Приморье 10

Вадим Светашов
                «Кипарис»
 
                Виктора пришлось ждать некоторое время. Он был занят на производстве. Выехали почти перед обедом. Лесник предложил показать  «орешник», но что это такое не сказал. Заинтриговал, одним словом. Долго ехали по извилистой лесной дорожке, годной только для проезда на лошади или мотоцикле. Остановились среди деревьев с гладкой серой корой у молодых деревьев и тёмно-серой у крупных.
                -- Вот орешник – лесник обвёл вокруг рукой – манчжурский орех. Он чем-то похож на грецкий орех, который у нас стали выращивать недавно. Не правда ли?
                -- Нашёл, кого спрашивать! Я и грецкий орех видел только один раз, и то семь лет назад в Батумском ботаническом саду. Орехи, конечно, покупал и ел, но вот дерево плохо помню, хотя, кажется, есть какая-то общность.
                -- Попробуем поискать орехи – предложил Виктор и первый начал ворошить прошлогоднюю листву.
                Нашли скорлупу и два нераскрывшихся ореха. Орехи очень походили на грецкие, только бороздки-морщинки  были значительно глубже. Размеры боле мелкие и форма ореха овальная. Виктор достал молоток и расколотил орехи. Один был пустой, а во втором ядро оказалось сморщенным и даже слегка заплесневевшим.
                -- Видите разницу. Эти орехи с глубокими перегородками и добыть ядро из скорлупы не так просто. Ядра орехов используются в пищу, а ещё из них давят высококачественное масло. Хотя они и полезные, но любителей на них не так уж и много из-за трудности добывания ядра. Листья и кора используются в народной медицине, но как я не знаю. Древесина имеет красивую неодноцветную текстуру и идёт на производство мебели. (вечером я прочитал, что спиртовый настой из листьев останавливает развитие раковых клеток, а также используется как антибиотик и тонизирующее, сосудорасширяющее, обезболивающее, кровоостанавливающее средство. Излечивает гипертонию, фурункулёз, псориаз и другие болезни.
                Пока стояли в «орешнике» и я слушал информацию лесника, увидели белку. Она спустилась с дерева и принялась рыться в сухих листьях, изредка поглядывая на нас. Пробежал. не останавливаясь бурундук. Потом я услышал очень знакомое птичье пение.
                -- Зяблик? -- не очень уверенно спросил я, уже начиная привыкать к частым ошибкам при определении голосов птиц, уж очень они напоминали голоса известных мне птиц.
                -- Зяблик, зяблик – что, они тоже у вас водятся? – Значит, уже прилетели, их у нас много.
                Побродили по окрестностям «орешника». Обнаружили несколько дуплистых деревьев, но не жилых, просто многочисленные дуплогнёздники ещё не прилетели. Уже возвращаясь к мотоциклу, подняли с земли птицу, которую я сначала принял за рябчика. Серая птица взлетела и тотчас села на ветку ближайшего дерева. Меня смутил треск крыльев взлетевшей птицы. Не было привычного уху звука «фрррр». Да и пёстрая птица показалась мне несомненно крупнее рябчика. Она спокойно сидела не далее двадцати метров от нас. Среди ветвей рассмотреть её было трудно, а пока настраивал бинокль, она улетела. Виктор тоже не мог сказать, что это была за птица.
                Уже подходя к мотоциклу, услышали какой-то глухой стук. Как будто кто-то стучал сухой палкой по  сырому стволу дерева. Переглянулись  и одновременно пожали плечами,
Отчего стало смешно.
                -- Кто? – шёпотом спросил я.
                Виктор опять пожал плечами и взмахом руки пригласил следовать за собой. Стук слышался из-за тополя. Оттуда же изредка летели щепки. На мгновенье из-за ствола выглянула  большая чёрная голова с белым глазом и исчезла. Снова раздался стук, но мне уже было неинтересно.
                -- Это чёрный дятел желна долбит себе дупло – сказал я леснику – у нас их немало, и я находил несколько гнёзд с яйцами и птенцами. Только у нас он долбит здоровые осины, а здесь он на тополе пристроился, хотя осина в переводе с латыни – тополь дрожащий. Пойдём, не будем мешать.
                -- Знакомая птица – откликнулся Виктор – но у нас их немного, а близко от города вообще не встретишь. Я видел его дупло в ёлке.
                Проехав ещё немного он свернул на совсем узкую дорожку и вскоре мы выехали к подножию сопки с редкой растительностью. Я ахнул. Передо мной высились стройные кипарисы.
 

                -- Никогда не слышал, что в Приморском крае растёт кипарис!!
                -- Давайте подойдём поближе – рассмеялся лесник.
                Подошли. – Да это же можжевельник -- воскликнул я – у нас он тоже растёт, но выше трёх метров не встречал. А эти в два раза выше.
                -- До десяти метров бывают! А кроме этого, есть  и другие виды можжевельников, похожие на настоящие деревья с высоко поднятой кроной.
                -- Ты не поверишь, но хвоя как у наших, мелкая и колючая. А как их практически используют?
                -- У нас повсюду используют в озеленении, прочная древесина идёт на столярку, а синие плоды-шишечки мужики собирают и настаивают на спирту или водке.
                -- Знаешь, Виктор, в наших краях в можжевеловых кустах часто поселяются птицы, в основном пеночки и славки, иногда щеглы, снегири и другие.
                -- Здесь тоже встречал гнёзда, не знаю, каких птиц, но намного позже: в конце мая или даже в июне.
                Возвращаясь в город, ничего интересного не встретили. Расставаясь, я спросил, какую программу он наметил на завтра и Виктор в первую очередь обещал показать цветущий в это время на невысоких сопках багульник. Я, конечно, удивился такому раннему цветению, и сказал, что в наших краях багульник тоже растёт, но цветёт он летом.
                -- А здесь самый разгар цветения, и есть места, где склоны сопок кажутся покрытыми  розовым ковром.
                -- Как розовым? – Удивился я, и почему на склонах? Наш багульник растёт на болотах и в сырых местах. Это мелкий кустарник высотой не более метра.У него узенькие жёсткие листья, не опадающие зимой, цветёт белыми цветами, собранными в округлые зонтики. Имеет одуряющий запах и во время цветения нельзя долго находиться среди цветущего багульника, так как разболится голова и даже может случиться обморок.
                Так мы и разошлись, не поняв друг друга. Дома, когда я рассказал о багульнике, Надежда долго смеялась.
                -- Ты, наверное, ещё леснику рассказал о том, каким должен быть настоящий багульник, а он не поверил?      
                -- Рассказывал, да он только плечами пожимал, да ухмылялся. Я ещё подумал, что если бы руки не были рулём заняты, он бы, точно, у виска пальцем покрутил. Уж такое выражение лица у него было.
                -- Ты хоть помнишь, как уральский багульник называется?
                -- Конечно, помню, багульник болотный. Могу и по латыни назвать….
                -- Верю, верю. Так вот, здесь багульником совершенно другое растение называют, которое к багульникам не имеет отношения. Это рододендрон остроконечный. И растёт он по склонам сопок, на безлесных участках или в редколесьи, а цветёт с конца апреля крупными, до пяти сантиметров, сиренево-розовыми цветами. А листья у него на зиму опадают. Он у нас является символом южного Приморья. У него есть интересная особенность: если его ветки срезать в конце зимы и поставить дома в вазу, то они зацветут через пару недель.