Уж небо осенью дышало... Дачная фантазия 19

Татьяна Микулич
Дачная фантазия 1 -  http://www.proza.ru/2012/06/19/1495

 Очередная неделя осени промчалась незаметно и наступили выходные. Ты накануне внезапно убыл в командировку, и на дачу я поехала одна. Не успела я выйти из машины и подойти к воротам, чтобы открыть их, как меня окликнул Андрей, хозяин соседнего участка.
- Привет, соседка! А чего одна, где твой?
- В командировке, - ответила я. – Привет, Андрей!
     Сосед помог открыть ворота, и я въехала на участок. Выйдя из машины, я вдохнула полные лёгкие загородного кристального воздуха. Небо было низким и облачным, но это нисколько не портило настроения. На ум пришли строчки А.С. Пушкина:

«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.»

- Удивительно-продолжительная осень в этом году, - сказала я, - скоро ноябрь, а снега ещё нет.
- Да уж… - ответил Андрей, - но судя по рябине, зима должна быть суровой.
- Красота какая, - глянув на ровный строй рябинок, сплошь покрытых ягодами, сказала я. – Вот они – наши северные яблочки!
- А я как раз сегодня вино поставил! – воскликнул Андрей.
- Поделишься рецептом? – спросила я.
- Конечно, расскажу. Заходи в гости, заодно и чаю попьём! – с улыбкой сказал сосед и вернулся на свой участок. А я, как обычно, обошла свои владения, полюбовалась на безвременники, пробившиеся  через слой песка, которым ты засыпал старую клумбу, съела несколько ягод калины, решив, что её уже пора снимать с веток, и вошла в дом.

     В этот раз я ехала на дачу с одной целью – приготовить очень вкусную и пикантную «Капусту по-грузински». Рецептов этого блюда есть множество, мой же лёгкий и доступный, но не менее вкусный, чем остальные. Для этого блюда я специально оставляла на даче капусту, свеклу и морковь.

     Затопив печь, я сразу же приступила к делу. Трёхлитровая банка у меня была приготовлена заранее, поэтому, я очистила овощи и сложила их в разные ёмкости. Капусту нашинковала тонкой соломкой, свеклу и морковь натёрла на тёрке для корейских салатов, несколько зубков чеснока нарезала пластинками. После чего всё аккуратно уложила в банку слоями: капуста, свекла, морковь, чеснок, повторяя их ещё два раза. Между слоями, примерно в середине банки, добавила жгучего перца и веточку сельдерея, который до сих пор зеленел на грядке.
    
     Затем, я занялась маринадом. Вскипятила 1 литр воды, растворила в нём 3,5 столовых ложки соли, чуть менее 1 стакана сахара, добавила несколько горошин горького перца, влила четвёртую часть стакана растительного масла, всё хорошо размешала и, доведя до кипения, влила стакан воды, в котором разбавила 3 столовые ложки уксуса. Когда маринад вновь закипел, я отключила огонь и накрыла кастрюлю крышкой. Маринад, чтобы залить его в банку с овощами, должен остыть.

     После приготовления блюда из капусты, в тарелках осталось понемногу свеклы и моркови. И мне пришла в голову мысль сделать оригинальный, с интригующим названием, салат «Любовница». В холодильнике у меня нашлись изюм, чернослив, чеснок, майонез,  в кухонном шкафчике – грецкие орехи, а кусочек сыра я привезла с собой.
     Этот салат очень хорошо смотрится в прозрачной ёмкости  в форме сердца, но на даче я решила использовать салатник из стекла.
     (Если этот салат готовить заблаговременно до еды, то каждый слой промазывается майонезом, но если его употреблять сразу после приготовления, то лучше каждый продукт сразу смешать с майонезом. Прим. автора)
     Я приступила к изготовлению салата, который укладывается в салатник слоями.
Для первого слоя я смешала морковь с майонезом и добавила распаренный изюм.
Для второго слоя я натёрла на мелкой тёрке сыр и чеснок, после чего смешала с майонезом.
Для третьего слоя я измельчила орехи и чернослив ножом, добавила свеклу и смешала с майонезом.
Верх я украсила тёртым сыром, орехами и изюмом.
     Как только я закончила делать салат, то сразу же услышала стук в дверь, открыв которую, увидела Андрея.
- Соседка, чай готов! – сказал он.
- Спасибо! Сейчас приду! – пообещала я и, взяв салатник и пакет с едой, которую брала с собой, отправилась вслед за соседом.
     У Андрея было тепло и уютно, на столе он уже всё приготовил для чаепития, так же выставив тарелки с нарезанными овощами, сыром и колбасой. Сюда же я добавила свою «Любовницу» и содержимое пакета – бутерброды, печенье и конфеты.

