Честь по заслугам. часть2. глава 4

Петр Чванов
Глава 4. Страда деревенская

Вскоре Алексей получил звание капитана 1 ранга и отправился во главе отряда студентов ОИИМФ численностью 300 человек на сельскохозяйственные работы. Студенты были распределены по 40-60 человек в пять колхозов и один совхоз Килийского района Одесской области. Во главе каждого отряда стоял командир отряда и заместитель командира. Это были преподаватели и старшие преподаватели ОИИМФ. Алексей был назначен старшим руководителем студенческих отрядов.
Он осуществлял общее руководство всеми студенческими отрядами и замыкался непосредственно на проректора института Стальниченко О.Н. С первых же дней пребывания в Килийском районе Алексей получил существенную помощь от первого секретаря райкома партии Боделана В.Б. Этот партийный руководитель был настоящим хозяином района. Он прекрасно знал обстановку в районе и в каждом колхозе в отдельности. Любой вопрос, с которым приходилось обращаться к «первому», всегда решался быстро и качественно.

Сам капитан 1 ранга Рындин разместился в гостинице на центральной усадьбе колхоза «Украина» в селе Шевченково. Руководил колхозом Герой Социалистического труда Н.А.Музыка. Это был мужчина среднего роста, с крупными чертами лица, спокойный и рассудительный крестьянин лет шестидесяти, до тонкости понимающий и чувствующий потребности села и его сельского хозяйства. Он уже более 15 лет руководил колхозом и вывел его в миллионеры. Правда, недавнее слияние нескольких мелких колхозов в один крупный несколько обесценило это высокое звание, но Николай Антонович сумел доказать, что и крупным хозяйством можно руководить эффективно.

Вместе с заместителем председателя колхоза Городниченко Дмитрием Михайловичем они успешно руководили огромным хозяйством. Доходы укрупненного колхоза удваивались из года в год. На совещаниях, которые регулярно проводились в райкоме партии, председатели колхозов радостно рапортовали о растущих доходах.

Во всех колхозах и совхозе им. Я.М. Свердлова для студентов были созданы отличные условия для работы и отдыха. Задолго до начала этих работ Алексей несколько раз объезжал все колхозы, где студентам предстояло работать. Он знакомился с обслуживающим персоналом мест пребывания студентов, их пищеблоков и мест общего пользования или рекреационных мест, как теперь модно говорить.

В этих поездках его обязательно сопровождали представители райкома партии, районной санэпидстанции и пищеторга, которому доверялось обслуживать студентов. Только после того, как места обитания студентов были полностью готовы, разрешался их заезд. Конечно, колхозы Килийского района не шли ни в какое сравнение с колхозом им. Татарбунарского восстания. Тем не менее, и студенты, и преподаватели были довольны и условиями быта, и заработком.

Месяц, отведенный правительством на работу студентов в колхозе, закончился. Теперь и студентам, и преподавателям нужно было наверстывать пропущенные занятия. Став начальником цикла, Алексей был вынужден снова переписывать все лекции и переделывать всю учебно-методическую документацию. При этом он не забывал заниматься и научной деятельностью. Она ему нравилась всё больше и больше.

Однажды, сдав очередную научную работу в отдел цензуры, который находился на улице Пушкинской, он нос к носу столкнулся со своим бывшим помощником, капитаном 3 ранга Карпенко Николаем Саввовичем. Тот совсем недавно перевелся в ОМУ ММФ на должность командира роты.
– Здравия желаю, товарищ капитан 1 ранга, – весело гаркнул он.
– Здравствуй, Николай Саввич, сколько лет, сколько зим! – обрадовано воскликнул Алексей.

