В стабильном сложившемся обществе, государстве, помимо законодательной базы, формируется некий свод правил, общественный уклад, нормы общежития. Эти нормы не закреплены никакими документами, никакими циркулярами. Они просто впитываются с детства подрастающими поколениями, не оспариваются никем. Это и обычаи, и ритуалы, и этикет, и много неназванных, никем не обозначенных негласных моделей поведения. Они складываются на протяжении десятилетий жизни общества в процессе совместного общежития и совместной деятельности людей на одной территории, в одном государстве. Связано это с тем, что совместная жизнь людей ведёт к пересечению их путей, интересов, потребностей. И принятые нормы разрешают, таким образом, первоначальный конфликт этих интересов. Особенно, это становится актуально в больших городах, где плотность населения растёт, люди живут в многоквартирных домах, пользуются общественным транспортом, дорогами, где вообще понятие общественное пространство начинает играть ключевую роль. Например, в СССР практически не было "зайцев" в общественном транспорте. Это было стыдно - не платить за проезд. Было принято уступать в транспорте места пожилым людям, беременным, женщинам с маленькими детьми. Но это вопросы больше нравственного звучания. По ним определяется нравственное здоровье общества. Есть же ещё правила поведения, которые позволяют не сталкиваться людям в многомиллионном городе. Например, в силу правостороннего движения в СССР люди и на улицах старались двигаться справа, давая встречному потоку беспрепятственно течь. В московском метро было принято занимать правую часть эскалаторов, а по левой проходить, не важно, вниз или вверх двигалась лестница. А вот в Питере (тогдашнем Ленинграде) был другой порядок: там люди занимали сразу обе стороны, что увеличивало пропускную способность метро, но уменьшало скорость тех, кто спешит. Возможно, это связано с тем, что Москва более динамичный город. В самих вагонах метро всегда было принято при прибытии поезда ждущим его встать по бокам дверей и выпустить людей из вагона, а только потом заходить. Никому не приходило в голову заходить одновременно с выходящими. В вагоне никогда те, кто не выходит, не толклись у двери, тем более, никто не прислонялся к той двери, которая открывалась, не заслонял её. Было принято вставать по бокам в нишах, не мешая проходу. Если надо было выйти, то обязательно спрашивали у тех, кто ближе к двери. Кстати, говорят, что в Европе такой обычай не приветствовался. Вопрос "вы выходите на следующей?" воспринимался как оскорбление, как посягательство на частную жизнь человека. Там просто люди молча начинают протискиваться к выходу. Тоже самое относится к выходу из автобуса, когда мужчина едет с женщиной. В Советском Союзе правила вежливости диктовали мужчине сначала выйти самому, а потом подать руку женщине. На Западе принято сначала пропустить женщину вперёд.
Я не буду перечислять всевозможные варианты негласных правил поведения, которые существовали на разные случаи жизни. Я привёл примеры для того, чтобы пояснить свою мысль. Повторю её ещё раз: в стабильном сложившемся обществе люди ощущают себя частью этого общества, а поэтому соглашаются на выполнение негласных правил общежития. И в этом есть смысл. Он даёт возможность не создавать конфликты в повседневной жизни, мирно сосуществовать людям одного государства, даже если они относятся к разным социальным слоям. Фактически, это способ выживания общества. Вспомните по истории времена гражданской войны после октября 1917 года, когда разные слои общества не смогли договориться между собой. Слишком разным было представлении аристократии, предпринимателей, военной элиты, крестьян, рабочих о том, как дальше жить. Старый порядок был разрушен, а новый не сформирован. И так происходило всегда, когда рушился привычный уклад.
