***

Дмитриевский Евгений
Микрокосмическая имитация космических ритмов
                (Архив)
Китайцы говорят, что точно так же, как небесные тела имеют свои небесные  пути, так и мы имеем Путь или Тао, дающий начало всему движению и являющийся его законом. Первоначальная форма китайского иероглифа «Тао» означает «голова». Он включает в себя и сознание, и «шествие», движение по пути. Это, по-видимому, «идти сознательно» или «сознательный путь». Его смысл переведён Рихардом Вильгельмом как «трасса, которая  хотя и закреплена в самой себе, ведёт от начала прямо к цели.» Тао представляет правильный путь, путь неба, путь человека. Тао цикличен: мы читаем в Тао Те Кинг:
                Есть нечто, приводящее в смущение, рождённое прежде неба и земли, безмолвное и свободное, Оно стоит одиноко и не изменяется, вращается и не утомляется, Оно может быть матерью мира ... И так как я не знаю его имени , то называю его «путь» и придаю этому имени  слово «великий». Будучи великим, он может быть описан далее как путь удаления, удаляясь, он уводит  прочь, уходя прочь, он возвращается назад.
   И так, этот путь велик, ибо велико небо, велика земля и также велик Король. В этом королевстве  есть четыре великих вещи , и Король считается одной из  них. Человек создаёт себя:
По земле, землю – по небу, небо по пути, а путь – по тому, что является природой всего этого.

   Все циклические философии и понятия  времени, применяемые человеком, - первая из 5-ти категорий, упомянутых в последних четырёх строках – смоделированы, в свою очередь, по образцу  третьей – движению неба. Вероятно – таоизм – древнейшая из всех. Его система, положенная в основу Ай Кинг или Книги Перемен основана на цикле 64-х возможных перестановок двух полюсов или противоположных сил Инь и Янь в группах из 6-ти гексаграмм или  составлена из 2-х триграмм, представляющих союз неба и земли.
   Существует  небесная модель для этого циклического принципа в 28 фазах  луны, где обнаруживается полярность полной луны и новолуния 14 – ю днями позже. Эти фазы образуют основу китайской астрологии. Хсиу, как называются лунные дома, это околополярные созвездия, составляющие  главное разделение неба. Существование прямого соответствия с западной астрологией как будто подтверждается подобием между глифом  для Рака, единственного знака Зодиака, управляемого луной, и китайским инь- янь символом, который символически показывает  систему спиральных чередований и изменений. Подобно символу инь-янь, Рак имеет две противоположные спирали, показывающие силы расширения и сжатия в динамическом равновесии.
   Йетс описывает в своей книге «Виденье» простую систему изменения, основанную на этих лунных фазах, в своей концепции подобную таоизму. Его цикл 28 – ми основан не на шестикратной перемене  полярности инь и янь, а на перестановке Объективного (и первичного) с Субъективным ( и противоположным).  Сходство разительно, когда циркулярная карта Йетса сравнивается с циклическим рядом гексаграмм. Степени применения идут от совершенной объективности и пассивности (инь, север) через совершенную  субъективность (янь, юг) и далее к полной объективности.
   Все концепции Йетса, более или менее завуалированные в его поэзии, имеют свой источник в очень древнем традиционном знании. Хотя его система изменения, основанная на фазах луны, в принципе таоистская и та же, что в Ай Кинг, она, тем не менее, имеет корни в западной астрологической традиции, которая учитывает натальные лунные фазы.
   Всё понимание вселенной у Йетса было проникнуто идеей противоположных спиралей, которые он называл «круговращениями». В их «относительном» состоянии они появляются как два спиральных конуса. В Та Чуан, обширном трактате по Ай Кинг, мы находим рассмотрение  спиральных триграмм, визуализированных как символы инь-янь, Это рассмотрение может быть в равной мере комментарием к «круговращениям»Йетса, каждое из которых он видел как треугольник (или триграмму), работающую в обратной фазе со своей противоположностью, чтобы образовать при смыкании с ней гексаграмму или шестиконечную звезду.
 «Когда Па Куа (триграммы)смешиваются, то есть когда они находятся в движении, наблюдается двойное движение: во-первых, обычное , происходящее по часовой стрелке , накапливающее и расширяющееся с течением времени, оно определяет происходящие события, второе – противоположное, направленное в обратную сторону, свёртывающее и сжимающее по ходу времени, через которое образуются семена будущего. Знать это движение – значит, знать будущее. Выражаясь фигурально, если мы знаем, как дерево сжимается в семя, мы понимаем будущее раскрытие семени в дерево».
   Описание Йетсом Абсолюта (в «Видении») как Тринадцатого  Сферического Круговращения есть ни что иное, как описание сферического вихря:
   «Во всяком случае, я могу напомнить слова Робертеса, в одном из его пародоксальных настроений, где он описал реальность, как громадное яйцо, отложенное Фениксом, и что это яйцо выворачивается наизнанку без разбивания его скорлупы (Хотя в первоначальной  версии Йетс описал несколько больших яиц, он впоследствии изменил их число до одного, чтобы символизировать одиночное, 13 – ое круговращение или Абсолют.)
   Во многих медитативных практиках человек  сознательно контролируют и направляет течение тонких энергий  внутри  тела. Движение и жизнь – это синонимы, так что все, что препятствует и заграждает его, навязывая покой и недвижимость,  есть принцип смерти. Следовательно , Сатана, чьё имя происходит от Сатурна, астрологический принцип которого сжимать, ограничивать течение и движение, понимается как противодействующий, так как он препятствует  раскрытию Единого. Ибо то, что более не меняется или ( поскольку наш язык использует понятие движения между состояниями) не «превращается» в нечто ещё, гниёт.
И обратно, то, что обращается, циркулирует, представляет принцип жизни. Медитация, будь то вихревая медитация, Кундалини Йога, древне – китайская Циркуляция Света, ка предписано в «Секрете Золотого Цветка» или центроверсия, вызываемая созерцанием мандал, является аналогией или имитацией и поэтому участием в макроскопических ритмах и движениях.
   Более того , энергетические центры в индивидуальном теле сами составляют микрокосм: это – чакры или лотосы. Каждый из них, в процессе развития, раскрывается подобно цветку по спирали изнутри: весь символизм цветов,  особенно роз, является выражением роста и раскрытием духа. Кроме того, санкристское слово чакра, означающие «колесо», указывает, что порядок и закон, присущий этим центрам, существует для всех колес, где периферийная часть удерживается вместе и движется за счёт радиальных спиц, исходящих из неактивного центра. Это относится к направленному раскрытию свастики в пространстве и во времени и представляет закон, заключённый в Колесе Дхармы, священный закон учения Будды.
   Санскритский метафизический трактат, Упанишады, говорит, что для того, чтобы следовать этому закону, необходимо обратить  колесо внутрь.
   Все образы, предписанные этими движениями , по существу, мандаличные, круговые и упорядоченные, так как на любом уровне движение отражает космическое движение, символом  которого и является мандала. Все спиральные процессы, принадлежащие «Великой работе» саморегуляции, это, к тому же , микрокосмические аналогии, повторы внутри  человеческого тела вселенского вихревого порядка.
                Е.Дмитриевский