О НАС вместо пролога

Татьяна Гаврилина
О НАС.

Мы – русские – народ удивительный.
С одной стороны, мы – европейцы, с другой – азиаты. Исповедуя, вот уже более тысячи лет, православное христианство, мы в значительной степени остаемся язычниками. Различного рода приметы, исконно русские традиции и праздники, вера в чудеса и сверхъестественные силы – все это суеверия, лукавство, происки нечистой силы.
Так в 1783 году русским журналистом, издателем и исследователем русской традиционной культуры М.Д. Чулковым была выпущена книга «Словарь русских суеверий». Важность сохранения для последующих поколений органической связи русского языка, народной мифологии и принципиальных основ природы русского творчества подчеркивал филолог, искусствовед и академик Петербургской академии наук Ф.И. Буслаев. Не случайно ортодоксальная Церковь называет наше православие русским. Язычество – это наши духовные корни. Обратите внимание на цвет церковных и храмовых куполов. Они в большинстве своем синего цвета, что говорит о том, что они освещены именем Богородицы, что они выстроены в ее честь. Женское начало лежало и в основе славянского языческого вероисповедания. Именно Мать-Сыра Земля являлась символом материнства и прародительницей всего живого на земле. Поэтому легче всего русскому народу было персонифицировать и соединить два этих образа в один.
«Богородица великая мать сыра земля есть» – говорил Ф.М. Достоевский устами героини романа «Бесы». Более того «материя» и «мать» – это слова одного корня.
А чем был и остается для русского человека материальный мир? Землей обетованной! Землей совершенной отличной от той, где зародилось и набирало силу христианство. Леса, полесья, заливные и равнинные луга, горы, реки и озера – все это было и остается родным от рождения и до последнего часа. Только на этой земле и только в окружении этой природы могли зародиться божества, которые в последствие перевоплотились в бессмертные образы русских сказочных и литературных героев. Кикиморы, водяные, русалки, берегини, лешие и многие другие персонажи языческого эпоса и по сей день продолжают активную творческую жизнь в живом разговорном русском языке. И не только в языке, но и в по-настоящему русской культуре и литературе.
И с этим ничего нельзя поделать!
Сегодня, когда мы без оглядки на бывших поводырей говорим о Русском мире, то мы, в первую очередь, имеем в виду наши духовные корни – это сложное, выстраданное длительным процессом ассимиляции соитие двух религиозных концепций – этнической, как сейчас принято говорить, и христианской. Насколько ярко христианство в нашей стране окрашено русским этносом, можно понять из классических произведений изобразительного искусства и литературы. И не только.
Русский мир – это, прежде всего, русский характер с его обожествленной любовью к родной земле, преданностью праотеческим традициям и высоким уровнем национального самосознания. Никакие уловки и посулы правящих элит дореволюционной России и нынешней не смогли превратить нас в европейцев в том узко смысловом значении, которые навязывались нам на протяжении нескольких сотен лет. Ведь первые, так называемые, легальные западники появились в России вскоре после Великой смуты 1612 года. И уже детей Алексея Михайловича Романова – второго царя из дома Романовых – воспитывал на западный манер, прививая им вкус католических ересей, поляк Симеон Полоцкий – выпускник Виленской иезуитской академии.
Нельзя не вспомнить и о той неблаговидной роли, которую сыграл Полоцкий в деле раскола Русской церкви, закрепленному решением Собора 1666 года. Еще большее тяготение к западным ценностям выказывали такие известные современники царя, как замечательный дипломат А.Л. Ордын-Нащокин, любимец Алексея Михайловича – А.С. Матвеев. Однако им трудно было сломить противостояние тех, кто считали привязанность к иностранцам «чужебесием» и доказывали необходимость самостоятельного национального пути развития России.
Но самый большой крен в сторону Запада совершила правящая элита в царствование Петра Первого. В немалой степени симпатизировал Петр и протестантскому вероисповеданию, которое отдавало в руки монарха не только светскую власть, но и духовную. Именно по этой причине в царствование Петра Алексеевича Русская православная церковь лишилась патриаршего правления и на долгие годы вошла в подчиненное положение Синоду, который через обер-прокурора выполнял волю самого царя.
Сегодняшняя либеральная постсоветская интеллигенция, обнаруживая свое мессианство единственно только в противостоянии официальной государственной власти, обрекает себя, как и все предыдущие предреволюционные сообщества интеллигентов, на чужеродное интересам народа течение. А значит, дискредитирует себя! Почему все это вышесказанное подается автором вместо пролога? Потому что пришло время вновь вспомнить о таком естественном для русского человека понятии, как патриотизм.
Не стыдиться в угоду Европе этого уникального национального качества русского человека – быть патриотом, а гордиться тем, что мы такие! Теме Отечества, Родины с большой и малой букв, родным и любимым посвящена значительная часть стихов, собранных в первой книге двухтомника. Сборник стихов называется «Корни». В рамки означенной темы укладывается и представленная во втором томе публицистика, посвященная работающим в этом направлении писателям и поэтам. Название второго тома «Истоки».