В 90-е годы 20 века распался СССР. На его территории возникли новые государства, была принята новая экономическая политика, которая целиком опиралась на развитие капитализма. Частная собственность, фактически запрещённая в Советском Союзе, в новой России стала "священной коровой". А это сразу же определило новые взаимоотношение между людьми. Капитализм отбросил общество назад в прошлое. Та самая наднациональная общность "советский народ", о формировании которой говорилось в материалах съездов КПСС, в энциклопедиях и литературе, перестала существовать. Появились не только новые национальные государства. В самой России народ стал делиться по национальному признаку, по вероисповеданию, по признаку территории. И это было только начало. Появились кланы политиков, бизнесменов, олигархов, преступных группировок и так далее. Фактически, клановость - это объединение людей для защиты своих клановых интересов в языческом мире. Но если ты защищаешь интересы клана, а не всего общества, государства в целом, то тебе дела нет до судьбы тех, кто к клану не относится. И значит, правила поведения, мораль, обычаи будут складываться только внутри данного клана. Если внутри клана бизнесменов надо выполнить обязательства перед партнёром, то перед обывателем таких обязательств нет. Обывателя можно обмануть, ограбить, убить. И на протяжении 25 лет общество формировало иерархию кланов со своими узкоклановыми моделями поведения. Интересно, что понятие кланов распространилось не только на людей с разным социальным уровнем жизни, но и на различные возрастные группы. Подростки стали делиться по клановому принципу, противопоставляя себя остальной части общества. Они стали жить своей жизнью, отделяя себя не только от своих учителей, но и от своих родителей, от людей более старших поколений. И если в советском обществе любой неравнодушный взрослый человек на улице мог сделать замечание подростку, вышедшему за рамки приличий, и тот воспринимал это адекватно, то теперь такое замечание могло быть опасно если не для здоровья взрослого, то для его ушей. Мол, как ты посмел лезть в частную жизнь не твоего ребёнка?
А возьмите пенсионеров. Они составляют сейчас отдельную группу людей, и практически не смешиваются с остальной частью общества. А потому что живут своей отделённой от общества жизнью, зависимые целиком от социальной политики государства, но почти не связанные с жизнью своих повзрослевших детей. То есть понятие семья, рода стало архаичным, утратившим первоначальный смысл. Сейчас редко когда уживаются отцы и дети, матери и дочки. Пожилые люди живут утраченным прошлым, взрослые дети гонятся за призрачным будущим.
Но это статья не об утраченных иллюзиях. Я продолжу тему сложившихся правил и обычаев общества. Если общество живёт как изолированные друг от друга кланы, то с течением времени кланы формируют свои системы ценностей, ритуалы, моральные кодексы. Например, в каждом клане будут свои атрибуты принадлежности к клану: одежда, сумки, гаджеты, автомобили, интересы. Но разобщённость людей не даёт возможность сформировать общие правила и нормы поведения в местах, где пересекаются пути разных групп людей. Как вести себя на улице, дороге, в транспорте, в общественных местах? Если вы не чувствуете своей общности со всеми, кто живёт в этом городе, стране, то вы не сможете найти общий язык в конфликте интересов. Советский Союз формировал ощущение близости, "чувство локтя". Если я шёл по улице, я интуитивно чувствовал, что рядом со мной идут другие люди, и моё поведение может как-то отразиться на их комфорте. Если я остановлюсь внезапно посреди тротуара, то создам неудобство другим прохожим. Мне будет неловко за это. Если встану у двери вагона метро, то помешаю выходу пассажиров. Если сижу в общественном транспорте, то не смогу спать, потому что не увижу тех, кому надо уступить место. То есть я был включён в реальность, в реальный мир, я чувствовал его, чувствовал своё присутствие в нём, и свою принадлежность этому миру людей, общества.
Сегодня большинство таких правил поведения утрачено. А новых не создано. Хотя и много усилий со стороны государства прикладывается для их формирования. Но часто это происходит силовым принудительным способом. Да, очень быстро автомобилистов приучили уступать пешеходам дорогу на "зебре". Но это как раз правила писаные. За их нарушение грозит серьёзный штраф. А вот то, что трудно прописать. Идёшь в потоке людей по улице или переходу. Встречные люди могут оказаться и справа и слева. Кто-то идёт строго посередине. Идёт не спеша, не пытаясь кого-то пропустить или обогнать. В таком потоке идти утомительно. Приходится лавировать, ускоряться, замедляться постоянно. А самое неприятное препятствие - это люди с "гаджетами". Он идёт, но он выключен из реальности. Он в своём устройстве, в своём виртуальном мире. Там интереснее, увлекательнее. И он не чувствует, что кому-то мешает. Можно было бы его не замечать, не обращать внимание на таких "зомби", если бы на квадратный километр людей было бы столько, что пути их не пересекались. Но мегаполис порождает скученность, перенаселённость людских потоков. И здесь особенно нужны нормы поведения, внимательность друг к другу. Нужна "обратная связь". В течение 20-30 лет нас убеждали в приоритете частной жизни человека над общественной, приоритете прав человека над его обязанностями перед обществом. И как итог, это привело к тому, что эгоизм стал неким "трендом" современного российского общества. Эгоцентрическая модель формирует убеждение, что мир вращается вокруг меня. Видеокамеры, турникеты, рамки металлоискателей, заборы, GPS-навигация, конечно, даёт какой-то эффект по упорядочиванию жизни в городах. Но это просто превращает людей в некую послушную массу, следующую строго в фарватере жизни. Они не создают, не формируют общество как таковое. Это толпа, колония насекомых, выполняющая некую сумму действий. Общество как единый здоровый развивающийся живой организм может быть только саморегулирующимся, формирующим ценности, уклады жизни, а не вырабатывающим условные рефлексы поведения.
