

Дорога на Широкую балку петляла по горам. По пути мы посетили могилы тёти Харюты - мамы Валика и Толи и мамы Вали. Кладбище располагалось на склоне большого каменистого холма. Могилы выдалбливались в камнях.
В широкой балке я искупался. Плавал почти полчаса. Купалось всего несколько человек, так как вода была холодной, но воздух был теплее, чем в Крыму. На обратной дороге пообедали в чайхане.
На следующий день приехали Толя с Женей, и мы на машине Жени решили вновь посетить могилы тёти Харюты, мамы Вали, а затем тёти Наташи и дяди Фотия Булановых, дом на Сакко-Ванцети 1, где теперь жила семья  Серёжи - сына Валентина. Купив букеты цветов на все могилы, мы исполнили свои намерения. При этом ещё раз побывали на Широкой балке и там искупались. На посещения ушёл целый день. Ночевали у Валентина с Валей. На следующий день Толя почувствовал себя плохо, и мы вынуждены были отправиться с ним домой в Северскую. Плохо чувствовал себя и Валик. У него сильно болела голова.

Мы отбыли из Новороссийска в Северскую, познакомились с женой Толи Таней, переночевали у них. На следующий день Женя уговорил меня поехать в Джубгу покупаться. Поехали мы через горные леса. У дорог стояли машины, как в Подмосковье во время сбора грибов. Здесь тоже собирали грибы: опята и зонтики. Зонтики там очень ценятся.  Затем заехали на пасеку Николая - друга Жени. Его пасека стояла прямо у дороги. Он арендовал землю на всё лето. В это время шёл большой сбор мёда с лесного массива на противоположной от стоянки стороне дороги. Пчёлы летали плотным строем. Они  словно по глиссаде заходили на посадку в летки ульев. Николай говорил, что он практически один, кто собирает чистый мёд, и не подкармливает пчёл сахаром, оставляя для них зимние запасы мёда.  На обратной дороге он обещал нас угостить хорошим чаем.

Далее Женя поехал не в Джубгу, а в Пшаду, а затем на море в Криницу. Там мы покупались и поехали назад. Возвращаясь,  мы посетили его бывшего зама – армянина, который построил и продолжал расширять свой частный пансионат. Мы поговорили о возможности моего участия в его бизнесе. Обменялись визитками, и продолжили путь дальше. Снова заехали к Николаю. Но его не было. Была его дочь. Я купил баночку свежего мёда. Дочь пасечника подарила ещё по две банки мёда, каждому и мы продолжили путь.

Женя предлагал заехать в частную гостиницу к жене двоюродного брата в Джубге, переночевать там, покупаться, а затем уже возвратиться в Найдорф. Я категорически отказался, и мы поехали домой в Найдорф. Пообедали по дороге в хорошем кафе в хорошем месте. У кафе стояли крутые тачки. Хотел выпить рюмку водки, но здесь это добро не продавалось. Выпил рюмочку Жениного коньяка. Он мне не понравился. При расчёте нас обсчитали примерно на 600 руб: вместо 1200 руб за двоих, я заплатил по счёту 1800 руб. Скандалить не стали, так как за столиком перед выходом сидели подозрительного вида кавказцы.
Приехали поздно ночью. Я остановился у Люды с Сергеем. На следующий день мы с Женей посетили кладбища в Новотитаровской, на Кургане, и могилу старшего брата Бориса на другом краю станицы. На все могилы возложили цветы. Будучи на Кургане посетили дом семьи Андрея – одного из близнецов Мельников. Они жили в доме родителей Сергея. Ребята деловые. Строят свою жизнь сами. У Андрея две бетономешалки.

На кладбище в Новотитаровской Женя показал, как они убрали огромную шелковицу над могилой бабушки, отца и близких родственников. Показал, как был повреждён памятник на соседней могиле. Работу ребята проделали огромную, но, очевидно, не хватило профессионализма. Пока соседи не подавали в суд.
На следующий день мы снова проехали в станицу и посетили школу, где я передал файлы с данными на Б.Н.Морошкина и В.А.Яцубу, как золотых медалистов и состоявшихся в жизни людей. Нас встречала  директриса - красивая, весьма энергичная женщина. С Женей они обнялись, как родные.

После этого мы посетили улицу Заречную, на которой мы жили. Я уговорил Женю оставить меня одного, чтобы я смог один прочувствовать своё прошлое, очень хотел пройти пешком по Заречной через дамбу до центра станицы, посмотреть на дом Владика Яцубы и зайти к школьному другу Николаю Ралке.

Женя оставил меня, предупредив, что будет ждать меня у школы. Улицу я узнал, мост для пешеходов  через реку тоже. Подойдя к школе я увидел Женю и Кирилла. Они предлагали мне ехать с ними. Я вновь отказался, и они уехали, оставив меня одного. Я прошёл к дому Владика Яцубы, а дальше пошёл к Николаю Ралке, купив подарки. Но, к сожалению, до него я не дозвонился. В Найдорф я возвратился на маршрутке.

                Суббота. Домой в Жуковский

В аэропорт меня провожали Женя и Люда на машине Жени. Багаж мой состоял из чемодана и компьютерной сумки. Чемодан сдавался в багажный отсек, а сумка бралась с собой. Зная, что с собой в салон самолёта нельзя брать стекло, я тем не менее положил в компьютерную сумку банки с мёдом. Вещи обвернули плёнкой за 1100 руб. При оформлении посадочного талона мне запретили брать в салон сумку с мёдом. А в багажный отсек у меня одно место. Заказанной массы хватало и на второе место, но второе место не предусмотрено. После неприятной разборки я заплатил 2500 руб за второе место и сдал компьютерную сумку в багаж. Таким образом мёд мне обошёлся более, чем 3000 руб за две полулитровые банки.  Расстроился, так как просто ни за что  отдал так нужные всем нашим деньги. Но вот такой идиотский порядок. Авиакомпании наживаются на всём.

Накупив подарков, я с некоторой грустью улетал домой. Возможно, это была моя последняя поездка на малую Родину. По крайней мере, я провёл её именно так.
В Домодедово меня встречали на машине внук Кирилл и его мама моя дочь Оксана.  Дома ждала Людмила Викторовна – моя жена.

Так завершился мой малый круг на малую Родину.
                24.09.2016-08.10.2016