Свиток и сапог. Глава 56

Леонид Бликштейн
1. В  этой главе мы переходим к  разбору  евангельских текстов, относящихся  к трансцендентно-эпистемному ЕА  региону матрицы идентичности. Сюда относятся тексты, в которых Иисус стремится сформулировать стратегию  эффективного разрешения экзистенциального кризиса, в котором находилось еврейское общество накануне массового восстания против Рима, вошедшего в историю  под именем Иудейской войны (66/73 гг.  хр.э.). Этот кризис в свою очередь был частью третьего экзистенциального кризиса средиземноморских обществ, о котором я писал в начале этой книги.

2. Христианство стало мировой религией именно потому, что Иисусу и его последователям удалось найти нетривиальное решение основной проблемы этого кризиса, проблемы массового отчуждения, социокультурного антагонизма между "своими" и "чужими" (антагонизма, который нашел наглядное выражение в социальных  и этнорелигиозных конфликтах эпохи Иудейской войны)и роста социального неравенства в результате вертикальной консолидации социокультурного капитала в системе рыночного государства.

3. Мы  уже познакомились с некоторыми элементами этого решения, такими как разработка энергономной парадигмы идентичности DAB и связанная с ней идея нормативной интеграции, а также переориентация религии на горизонтальные парадигмы этической солидарности (такие как этономика СЕВ), перераспределяющие социокультурный капитал в горизонтальном направлении  и преодолевающие разрыв  между "своими" и  "чужими".

4.В этих текстах Иисус выступает социальным и религиозным реформатором внутри древней еврейской пророческой традиции, с которой он себя сознательно отождествляет. К этому времени религиозная и социальная элита общества  пришла к выводу о том, что подлинная пророческая традиция является  главным образом делом прошлого, что заложенный в ней позитивный критический потенциал  уже использован и задействован фарисейскими учителями ( и представителями других более или менее принятых и влиятельных направлений таких, как связанное с храмовой  традицией саддукейство)в рамках изучения Торы и что в условиях римской оккупации и острейших социальных противоречий, раскалывавших общество на враждующие группы, любая попытка всерьез вернуться к пророческой традиции и идее экзистенциальной теократии  (Царства Божьего) представляет собой угрозу самому существованию общества как целого.

5. Таким образом конфликт между Иисусом  и этой элитой был неизбежен и острота этого конфликта зависела от того,насколько верхи общества воспринимали популярного проповедника, как реальную и непосредственную угрозу их собственной власти и существующему социальному порядку.

6. Мы еще вернемся к этому конфликту, а сейчас нам пора перейти к матричному анализу текстов, относящихся к трансцендентно-эпистемному региону и раскрывающих социальную стратегию и программу Иисуса. Начнем с эпизода, связанного с вьездом Иисуса  в  Иерихон. Ниже я привожу рассказ об этом эпизоде в  19й главе Евангелия от Луки. 

Потом [Иисус] вошёл в Иерихон и проходил через него.
И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
и, забежав вперёд, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо неё.
Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
И он поспешно сошёл и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашёл к грешному человеку;
Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее.

7. Закхей(Заккай) был богатым откупщиком/публиканом (греч. arkhitelones),чья деятельность была видимо связана с налогами на продажу главного местного продукта Иерихонского бальзама, смолы бальзамового дерева, широко известного своими целительными свойствами в римском мире. В эту эпоху продажа бальзама была одним из основных источников дохода для палестинской экономики.

8. Две крупных плантации бальзамовых деревьев в районе Иерихона принадлежали императорской казне. По рассказу Иосифа Флавия римский полководец Марк Антоний когда то подарил их Клеопатре, у которой их за большие деньги арендовал царь Иудеи Ирод. В конце Иудейской войны повстанцы пытались разрушить эти плантации, чтобы они не достались победившим римлянам, но не смогли. Бальзамовое дерево фигурировало во время триумфальной церемонии Веспасиана и Тита и в эту эпоху, по сообщению Плиния Старшего, ежегодный доход от продажи бальзама с этих плантаций оценивался в 800000 сестерциев.

9. Решение Закхея, одновременно богача(контекстное поле совершенных жизненных форм которые в своей мирской проекций принимают вид экономического и социального капитала) и презираемого грешника отдать половину своего имущества бедным (контекстное поле отчуждения Е и мира/рынка D)прежде всего тематизирует шестой дарительный шаг алгоритма идентичности т. е. вниз направленный рекогнитивный/признавательный вектор ВЕ. Вслед за этим оно тематизирует трансцендентно-прагматическую нижнюю часть ЕD левой боковой номотетической линии идентичности.

10. Две парадигмы идентичности обеспечивают эту первую осуществленную Закхеем в ответ на обращенные к нему слова Иисуса двухшаговую тематизацию: во первых трансферономика ВЕD, то-есть парадигма идентичности самого Иисуса (контекстное поле совершенных культурных жизненных форм В), которую тот только что сам активировал, обьявив свое намерение побывать в гостях у грешного и ненавидимого откупщика (контекстное поле "чужих" Е, выше мы отождествили Закхея с контекстным полем В по экономическому признаку обладания богатством, но в культурном смысле он несомненно презираемый отчужденный грешник Е для большинства местного населения). Во вторых это харитономика CDE (от греческого haris милость)горизонтальная этическая парадигма социально ориентированного милосердия, которую мы видели в действии в прошлой главе в притче о милосердном самарянине.

11. Но этим дело не исчерпывается. Помимо того, чтобы раздать половину имущества бедным Закхей выражает готовность в четверократном размере компенсировать тех, кого он обидел своими несправедливыми поборами. Это второе решение Закхея восстанавливает попранную прежде справедливость (контекстное поле общих нормативных принципов А) и поэтому в матрице оно отображается верхним трансцендентно-эпистемным отрезком ЕА левой боковой номотетической вертикали DA. Именно поэтому мы рассматриваем историю о Закхее среди текстов, относящихся к верхнему левому трансцендентно-эпистемному региону ЕА, несмотря на то что, как мы видели выше, она также связана с нижним левым трансцендентно-прагматическим регионом DE.

12. Ответ Иисуса на обещания Закхея обнаруживает, что эти обещания полностью отвечают его ожиданиям и соответствуют его основной стратегии покаяния, восстановления социальной справедливости, добровольного ненасильственного перераспределения экономических ресурсов в пользу неимущих и интеграции общества на базе восстановленных горизонтальных связей: "Ныне пришло спасение дому сему...". Эта социальная программа в матрице отображается двумя тесно связанными между собой парадигмами идентичности репарономикой АВЕ и трансформаномикой GAE. Использование этих парадигм связывает Иисуса с классической пророческой традицией,в частности с пророчествами Исайи, где они находят свое объяснение и оправдание. Поэтому для понимания этих парадигм нам необходимо сделать небольшой экскурс в эту более раннюю эпоху.