Но для формирования такого общества человек должен проснуться. Включиться в реальность. Почувствовать соседа справа и слева. К счастью, жизнь сама создаёт такие возможности, рождает некие ситуации, которые заставляют людей меняться. Многие, возможно, со мной не согласятся, но не друзья помогают нам стать лучше, а наши враги, наши недоброжелатели. Когда вокруг сгущаются тучи, растут угрозы и возникают опасные ситуации для человека и общества, то именно тогда люди начинают шевелиться, думать, осознавать и уходить от привычных стереотипов поведения. Как в "Сказке о рыбаке и рыбке". Пока желания исполнялись, росли аппетиты, росла агрессивность в душе, эгоизм. Как только старуха осталась у разбитого корыта, исчезли и амбиции. Многие видят зло в негативных процессах внутри России и вокруг России. Мы, как и 100 лет назад, находимся во враждебном окружении. Внутри России действует так называемая "5-я колонна". И что-то, вроде бы, с ней надо делать. Но разрушение неких ценностей, сформированных в 90-е годы, предательство "элит", внешние санкции и коррупция внутри страны приводят к тому, что люди начинают ощущать общность своих проблем. Рождается ощущение, что мы плывём в одной лодке, которую несёт на скалы, несмотря на то, что на носу лодки сидит ненавистный нам олигарх, на корме - депутат, а рядом на вёслах какой-нибудь "менеджер среднего звена". Наверное, многие знают, если не на своём опыте, то из литературы, из фильмов, как возникает чувство родства людей перед лицом опасности. А это формирует некое единое отношение к происходящему, в том числе и нормы поведения. Самым критичным, экстремальным и масштабным событием такого рода в истории была для России Великая Отечественная война. Она выработала не только единый патриотический настрой в обществе. Но она заставила советских людей мобилизовать свои физические и духовные силы, подчинить их общей задаче победы над врагом. То есть это была именно задача выживания страны, её будущего, а не личной безопасности и комфорта каждого. О комфорте здесь и не могло быть речи. Собственно, ощущение сытости, достатка, комфорта пришло даже не с Победой. Ведь были ещё годы напряжённого восстановления страны. Но люди ощущали свою цельность, родство душ, своё возвышение, когда вместе с другими отстраивали страну в период индустриализации, плечом к плечу сражались за свою свободу на фронтах войны и в тылу. И это несмотря на то, что кто-то был обычным грузчиком, а кто-то генералом.
Подведём итог. Здоровое стабильное однородное общество формируется под влиянием масштабности проблем, стоящих перед ним. Но не законы и не технические средства контроля определяют жизнестойкость общества. Его формируют чувство и степень единства каждого с другими представителями этого общества. Умение ощутить, как твоё действие мгновенно отражается на интересах и судьбах других людей. Это и есть то, что называется "обратной связью". Обратная связь позволяет формировать модели поведения, негласные неписаные правила поведения в обществе. Это в свою очередь расширяет возможности личного развития каждого члена общества, не создавая проблем для личного развития других его членов. В то же время, по степени сформированности норм поведения в обществе можно судить о состоянии и единстве общества, его однородности и единстве представлений о целях его существования.
Российское общество пытается найти тот единственный путь, который приведёт к единству целей при многообразии путей к ним. Надо понимать, что никому не удастся здесь навязать свою правду. Ни либералам, ни патриотам, ни сторонникам западного или восточного путей. Это всего лишь проекции представлений о мире. Но мир - это не проекция, не одно измерение. Он многомерен, многополярен. И необходимо только правильно подобрать пропорции для создания жизнеспособной модели общества, и выбрать приоритеты для стратегии развития.