Трепанация. Продолжение 2

Андрей Иванов 22
Как-то, вспоминая своё давно ушедшее детство, мне пришло в голову объяснить для себя некоторые свои те необъяснимые ощущения.
     Когда мне было 9 лет, мы переехали жить в другой город. Думаю, все знают, каково новичку в классе, в новой обстановке. Я попал в незнакомую мне атмосферу, где царили законы, отличавшиеся от тех, которые преобладали в моей первой школе, или, может быть, я там просто с этим ещё не сталкивался и столкнулся бы потом, оставшись. Там лидерство, в том числе и неформальное, определялось хорошей учёбой и активностью в общественной жизни. Здесь же преобладал культ силы, крутости что ли, и лидерство определялось способностью победить в драке или словесной перепалке, или наличием крутых по тем же критериям братьев или друзей, которые, если что, могли помочь удержать авторитет. А так же, я думаю, - наличием состоявшихся и состоятельных по тем меркам родителей. Я не знаю, почему такая разница, от чего или кого это зависит. Возможно, от учительницы, которая видит класс изнутри и вовремя способна расставить в мозгах у учеников правильные приоритеты, не смотря на все внешние видимые ею отрицательные общественные проявления, доходчиво объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо.   А может быть, всё дело – в  самой атмосфере, в витающих в обществе флюидах что ли.
               
                Кто сильнее, тот и прав
     (06-08.08.2008г.) Всё наше общество, совковое ли тогда или теперешнее, развивающегося капитализма, пропитано насилием различной степени и различных форм проявления. Кто сильнее, тот и прав. Мы все видим, своими глазами или по «ящику», что богатеют, растут по карьерной лестнице, в основном, те, кто кого-то обманул, убил (утрирую) более изощрённо, и те, кто поддержал этот обман или убийство тем, что вовремя кивнул, поаплодировал, холуйски склонил голову, заискивающе улыбнувшись. Мы видим средства, какими достигается статус, о котором тоже мечтаем. И, раз другие средства не эффективны, тоже хотим воспользоваться этими и пользуемся: воруем, отбираем силой у более слабого, обманываем, насилуем и убиваем. Почему им можно, а нам – нет?! За что нам нести наказание, если они не несут, а так же или ещё более процветают?!
       Так вот. В А. я учился в городской школе, где общество, формировавшееся вокруг данного конкретного класса, было более разобщённое, то есть учительница, сами дети знали друг друга, в основном, только по школе, и родители разных учеников тоже знали друг друга и учительницу поверхностно или не знали вовсе,  а так же не знали статус соседа по парте их ребёнка, статус его семьи, пути его приобретения и поддержания. Поэтому ребёнок, не слыша дома разговоров о своих одноклассниках и их родителях, относился к ним только исходя из своих личных симпатий - к кому-то лучше, к кому-то хуже, но в целом нормально. А если и учительница, имеющая представление о семьях своих учеников по всевозможным анкетам, сумела себя непредвзято поставить, то при одинаковой у всех школьной форме каждый ученик в классе чувствовал себя равным среди равных и не испытывал обиды, зависти и других чувств, подогревающих нездоровые амбиции. Соревнование, как я уже упоминал, шло на почве хорошей учёбы и активности во внеклассных, развивающих положительные качества мероприятиях. Это потом уже, в средних и старших классах, при более продолжительном и тесном общении между собой и с обществом в целом у учащихся, видящих уже положение вещей вокруг, и когда учителю уже тяжелее противопоставлять им свои контраргументы, начинает происходить разделение авторитета на формальный и неформальный. Идёт борьба за второй, а первый ценится всё меньше. Иными словами, идёт эволюция воспитания от, скажем так, Божественного, то есть заложенного при рождении через родительское, влияние которого ещё сильно в детском саду и в начальной школе, и которое, я думаю, в большинстве случаев направлено на развитие в подрастающем человеке ещё тех, заложенных Природой, истинных ценностей - к воспитанию общественному, уличному, где зачастую преобладают уже другие, далёкие от вышеприведённых, ценности, которые на первый взгляд более применимы для приобретения желаемого положения в обществе. Потом некоторые прозревают, а большинство, приняв их, эти ценности, за истинные, коснеет в этом, строит на них жизнь - свою частную, общественную и государственную, а потом удивляется, почему всё так херово, дома и в стране. А те, кто прозревают, делятся на две части: на тех, кто использует своё прозрение в корыстных интересах, тем самым только увеличивая степень буйства этой вакханалии; и на тех, кто искренне пытается хоть что-то изменить к лучшему, превозмогая различные препоны… Но, я отвлёкся.
