Сиреневый туман Глава 16

Людмила Толич
                Глава шестнадцатая

  Вдруг стали требовать у всех студентов, бумагу о “благонадежности”. Мане многих стоило хлопот
  и волнений достать эту бумагу, потому что когда она ездила в Киев, то приписали ее на жительство
  к сестре лишь через три дня. Вот и вышла неприятность с полицией: допрашивали, где она была
  двое суток в военное время. Как ни доказывала юная студентка свою преданность Государю и Отечеству –
  ничего не вышло. Пришлось пойти к губернатору на прием.

  Длинный коридор, в котором толпились податели прошений разного рода, был полутемным и душным.
  Жесткие скамьи вдоль стен пустовали, дамы в визитных платьях и мужчины разных сословий предпочитали
  толпиться у дверей канцелярии. Периодически к ним выходил скучного вида дежурный секретарь и называл
  фамилию счастливца, приглашенного на аудиенцию к губернатору.

  Записавшись на прием заранее, Маня поначалу тоже стояла вместе со всеми, напряженная в томительном ожидании,
  но потом поняла, что от этого ее не пригласят раньше назначенного часа. Впрочем, ей бросилось в глаза,
  как какие-то неприятные типы незаметно совали в руки секретарю мелкие ассигнации и затем исчезали
  за заветной дверью. Так прошло довольно много времени, часа три или четыре. Очевидно, настало обеденное время,
  и секретарь, выйдя в последний раз в коридор, объявил:

  – Господа, Его Высокопревосходительство сегодня больше не принимают. Расходитесь, господа.
  – Но как же так, мне назначено… – сокрушалась девушка в скромном визитном платье.
  – В следующий понедельник.
  – Нет, нет, мне нельзя больше ждать! – Мария Мацкевич поднялась со скамьи, прижимая к груди руки. –
  Меня отстранят от занятий. Пожалуйста, прошу вас…

  – Сударыня, уходите отсюда. Я же сказал ясно: прием окончен.

  Прогнувшись в пояснице так, что тощий живот его неестественно выпятился, а ноги и зад как бы оказались
  на втором плане долговязого тела, секретарь обошел посетительницу вокруг, смерил сверху донизу пустым
  равнодушным взглядом и процедил сквозь зубы:

  – Хотите дополнительных неприятностей? Вы, мадемуазель Мацкевич, у нас на особом счету, я изучил ваше дело.
  – Да кто вы такой? – вдруг громогласно возмутилась девушка. – Кто дал вам право вмешиваться в мои дела?
  – Ах, да вы еще и скандалистка! – потирая костлявые руки, почему-то радостно отметил чинуша. – Хорошо-с!
  Непременно так и будет доложено.
  – Вы не смеете на меня клеветать! – вспылила упрямая посетительница. – Я отсюда никуда не уйду, покуда…
  покуда Его Высокопревосходительство меня не примут.
  – Как так? – опешил дежурный.
  – А вот так. И взятки вы от меня не дождетесь.

  Она снова уселась на скамью. Секретарь побагровел.
  – Оскорбляете-с при исполнении?.. Так-с… Доказательства… доказательства где? Мне, что же,
  городового приглашать к вашей милости?
  – Лучше самого губернатора.
  – Мадемуазель, я к вашим услугам, – неожиданно раздался бархатный бас, и в дверях показался
  статный розовощекий старик в мундире с золотым позументом.

  – Я… я… – юная девушка вскочила с места и, вдруг, залилась неподдельными слезами. –
  Умоляю вас, выслушайте меня! Я ни в чем не виновата…
  – Дитя мое, успокойтесь!
  – Она неблагонадежна-с, – просипел в ухо губернатору изогнутый секретарь.
  – Подайте мне бумаги! – рявкнул губернатор. – Идемте, деточка.

  Секретарь, суетливо ретируясь задом, в мгновение ока метнулся к конторке и, согнувшись пополам,
  подал серую папку.
  Дрожа всем телом и едва сдерживая слезы, Маня перешагнула порог великолепного кабинета.
  Никогда раньше она не бывала в таком. Огромный портрет Государя Императора в золоченой багетовой раме
  висел на стене за массивным столом. Казалось, что Государь сам идет к ней навстречу по лакированному
  паркету. Она вздрогнула и отвела глаза в сторону. Какое-то странное смешанное чувство любви, гордости,
  боли и жалости вдруг овладело ею. Да, конечно же она благонадежна!
  И вся эта смута ужасна, ужасные разговоры, ужасная война…

  Его Высокопревосходительство не глядя бросил бумаги на стол и усадил посетительницу в кресло.
  – Вы студентка Соболевского? – начал губернатор с улыбкой. – Я знавал Ивана Алексеевича еще смолоду.
  Военный хирург, прекрасный доктор. Значит, вы готовы послужить Царю и Отечеству?
  – Я готова служить медицинской науке. Разве служение науке во имя спасения жизней многих людей не то же самое?
  Сверкающие глаза юной особы и возвышенный тон вызвали у губернатора невольную улыбку.
  – Разумеется, деточка, каждый из нас должен исполнять свой долг, – согласился он, мельком
  заглянув в бумаги, и внезапно брезгливо сморщился. – Что за ерунда… Сколько вам лет?
  – Двадцать один год, Ваше Высокопревосходительство.
  – Михаил Дмитриевич, называйте меня так, деточка. Что же вы за профессию выбрали себе такую?
  А ежели на фронт отправим? Страшно, поди.
  – Нет, – покачала головой Маня, – жалко раненых. Всех жалко.

  И она сбивчиво стала рассказывать, что пришлось пережить в Киеве, и еще про братьев, за которых очень переживала…
  Губернатор молча слушал и лишь изредка кивал головой. Трое его сыновей служили в действующей армии.
       
  Маня замолчала, а Михаил Дмитриевич все сидел напротив и задумчиво глядел на нее грустным отцовским взглядом.
  Потом встрепенулся, вызвал того самого долговязого секретаря и распорядился немедленно выдать девице Мацкевич
  свидетельство о благонадежности.

  Несколькими минутами позже, тут же, в канцелярии губернского ведомства,
  она получила злосчастную бумагу.

*******************
Продолжение следует