Пробуждение Леонардо

Ника Лавинина
   Позвольте представиться. Меня зовут Джорджо Вазари из Ареццо. Мой отец, простой гончар, хотел передать мне своё ремесло. Но я мечтал о большем и собирался стать художником или, на худой конец, архитектором. Когда матушка водила меня в храм, я забывал обо всём на свете и таращился на фрески. За что, признаюсь, не раз бывал бит, но не оставлял своей мечты. Наконец, родители смирились и благословили меня. Так в тринадцать лет я оказался во Флоренции – городе цветов и центре изящных искусств. Моим учителем был богоподобный Микеланджело, мне покровительствовали царственные Медичи. Но, к сожалению, я не смог оправдать их ожидания и сравняться в мастерстве с другими посланцами Аполлона. Тогда я решил написать книгу о тех воистину великих людях, с кем мне выпало счастье познакомиться во Флоренции. Надеюсь, мой труд, в котором я описал наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих своего времени, найдёт благодарного читателя.

   Сейчас я хочу рассказать историю, которая является отражением того, что творилось в душе гения. Я никогда бы не осмелился предоставить её на суд веков. Ибо в ней речь пойдёт о теневой стороне великого Леонардо да Винчи, сына нотариуса и простой крестьянки, всю мощь ума и таланта которого не в силах вообразить ни один смертный.

   История эта началась в 1476 году от рождества Христова. Леонардо в ту пору было слегка за двадцать, но он уже считался весьма талантливым живописцем и держал собственную мастерскую. И вот однажды вместе с тремя учениками художник учинил насилие над юным натурщиком Джакобо Салтарелли. Дело дошло до суда. Виновным угрожала смертная казнь. Но у них нашлись могущественные заступники, и дело закрыли. Более того, таинственным образом исчез несчастный юноша – единственный свидетель совершённого злодеяния. Поговаривали, будто он погиб от причинённого ему физического ущерба. Как бы там ни было, но историю замяли. Гений Леонардо по-прежнему привлекал к себе многочисленных учеников и сильных мира сего.

   Прошло почти полтора десятка лет. Однажды в дом художника пришёл маленький мальчик из бедной семьи. Звали его Джан Джакомо Капротти. Ему было десять лет. Леонардо приютил паренька и стал всячески его опекать: кормил самым вкусным и покупал ему лучшую одежду и обувь. Но ребёнок оказался неблагодарным, и всячески изводил своего покровителя, за что тот дал ему прозвище «Салай» – дьявол.

   Помню, зашёл я как-то в мастерскую художника и увидел там красивого отрока – изящного, большеглазого, с длинными вьющимися волосами и очаровательной улыбкой. Если кто хочет составить о нём впечатление, пусть посмотрит на портрет Иоанна Крестителя кисти да Винчи. На мой взгляд, он не слишком похож на библейского отшельника, который питался лишь акридами и диким мёдом. Но у гениев свои причуды. И не мне, грешному, судить величайшего мастера из всех, кого я знал. На первый взгляд могло показаться, что юный Джан Джакомо очень радовал Леонардо. Но это впечатление оказалось обманчивым.
 
– Оставь нас, Салай, – попросил да Винчи.
   Подросток скорчил недовольную гримасу и вышел из комнаты. Когда мы остались наедине, художник перешёл на шёпот:
– Говори тише, мой друг. Чертёнок имеет мерзкую привычку подслушивать под дверью.
– Какая наглость!
– Ты прав. Это самый дерзкий мальчишка на свете! Вор, лгун, упрямец и обжора.
– Почему же ты не накажешь его, Леонардо? Ведь он всего лишь слуга.
   И тут мне предстояло убедиться, как плохо я знаю да Винчи.