       Таким образом, эволюция моего воспитания в А-ской школе ещё не дошла до той самой ступени, когда уличное начинает преобладать над родительским.  А в Т., придя под конец 3-го класса в новую обстановку, я сразу попал в атмосферу, где уже преобладает уличное воспитание. Я перескочил тогда (как будто перенёсся через определённый временной отрезок) самое главное – фазу перехода, и поэтому, может быть, ценности мне ближе остались родительские, а не уличные. Но так как путешествовать во времени я не умею, то причина была, думаю, в другом. А именно, как мне кажется, в разнице концентраций в двух разных атмосферах тех самых флюидов.
       Моя нынешняя школа в отличие от прежней была в посёлке, и учились в ней все местные, которые давно уже друг друга знали. А значит, их воспитание было на более высокой ступени развития, если придерживаться предложенной мною выше логики. Здесь общество родителей, учителей, друзей и др., формировавшееся вокруг данного конкретного класса, было более сплочённым, знающим всё обо всех, и одноклассники относились друг к другу уже не просто как к равным, а - исходя из услышанного дома или увиденного на улице. То есть, здесь уже давно сложилась своя иерархия, где были лидер, свита, те, кто сами по себе (но тоже с друзьями или братьями в старших классах), и так называемые объекты насмешек. В общем, всё наше совково-российское общество в миниатюре. И концентрация флюидов «кто сильнее, тот и прав» в этом моём посёлке почему-то была выше, чем в прежнем. Отсюда и более быстрое развитие подрастающего поколения в плане адаптации к окружающему нас антимиру.
       Я не претендую на правильность такой логики, тем более что сам вижу в ней определённые противоречия, но тем не менее попробую объяснить, прежде всего для самого себя, причины разности концентраций вышеуказанных флюидов в двух недалёких друг от друга городах и моего предвзятого, разнополярного отношения к одному и другому.
       Приведу сначала ряд субъективных причин, не имеющих отношения ни к каким флюидам. 1. А. – моя родина, и в том посёлке меня знали с пелёнок. Там тоже есть люди, которых я недолюбливал, но общая атмосфера была для меня благоприятной. Здесь же – нет, хоть и общался я, в основном, с людьми, которые мне были приятны, и которых тоже множество. Противоречие ещё в том, что город как таковой я как раз и не считаю колыбелью истинных ценностей, и именно в силу разобщённости жителей и его технократичности. К деревне более применимо это определение из-за более близкого общения жителей с природой. 2. Сама окружающая природа: вокруг А. более разнообразная, где есть и лес, и степь и предгорья, а Т. стоит посреди необъятной однообразной степи, наводящей тоску. 3. Разная степень ухоженности: А. больше похож на город – с развитой инфраструктурой, содержащимися в чистоте парками, аллеями, многоэтажками, и посёлок - более благоустроенный и ухоженный в те времена; Т. же – большая деревня, утопающая тогда в грязи, а пригородный посёлок - в ещё большей степени. 4. Жильё: там у нас было полдома с хорошим садом в центре посёлка, здесь же – однокомнатная квартирка без удобств на отшибе с маленьким огородиком с краю общего двора, а позже мы переехали в четвертушку полубарачного типа с небольшим двориком, и то – были рады.
       Для подтверждения моей бредовой гипотезы эти причины моего недовольства можно было не приводить, привёл так, для порядка. С ними можно было бы смириться, не обращать на них внимания, жить, не напрягаясь, и вообще не упоминать их в данном опусе. Задевало, напрягало и коробило другое, и я не думаю, что накрутил себе это в своём воображении – люди были разные, и сплочённость их была на разных основах. Это и есть объективная причина моего недовольства и единственная причина разности концентраций флюидов «кто сильнее, тот и прав» в атмосферах двух пригородных посёлков двух почти соседних городов.
