Тур поездка в Чехию в 1972 году

Марьша
Чехия.
       В самолёте, наконец, все успокоились и стали ждать прилёта в Прагу. Перелёт занимал примерно 1.5 часа, и было время  на размышления и выводы. Я высматривала в иллюминаторе  землю и задавала вопрос: » А не этот ли клочек земли освобождал мой отец и его дивизион от немецких фашистов? А не здесь ли погибали  Советские воины, спасая Европу от фашизма?»
       Но ответа, ни от кого получить было невозможно.
На следующем ряду сидели Севастопольские  офицерши и с волнением  переговаривались, не разобьётся ли хрусталь при посадке самолёта?
Я задумалась над вопросом, как же так получилось, что 9-ого Мая 1945 года чехи высыпали на улицы с охапками цветов и кидали ими  в Советских освободителей  с криками: «Наздар! Да здравствует Советская Армия!», а сейчас  ими движет ненависть  к Советскому Союзу из-за  разного мнения на  прошедшую в Праге  «Пражскую весну» с неудавшимся  переворотом.
 
       В ночь с 20-го на 21 августа 1968 года в эфире прозвучал сигнал «Влтава-666», положивший начало операции «Дунай». Т.е. прошло всего 4 года после Пражской весны и мы группой из СССР-ненавистной для чехов, едем по туристической путевке в страну, где нас искренне ненавидят. Руководил операцией генерал армии Иван Григорьевич Павловский. Известный специалист по военной истории Игорь Дроговоз назвал «Дунай» самой грандиозной по своим масштабам стратегической военной акцией. Масштаб ее действительно выглядел впечатляюще: около 30 танковых и мотострелковых дивизий СССР и его союзников по Организации Варшавского договора за 36 часов оккупировали страну в центре Европы.    Атака была стремительной. Войска пересекли границу Чехословакии в 20 пунктах. Ранним утром танки с белыми полосами уже грохотали по улицам Праги. В 4 часа утра было окружено десантниками здание ЦК КПЧ, в 6 утра танковая колонна взяла под контроль генштаб, около 7 утра было заблокировано здание правительства, а еще через два часа – почта, телеграф, а также радио и телецентры.
         В 9.00 Дубчек, Черник, Смрковский и Кригель были арестованы агентами службы безопасности ЧССР, а позже – переданы советской стороне.    Население Чехословакии, которое и так было враждебно настроено по отношению к СССР после публикаций в газетах, после ввода войск восприняло советские войска как оккупантов. Выдержка из доклада инструктора политотдела 38-й армии полковника Косенкова как нельзя лучше описывает атмосферу, царившую в стране во время ввода советских войск: «Население городов Оломоуц, Пршеров, Простеев, Кромнержиж и других встретило советские войска, подстрекаемые контрреволюционными силами, враждебно и озлобленно. Выкрикивались лозунги: «Оккупанты, домой! Позор вам!» – и другие».
         Власти на местах отдавали негласные распоряжения: не вступать в контакт с советскими солдатами, не выходить в город, не давать захватчикам воды. Повсюду были расклеены листовки, призывающие к осуждению войск Варшавского договора.    Правительство запретило армии покидать казармы, чтобы избежать кровопролития. Тем не менее, потери были. Причем, судя по сохранившимся документам, и с той, и с другой стороны. В августе 1968 года в Чехословакии погибло более семидесяти человек. Около двухсот пятидесяти были ранены. А вот официальные цифры советских потерь: 11 военнослужащих погибли, в том числе один офицер, ранены и травмированы 87 военнослужащих, включая 19 офицеров, в авариях, при неосторожном обращении с оружием и т. п. погибли (а также умерли от болезней) 85 человек.