– Признаюсь, Джорджо, я побаиваюсь его.
– Не может быть! – воскликнул я. – Ты великий художник и учёный, и боишься какого-то наглого мальчишки?
– И, тем не менее, это так, – с грустью сказал Леонардо.
– Необходимо поставить нахала на место! Потворствуя ему, ты унижаешь себя. Высеки его!
– Не могу! Чертёнок слишком дорог мне и знает об этом.
– Он ублажает твоё естество?
– И да, и нет. Я взял Салая в дом именно с этой целью. Но… потом всё изменилось. Скорее, это он меня использует.
– Почему же ты терпишь его выходки?
– Мне кажется, Джорджо, что этот паренёк – мой персональный демон. Его подослал ко мне сам Люцифер. Я никогда не смогу от него избавиться!
– Леонардо, тебя ли я слышу? Выгони мальчишку – и твои мучения закончатся.
– Я успел привязаться к нему. Ведь семьи у меня нет. Салай – моя любовь, мой приёмный сын и услада моих глаз. Я учу его рисовать, а он меня – смиряться.
– Ты дружишь с сильными мира сего, почти все твои ученики стали признанными художниками. И тебя учит смирению какой-то плебей?

– Салай – не только моя привязанность, но ещё и судья…
– Ты имеешь в виду тот случай с юным натурщиком?
– Да, ты меня понимаешь, Джорджо. Бедняга Джакобо скончался. Я стал одним из его убийц и не хочу себя оправдывать. Я был голоден, как молодой волк, и жаждал наслаждений. Совершенно не испытывал мук совести. Ничто не могло меня остановить. Джакобо был прекрасен и застенчив, как юная дева. Я хорошо ему заплатил, чтоб увидеть его обнажённым, и он трогательно краснел, пока мои ученики рисовали его совершенное тело. А потом мы накинулись на него вчетвером. Парень отбивался и кричал, но мы заставили его замолчать. По очереди насиловали его полночи, а потом выкинули на улицу. Позднее я узнал, что он умер. Тогда я не придал этому особого значения. Мне казалось важнее сохранить свою жизнь. Ведь за акт мужеложества – тем более, со смертельным исходом – я мог бы закончить жизнь на костре. Отец вынужден был использовать все свои связи, чтоб вытащить меня из тюрьмы. Кроме того, мне помогли масоны – и я оказался на свободе, отделавшись незначительным наказанием. Тогда я считал, что мне крупно повезло.

   Но потом всё изменилось. Я стал всё чаще вспоминать бедного натурщика, мысленно разговаривал с ним. Вряд ли он простил меня перед смертью. Но в глубине души мне так этого хотелось! Я готов был отдать половину своих талантов за жизнь погибшего Джакобо. Но никому из нас не дано изменить прошлое. Я стал молиться и больше подавать нищим, чтобы хоть как-то искупить свою вину. И вот однажды на улице я увидел маленького оборванца, как две капли воды похожего на злосчастного натурщика. Дал ребёнку монету и спросил:
– Как тебя зовут?
– Джакомо.
   Я невольно вздрогнул – даже имя было похоже на то, роковое.
– У тебя есть родители?
– Да, но им плевать на меня.
– Если хочешь, приходи ко мне жить, – сказал я и назвал свою улицу и дом.
– Спасибо, синьор. А вы не пожалеете?
– Надеюсь, что нет. Мне нужен молодой расторопный слуга.
– Хорошо, я приду, – сказал плутишка и растворился в толпе.
   Через пару дней он стоял у меня на пороге.

   Рассказ Леонардо смутил меня и растрогал. По дороге домой я думал, что всё это значит. Как мог гений попасть в зависимость от какого-то заурядного мальчишки? И тогда мне пришла в голову странная идея, в своё время высказанная ещё Платоном. Возможно, в маленьком Салае воплотилась душа погибшего натурщика? Поэтому он осмеливается так дерзко себя вести. А Леонардо чувствует это и пытается загладить вину. Но только всё глубже попадает в зависимость от чертёнка. Разумеется, это лишь мои домыслы, основанные на словах и странном поведении величайшего мудреца нашего времени. Если моя догадка верна, то однажды я тоже приду на землю в другом теле и скажу: «Леонардо да Винчи был человеком, который проснулся рано в темноте, в то время как другие всё ещё спали». Возможно, людям будущего что-то скажет моё новое имя – Зигмунд Фрейд…