       В нашем А-ском посёлке, как мне казалось, люди тогда были более простые и бескорыстные, как-то менее мелочные, менее ориентированные на обособленное богатение что ли, более открытые. Например, ко мне приходили друзья, и мы вместе объедались чем богаты, так же и я, приходя в гости, не чувствовал, что от меня что-то скрывают. Жили-поживали, добро наживали совместно – работали всем миром и отдыхали всем миром, посёлок обустраивали. Я лично - сам не любитель излишнего коллективизма, но считаю, что здоровый баланс между жизнью частной и общественной быть должен. И там он был. Большинство жителей жили в нормальных, комфортных по тем временам условиях и благодаря этому… зависти было меньше. Конечно, были и интриги, и та же зависть, и разборки, но скорее - как исключение. Общая атмосфера была тёплой, доброй.
       В Т-ском же посёлке (да простят меня знакомые, если таковые найдутся среди читателей этого опуса, не согласные со мной) тогда, в 80-х, было по-другому. Здесь люди были более закрыты, более обособлены только исключительно на личное обогащение. Были, я помню, и здесь субботники, но как-то более формально, сухо. Каждый сам за себя, а вокруг – грязь. Здесь если что-то тебе давали или для тебя делали, то - с умыслом, чтобы потом что-то получить взамен. Каждый в чём-то завидовал другому или боялся быть кем-то обманутым, поэтому изобретал какую-то хитроумную тактику в общении. Разумеется, и здесь было много исключений, хороших на этот раз, но, в основном, среди приезжих или людей, которые были беднее остальных, которым никто не мог позавидовать, но которые были способны поделиться последним.
       Много позже, уже отбывая трудовой стаж, за тысячи километров от родных мест, я как-то услышал в свой адрес и в адрес всех жителей близлежащих регионов определение: «беглые хохлы». Это именно то определение, которое полностью характеризует такой образ жизни и стиль поведения. Причём, высказал его выходец из Украины, то есть хохол, тоже носитель такого же менталитета. Я ничего не имею против представителей Украины или другой какой бы то ни было страны или национальности и под определением «хохлы» (не знаю, как сами украинцы определяют это слово) подразумеваю только тех людей, независимо от их гражданства или национальности, которые думают, живут именно в приведённом мною выше русле, наживаются за счёт кого-то, тащат с работы домой всё что угодно, нужно оно или нет, которым лучше, когда другим хуже и прочее. Которые плачутся, как им плохо, а реально имеют всё и хотят ещё больше. Просто, у нас это в силу определённых причин ассоциируется, в основном, с украинцами. А мы, то есть беглые хохлы, обладаем всем вышеперечисленным согласно бытующему мнению в ещё большей степени. Так вот, это всё относится к Т., но никак не к А. того времени. Отсюда в Т. была и разруха, так как всё разворовано. Меня до сих пор иногда коробит, когда слышу эти меркантильно-мелочные, слезливые или хвастливые разговоры. Мой двоюродный брат, инвалид Афганистана с женой-татаркой имели квартиру в областном центре и мелкий продуктовый бизнес, устали жить в этом дерьме и уехали в Татарию. Там всем миром построили добротный дом и занимаются тем же, но в другой, более доброжелательной атмосфере.
       Иными словами, в атмосфере А., относительно атмосферы Т., «хохлячие» флюиды содержались в меньшей концентрации, в том числе потому, что этот город был более многонационален и высококультурен, что и определяло его более здоровый на тот момент дух.
       Вот, пожалуй, и обрисовал я весь букет своих претензий к Т. Только, взрослея, стал проще и ироничнее ко всему этому относиться. Да и появилась возможность самостоятельно иногда ездить в А., отдыхать душой.
       Сейчас эта разница стёрлась, как стёрся СССР, а так называемый «хохлизм» въелся в сознание многих, распространился как вирус и является одним из основных средств обогащения, ненапряжного существования и приобретения власти. Не имеющие власти недовольны действиями тех, кто у руля, а приди туда они – будет хуже, так как эти хоть наворовались уже, и то, что не вместилось в их карманы, идёт в том числе и на благоустройство городов и деревень. Становятся лучше, чище и краше Т., А. и др. Люди стали жить получше, да только как-то внутренне разобщённее, строя отношения больше на взаимовыгодной и уже всё чаще юридически подкреплённой основе, по-западному.