Они не виделись уже более 10 лет. А.Т.Рындин от всей души уважал этого жизнерадостного, целеустремленного офицера и в свое время немало усилий приложил, чтобы помочь ему освоиться с нелегкими обязанностями помощника командира корабля и командира ракетно-артиллерийской боевой части одновременно.
– Ну что, Алексей Трофимович, Вы сейчас свободны? Пойдем обмывать награды! – предложил он.
– Какие награды? – удивился Рындин.
– А Вы, что, не в курсе? – удивился тот. – Пришел Указ Президиума Верховного Совета о награждении воинов, принимавших участие в боевых действиях за рубежом.

Алексей вопросительно взглянул на Николая Саввича.
– Да Вы, действительно, не в курсе дела! Ведь ещё летом пришла директива представить к орденам всех офицеров-участников боевых действий. Сегодня Тютчев уже вручил мне медаль «За боевые заслуги»
Алексей в то время был единственным офицером на кафед-ре, в личном деле которого было указано, что он принимал уча-стие в боевых действиях. Поблагодарив Николая за приглашение и информацию, он поспешил на кафедру.

Пока Алексей был в колхозе, пришли приказы о перемещении в руководстве кафедрой. Виктор Васильевич ушел на пенсию. Его место занял капитан 1 ранга Л.И. Буряк, а начальником учебной части стал В.Г.Данилов.
– Владимир Георгиевич, что там за директива о награждении приходила? Почему я о ней ничего не знаю? – обратился Алексей, придя на кафедру, к новому начальнику учебной части.
– Ты был в отпуске, а когда вернулся, я забыл тебе сказать, – смущенно улыбаясь, ответил тот.
– А где же мой орден? – улыбнувшись, спросил Рындин.
– По-моему, твой орден ещё не выпустили, – всё также улыбаясь, ответил Володя. – Я на тебя представление написал, а начальник задробил.
– А что случилось? – недоуменно спросил Алексей.
– Не знаю. Спроси у него сам.
– Я Ваше представление на орден уничтожил. У меня нет ордена, проживете без ордена и Вы, – пожевав своими мясистыми губами и не глядя в глаза офицеру, заявил Лука Иванович, когда Рындин задал ему тот же вопрос.

В уме сразу же всплыла эпиграмма, написанная Валентином Гаркушенко, который довольно часто посещал кафедру, по поводу назначения нового начальника кафедры:

Угловат, косноязычен,
Пиджачок блестит как цент,
На трибуне обезличен,
Бестолков, зато доцент.

Вспомнилось и огромное количество времени, потраченное им на бестолковые, заумные статьи, которые давал ему править косноязычный Лука Иванович, чтобы на ученом совете защитить звание доцента. Презрительно взглянув на своего начальника, Алексей неожиданно для себя ухмыльнулся, шаркнул ногой, поклонился и сказал:
– Премного благодарен, дорогой Лука Иванович. Вы ещё раз подтвердили, что добро наказуемо, – и, не дожидаясь, пока Буряк закончит ловить открытым ртом воздух, вышел из кабинета.

Вскоре Лука Иванович вызвал Рындина в свой кабинет.
– Алексей Трофимович, Вы не забыли наш разговор о по-полнении Вашего кабинета оружия учебными минами и торпедами? – спросил он, едва Алексей переступил порог его кабинета.
– А зачем мне о нем помнить? – вопросом на вопрос ответил Алексей. – Тогда Вы сами согласились, что тащить тяжеленные мины и торпеды на третий этаж нецелесообразно.
– Так-то оно так, – не глядя на Алексея, ответил он. – Только скоро очередная проверка кафедры, а у нас кабинет оружия не пополнился ни одним новым экспонатом.
– А куда же его пополнять, когда он и так соответствует перечню оружия и технических средств, которые указаны в программе? – пытается возразить Алексей, но капитан 1 ранга Буряк даже и не пытается его выслушать.
– Короче, – резюмирует начальник кафедры, – разрезной макет донной мины перевезите в минный погреб, а учебную мину поднимите сюда.
– Перенос порток на другой гвоздок, – съязвил Алексей. – А Вы не забыли, что учебная донная мина весит 500 килограммов, да минная тележка более ста килограммов и всё это, не ровён час, провалится на второй этаж и дальше.
– Оставьте свой деревенский юмор при себе! – насупился Лука Иванович. – Всё, разговор окончен. Даю Вам два дня. Потом приду проверю.

