Приморье 11

Вадим Светашов
                «Багульник» и солонгой.

                Утро выдалось хмурым, но без дождя. Виктор приехал вовремя, а когда я укладывал «тормозок» в багажник, обратил внимание на два зелёных свёртка. На мой недоумённый взгляд лесник ответил, что захватил на всякий случай плащ-накидки. Невольно посмотрев на небо, я мысленно поблагодарил его за заботу. Погода могла быть непредсказуемой.
                Ехали быстро около часа. Кроме чёрных ворон и соек, слетавших с дороги при нашем приближении, никого не видели. Дорога извивалась между невысоких сопок, и становилась всё менее проезжей.  Наконец остановились.
                -- Дальше пешком – объявил Виктор и подал мне бинокль – посмотрите вон на то розовое пятно.
                На каменистом склоне, ближе к лысой вершине, стали чётко заметны яркоокрашенные кусты. Сопка была невысокой, метров двести от подножия, но поднимались мы около часа. Мне, отвыкшему ходить по горам, было, мягко сказать, тяжеловато. Лесник, легко шедший впереди, видя моё состояние, часто останавливался на несколько минут. Сначала шли по сосново-лиственичному лесу, который постепенно сменился широколиственным редколесьем. Птиц почти не встречали, да и те были давно знакомыми. Всё чаще попадались плешины с едва пробивающейся молодой травкой.
                -- Вот мы и на месте – огибая огромный валун, сказал лесник.
                -- Перед нами во всей красоте предстали сиренево-розовые заросли. Некоторые кусты достигали трёх метровой высоты, но основная масса была полутора-двух метровая. Подошли вплотную. Нас окутал приятный нежный запах. Крупные, трёх-пяти сантиметровые цветы сидели на безлистых буроватых ветках не поодиночке, а собранные в пучки от двух до шести цветков, отчего казались ещё красивее.
                -- Может, нарежем по букету домой – ошеломлённый этой красотой предложил я.
                -- Бесполезно, пока едем, все цветы обтрясутся, сами вилели, какая дорога. Спускаться будем несколько восточнее, хочу показать Вам железную берёзу и тис.
                Спускаться начали по каменистой осыпи, но не прошли и сотни метров, как услышали в камнях  злобное стрекотание, потом звуки похожие на резкое чириканье, затем визг. Пошли на голоса, которые не прекращались. Из-за камней выкатился пёстрый рыже-серый шерстяной клубок. Со стрекотанием и визгом он катался по жухлой траве меж камнями. Иногда из него показывался то рыжий, то тёмно-серый, пушистые хвосты. Явно дрались два небольших зверька. Лесник побежал к месту драки, я за ним, но сразу отстал.

                Клубок распался  и рыжий, даже с красна, зверёк метнулся за камни. Тёмно-серый остался лежать. Лесник взял его в руки. Незнакомый мне зверёк, но точно из куньих, тяжело дышал с закрытыми глазами и не пытался сопротивляться. Размерами он был раза в два мельче горностая и в два раза крупнее ласки. Голова, с несколько удлиненной мордочкой была намного темнее серых с коричневатым подпушком, спины,  боков и хвоста. Подбородок, горло, грудь и живот – белые. Белые же внутренние стороны лап и пальцы с длинными острыми коготками. На мордочке, шее и лапках, как бусинки, виднелись капли крови. От зверька исходил резкий неприятный, даже вонючий, запах.
                -- Солонгой – назвал зверька Виктор – охотники ещё называют его горным колонком или сусленником.
                -- А сбежал точно колонок, у нас их много и я ловлю их капканами. Пакостный и злобный хищник.
                -- Да, колонок. Он меня увидел и постарался быстрее смыться, иначе бы точно, задавил беднягу. Заберу-ка я его домой, может, оклемается. Говорят, они хорошо приручаются и тогда конец всем мышам и крысам в доме. Только придётся нам тогда прервать сегодняшнюю экскурсию. К тому же дождик собирается, вон над дальней сопкой от туч лохмотья опустились.
                Дождь всё же догнал нас недалеко от Артёма.


                Прощай Приморье.

                Дождь испортил последний день пребывания в Приморье. Начавшись в субботу, он шёл с перерывами всю ночь и так и не закончился к утру. Виктор, несмотря на дождь всё-таки приехал, и мы с ним дружески распрощались. Он привёз мне семена лимонника, а я, в свою очередь, обещал выслать книги о природе Урала.
                Дождь прекратился только к обеду, и чтобы хоть как-то компенсировать потерянное столь дорогое время, я направился на берег Углового залива, являющегося частью Амурского залива. (Интересно, что Амурский и Уссурийский заливы, на берегах которых я побывал, являются частью залива Петра Великого). Он начинался сразу за уже знакомой станцией Угольной на краю Артёма. Побродил по берегу, наслушался крикливых чаек, подобрал несколько интересных раковин и морских звёзд.  Вот и всё. Вечером отметили отходной.

                Утро воскресенья было посвящено укладке вещей.
Не забыли объёмистый пакет с ветками лимонника, уложили морские сувениры, семена лимонника, банки с красной икрой, копчёного лосося. Надежда принесла из лесного питомника лесхоза три тщательно упакованных сеянца голубой ели и пакетик косточек войлочной вишни. В общем, прилетел я с полупустым чемоданчиком, а улетал с битком набитым и большим дермантиновым пакетом. Даже кеды, которые я здесь купил для экскурсий, не уместились в багаж, и их пришлось оставить. Проводили меня до автовокзала, и я отправился в обратный путь.
.                Прощай Приморский край! Прощай моя малая Родина! Больше я не надеюсь встретиться с тобой!!