        Несмотря на то что войскам, прибывшим в Чехословакию, был отдан строгий приказ стрелять только в ответ, не у всех выдерживали нервы. Читая воспоминания очевидцев и участников событий, трудно понять, в чьих словах больше преувеличений. Одни говорят, что жители Праги и других городов вели себя исключительно мирно и акции протеста велись только на «культурном фронте». Например, владелец ресторана «Москва» изменил две буквы на вывеске, и его заведение стало называться «Морава». Случайно обрушившийся мост переименовали в «Мост советско-чехословацкой дружбы». На стенах появлялись многочисленные граффити. В военных отчетах содержится совершенно другая информация, свидетельствующая о том, что чехи и словаки были вовсе не такими мирными и законопослушными. Упоминаются и подожженные танки, и выстрелы с крыш, и найденное в нескольких местах оружие.

       Чехословакия хотела изменений в жизни. Пока не получилось. До 17 июля 1992 года. После того, как предатели  СССР Ельцин от России,  Кравчук от Украины, и Шушкевич от Белоруси не  уничтожили огромную страну.

      А в период моего полёта в Прагу я с чувством тревоги ожидала наших встреч с чешским народом. Задавала себе вопрос - почему  в туристические поездки   отправлялись граждане великой державы, которых не учили элементарному - владению за столом вилкой и ножом. Неужели это так трудно? Почему никого из ЦК КПСС не волновал вопрос позора огромной страны? Ведь через этот позор прошла и я! И сейчас с ужасом вспоминаю, что в Словакии, когда нам подали 2 вилки и 2 ножа, я одновременно ела 2-мя вилками или 2-мя ножами. И по сей день не могу забыть этого позора и ухмылок  официантов ресторана, где мы питались.

     Но сейчас в самолёте я думала, что мы все научились пользоваться вилками и ножами, и спокойно можем сидеть в любом  Пражском ресторане без стыда и краснения за своё  столовое бескультурье.
Самолёт посадку совершил плавно. Дамы с хрусталём глубоко вздохнули и мы стали выходить из  салона. У трапа нас ждала гид Любка – высокая и красивая девушка, и водитель с автобусом. Нас быстро погрузили, естественно, с предостережениями  «осторожно, скло» и повезли в Прагу. Ехали с чувством ожидания, как к нам отнесутся пражане?

      Сразу отвечу – без восторга! Нас поселили в какое-то здание с вывеской «Готель», похожее на наше захудалое, обшарпанное общежитие. В комнатах по несколько человек, а туалет – в конце длиннющего коридора из металлических   ржавых  конструкций.
Но мы там тоже «отметились»: туалетную бумагу бросали, ни в ведро возле унитаза, а запихивали в контейнер для чистой бумаги. Надо было слышать возмущение  уборщицы, которая чуть ли ни со шваброй кидалась на наших туристов из-за этого ляпсуса.
      Настало время завтрака и тут ярко выразилось отношение чехов к нам. Нас завели на первый этаж в полностью заколоченный зал без окон. Дверь тоже была наспех сколоченная. На столе были скатерти не первой  свежести, разносолами нас не баловали, меню абсолютно скудное. И подавали по 1 вилке и по 1-му ножу. Мы поняли, что нас просто изолировали от других туристов за  «железный занавес». С нами общались сквозь зубы, не было даже той дежурной европейской улыбки.

      Программой нас Любка не баловала. Мы посетили  площадь перед ратушей, посмотрели знаменитые  пражские часы. Тут же посмотрели чешскую свадьбу, кортеж из 1 машины, очень скромно разукрашенный: внутри висели дубовые веночки, размером с утиное яйцо. И все! Молодожёны  пошли в Ратушу, а нас Любка повела на Карлов мост, если я не забыла. Ведь прошло уже 44 года со времени моего посещения Праги. Не забыла.  Карлов мост является единственным в своем роде произведением средневекового зодчества. Каменный мост, первоначально называвшийся Пражский, получил современное название в честь своего основателя только в 1870 году.
        В древние времена для пересечения Влтавы жители пражских городов использовали многочисленные броды и переправы. Предшественниками Карлова моста были первый деревянный мост, сооруженный в 10 в., и первый каменный мост (Юдифин мост), построенный в 1160 г. Оба моста были снесены наводнениями.    Сооружение Пражского (или Каменного) моста началось в 1357 г. по приказу Карла IV, чье имя он и носит по сей день. В качестве строительного материала использовался песчаник.
         Затем общее знакомство с городом.  Но Прага не богата  достопримечательностями и историческими объектами, и мы быстро прошли всю программу. Часто нам Любка давала свободное время, и мы с Людмилой Васильевной  посещали католическую церковь. Рано утром посмотрели венчание. Затем, крещение. Побыли на богослужении,где я заняла чужое место,но молодой человек бы на столько верующим, что не согнал меня со своего места.