На следующее утро по расписанию в минном погребе должны были проходить тренировки на боевых постах по подготовке мин к постановке с группой студентов 3 курса судомеханического факультета. Алексей приказал лаборанту приготовить толстые доски, клинья, стальные троса и рукавицы. Михаил Афанасьевич добыл крепкие, широкие доски, клинья и рукавицы. В механических мастерских в этот день был выходной и добыть стальной трос нужной длины не удалось. Вместо стального троса лаборант предложил толстый манильский трос. Осмотрев трос, Алексей решил, что он достаточно крепок и удобен в обращении. Толщина каболок и самого троса позволяли удобно держать его в руках. Лишь в одном месте была едва заметна потертость почти посреди троса.

 Построив студентов, Алексей лично распределил между ними обязанности, проинструктировал их по технике безопасности и заставил каждого из них расписаться в журнале.
– Михаил Афанасьевич, Вы будете руководить группой студентов-тягачей, а я буду осуществлять общее руководство и руководить работой студентов, которые будут переставлять доски и клинья, Внимательно следите за моими командами! – дал он последние указания.

Когда оборудовался минный погреб, торпеды и мины опускались туда с помощью автомобильного крана через пролом в стене. Теперь же предстояло вытащить пятисоткилограммовую донную мину вместе со стальной тележкой через узкие дверные проемы и поднять её по пяти лестничным маршам на третий этаж. С большим трудом протащили мину через два дверных проема. Довольно легко преодолели первый лестничный марш, хотя манильский трос так стонал и скрипел, что казалось сейчас он порвется. С огромным трудом развернули мину на узенькой площадке между двумя лестничными пролетами. При этом мина стала очень близко к стене.

Алексей осмотрел трос. Всё было в норме.
– Продолжить движение! – приказал Алексей. Студенты дружно рванули и мина медленно поползла вверх. Трос застонал снова. Алексей глянул вверх и похолодел: каболки троса одна за другой начали раскручиваться и рваться. Мина уже поднялась на две ступеньки вверх.
– Клинья! – скомандовал Рындин навалившись грудью на мину. Он понимал, что если мина покатится назад она его просто раздавит. Справа был простенок, а сзади капитальная стена. Студент с клином в руке бросился вперед, но зацепил клином за перила. Клин выскочил из его руки и упал вниз. Второй студент с клином в руках попытался просунуться между Алексеем и стенкой, но к счастью вовремя понял, что если он оттолкнет Рындина, то мина может раздавить их обоих.

В это мгновенье трос лопнул. Страшная тяжесть навалилась на Алексея. Ноги начали медленно ползти назад.
– Вяжите трос! – прохрипел он и тут же почувствовал, как нога уперлась в выбоину на полу.
Мичман Федорко понял всё без слов. За считанные секунды он связал прямым узлом обрывки троса и скомандовал студентам:
  – Взяли!– трос надраился, и мина снова поползла вверх.
Алексей отошел в сторону. Ноги мелко дрожали, в ушах стоял страшный свист. Спина разламывалась от боли.
– Спускайте мину назад!– устало сказал он. Студенты аккуратно спустили мину на площадку. Буквально через несколько минут на лестнице появился капитан 1 ранга Буряк.Вad news has wings.* Кто-то успел сообщить начальнику кафедры о происшествии.
– Чуть-чуть передохните и спускайте мину назад в погреб! – приказал он.



*Вad news has wings - Плохие вести не лежат на месте (англ.)
*Каболка - стальные и растительные тросы свиваются  из множества тонких тросиков, которые называются каболками.