        Прожив на свете с тех пор 25 с лишним лет и видя, куда катится мир, я понимаю теперь, что такой образ мышления и поведения являлся и является наиболее правильным для успешной адаптации в новых условиях (а по обратной логике, мир потому туда и катится). Я же - хохол неправильный, родился и 9 лет прожил в каком-то идеальном вольере, и, выйдя на волю, так и не проникся данной философией - не воспользовался возможностью перенять нужные правила в силу своей какой-то врождённой что ли неполноценности, поэтому до сих пор не могу свыкнуться с нынесуществующей окружающей меня средой и изливаю теперь всё своё бессилие в этом затянувшемся приступе графоманства.
***

Война
     (10.08.2008г.) Я не прерывал своё повествование в связи со смертью А.И. Солженицына, которому обязан во многом своим теперешним мировоззрением. Я думаю, все пафосные слова здесь неуместны. Скажу лишь несколько слов. Спасибо Вам за Вашу стойкость, за Ваши книги, за активную жизненную позицию защиты человека как личности. Царствие Небесное Вам!.. Жаль, что зло, против которого Вы боролись, теперь вздохнёт поспокойнее. Но у нас есть Ваши произведения, которые не дадут нам пасть духом, и с помощью которых мы будем продолжать жить и стараться не совершать зла, творить добро по мере наших сил. Спасибо Вам…
     …Теперь прерываю. Ровно через четверо суток после ухода Классика началась война, где опять гибнут наши люди. Очень больно видеть этот беспредел и осознавать как неизбежное. Видно, это крест России – быть объектом вечных поползновений извне. Бессмысленно взывать к совести и человеколюбию этих уродов - политиков Запада и их вассалов-ренегатов из бывшего СССР. Им нужны территории и ресурсы, и агрессия – их настоящее лицо, а не слюнявая демократия, что ещё раз они и демонстрируют. Они почему-то тупо убеждены в своём всесилии и безнаказанности и почему-то тупо не догоняют, что им и их могуществу придёт ****ец в случае крупномасштабного столкновения с Россией. Я лично тупо не понимаю такого их тупого непонимания и отсутствия у них чувства самосохранения. Или, может быть, они думают, что пришло время получать дивиденды в территориально-ресурсном виде со вложенных в свой военпром и в становление ренегатов-вассалов огромных средств, то есть – чисто, тупо-экономические причины. Ну, долбоёбы, одним словом! Они не думают, забыли уже, видя перед собой только предполагаемые трофеи, и уже подсчитывая гигантские прибыли, о мистике, о мистической тысячелетней непобедимости России. Или ещё раз хотят в этом убедиться, подсовывая нам на этот раз Грузию? Это вам не спорт, ребята, тут всё серьёзно. Что самое грустное, они не пересмотрят свою политику мирным путём – им каждый раз нужно доказывать силой, отвечая на их силу. Они уже давно отошли от Божественных заповедей (мы всё-таки - не настолько, думаю), их образ мысли исключительно технократический, компьютеризированный, где отдельный человек – это только средство, винтик, который можно без сожаления заменить другим в огромном механизме, стремящемся к мировому господству; или песчинка, своим скрипом мешающая плавности его хода, от которой нужно избавиться, чтобы в конечном итоге не разрушился весь механизм; а не отдельная свободная, самодостаточная личность, стремящаяся, просто, жить, вбирать в себя все радости земной жизни в мире с окружающими. Кажется, даже если погибнет кто-то из ближних родственников кого-то из этих уродов, то его, этого урода, не торкнет. Нет! Он будет свято убеждён, что тот стал святой жертвой борьбы за идеалы демократии или чего-то там ещё из того, что они пытаются продвигать по всему миру. У них в мозгах уже давно и необратимо произошла подмена ценностей, о чём они сами и не догадываются. Ведь, это - не люди уже и не звери, а «некто», существа, которых быть не должно. Неужели их проще уничтожить, чем раскодировать?! Чего их нужно лишить, чтобы они поняли, как ужасно быть этого чего-то лишёнными?! Или дать им что-то, сделать инъекцию совести, да только у них нет органа, в который делается эта инъекция – нет души. Они не ценят добро и стремление России с ними дружить… Проще уничтожить, прости меня Господи!..
     Хочется верить, что им будет достаточно того, что они получают в Южной Осетии, и этот конфликт останется локальным и кратковременным. Хочется верить…
     …За окном – слёзы по всем невинно убиенным и убиваемым…