       Севастопольская офицерша опять выделилась. Купила кофейный сервиз «Мадонна». Когда принесла в номер, оказалось треснутой одна чашка. Она вернулась назад в магазин для обмена и устроила скандал со словами: «А, вы нас из Союза ненавидите!   Поэтому и дали мне разбитую чашку»! Мы с Людмилой Васильевной быстро выбежали из магазина. А хрустальная дама вычитывала нас позже из-за того, что не встали на её защиту.

       Поскольку ничего интересного не осталось в программе у Любки,и нас готовили к отправке на Родину, мы всей группой стали просить отвезти нас на Ольшанское кладбище, где захоронены наши Советские воины, погибшие при освобождении Праги и Чехословакии. Вот тут уже нас не могли разделить треснувшие чашки, любители и не любители пива ! Мы все были - гражданами СССР и со слезами оплакивали могилы наших  павших Советских граждан. Мы проходили от надгробия к надгробию и не прекращали рыданий. Некоторым мамам удалось чудом найти могилы своих  сыновей и на их памятниках висели  открыточки с горем матерей:  "Спи, сыночек, на чужой земле, где погиб ты, защищая чужую страну и людей чужой страны от  фашистов". Не рыдала только Любка, а наши мужчины почернели лицом и не могли сказать слова. Мы не могли уйти с этого кладбища, если бы не Любка, которая напоминала, что наступает час ужина и мы должны быть точно в срок к ужину или останемся без еды.
Любка была неправа, ни у кого в тот вечер не было желания есть, пить, мы продолжали рыдать или плакать о наших Советских воинах.

      2 ноября в Чехии отмечают Du;i;ky («Душечки») – День памяти всех усопших. Родственники приходят на могилы своих предков. Несут цветы, венки. Зажигают поминальные свечи. НА ОЛЬШАНСКОМ КЛАДБИЩЕ В ЭТОТ ДЕНЬ ЦАРИЛО ОЖИВЛЕНИЕ. НО ЛИШЬ В ЧЕШСКОЙ ЕГО ЧАСТИ. МЕМОРИАЛЬНОЕ КЛАДБИЩЕ ПАВШИХ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ БЫЛ ТИХИМ И БЕЗЛЮДНЫМ.  Только чешские рабочие, занимающиеся заменой старых плит из песчаника на новую бетонную тротуарную плитку, нарушали его покой. Один из рабочих повесил свою куртку прямо на памятник. Памятник отличался от многих других тем, что к нему был прикреплён медальон с фотографией. Прикреплён так, что почти полностью скрывал высеченные на камне даты гибели красноармейца.

       Больше ничего примечательного в Чехии не запомнила. И рада была отъезду. Деньги свои потратила на сапоги, модный кримплен, туфли, украшения и на подарки для родственников. Жаль, что ничего не подарила председателю профкома, который дал мне свой Словарь. Хотя я им и не пользовалась.

От  посещения Чехии  я не получила того, что хотела.А если сказать правду, получила ГЛУБОКОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ. ОСОБЕННО ЗА МОГИЛЫ НАШИХ ПАВШИХ ЗА ЧЕХИЮ СОВЕТСКИХ СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ, ОТЦОВ, БРАТЬЕВ, ДРУЗЕЙ! ВСЕХ ОСВОБОДИТЕЛЕЙ ЧЕХИИ!
СВЕТЛАЯ ИМ ПАМЯТЬ!

Сколько было радости и внутренней свободы от возвращения домой  ОТ ЛЮДЕЙ, ПОТЕРЯВШИХ ПАМЯТЬ!

Фото из интернета.