      Оглядевшись, я заметила, стоящую на табуретке, рядом с батареей отопления, трёхлитровую банку, с надетой на неё медицинской перчаткой.
- Вот это натюрморт! – воскликнула я. – Рассказывай рецепт!
- Да какой там рецепт! – наливая чай, сказал Андрей. – Засыпаешь в банку 1 литр рябины, добавляешь 800 граммов сахара, всё хорошо встряхиваешь и заливаешь 1 литром тёплой воды, ну а для лучшего брожения не забудь бросить несколько ягод изюма. Надеваешь перчатку и в самое тёплое место в доме. Через неделю перчатка должна надуться и можно переставлять банку на шкафчик повыше и не вспоминать про него, чем дольше, тем лучше.
- До Нового года?
- Лучше до майских праздников! Оно отстоится, станет прозрачным, его надо будет процедить и перелить в бутылку.
- Так значит, на открытие дачного сезона?
- Скорей всего так… если достоится! – усмехнулся Андрей. – Давай чай пить! А, может, чего покрепче? У меня коньячок есть, - предложил он.
- Я же за рулём, сегодня уеду, - ответила я.
- А я думал ты с ночёвкой.
- Нет, без милого я не останусь. Ты давай-ка лучше попробуй мой салат! – предложила я.
- Ты уже и салат успела сделать? – удивился Андрей.
- Да ещё какой салат, с изюминкой!
- Вижу-вижу, - разглядывая с интересом салат, произнёс сосед.  – И как называется это произведение искусств?
- «Любовница»! –воскликнула я.
- Ну, ничего себе! Наводит на размышления…
- Никаких размышлений! Пробуй, давай! – скомандовала я, накладывая в его тарелку порцию салата.
- Необычный вкус, - отведав немного, сказал  Андрей. – Даже пикантненько, я бы сказал.
- А ты как думал, потому у него и название такое… Любоооовница… - интонацией Мордюковой, из «Бриллиантовой руки», сказала я.
     Салата было немного, поэтому, салатник быстро опустел.
- А Ольга не приедет? – спросила я, принимаясь за бутерброды, тем временем, когда Андрей разливал по чашкам чай. (О знакомстве Ольги с Андреем я писала в фантазии 10 http://www.proza.ru/2014/08/10/1297)
- Не знаю, у неё, как всегда отчёты, да ты и сама знаешь, не успела квартальные сделать, как снова конец месяца.
- Да, у бухгалтеров работы всегда много, - согласилась я. - Анекдот есть: звонит начальник главбуху.
- Ты чем занят?
- Как обычно – сверкой, сводкой, - отвечает главбух.
- В общем так, Верку выгоняй, водку выливай, к нам ревизия едет! – командует шеф.
- Смешно, надо Ольге рассказать, - улыбнулся Андрей.
- Да я им уже на День финансиста его рассказывала.

     Допив чай, я поднялась.
- Спасибо за гостеприимство, Андрюш! Пойду, до темноты хочу успеть калину и рябину срезать, - сказала я.
- А ты что из рябины будешь делать? – спросил он.
- А я варенье с апельсинами сварю!
- Оппаньки! Первый раз такое слышу. А что, вкусно получается?
- Очень вкусно, и рецепт простой, - ответила я.
- Запиши, - протягивая мне блокнот, попросил Андрей. Взяв ручку, я быстро записала рецепт:

     «Промытую и перебранную рябину (1 килограмм) предварительно заморозить, а затем на несколько секунд окунуть в кипяток, 1 апельсин тоже «искупать» в кипятке, чтобы из кожуры ушла лишняя горечь, а затем разрезать на кубики.
     Сварить сироп из 1  килограмма сахара и 1 стакана воды, в который аккуратно переложить ягоды и апельсин. Массу проварить 5-10 минут и выключить огонь, дать постоять до остывания и снова прокипятить 5-10 минут, и снова оставить до остывания, после чего прокипятить третий раз и горячим закатать в банки. Варенье получится красивым и ароматным, а ещё очень вкусным и оригинальным!»

     Вернувшись на свой участок, я вошла в дом и залила остывший рассол в банку с капустой. Её нужно подержать дня три на кухне, а затем убрать в холодильник. Она будет вкусна и с мясом, и с картошкой, да и просто с чёрным хлебом!
      Выйдя на улицу, я с помощью секатора срезала кисти рябины и калины. Эти ягоды настоящий кладезь витаминов, с их помощью лечат многие заболевания, поэтому, употреблять их в профилактических целях нужно обязательно! А если приготовить из них что-нибудь вкусненькое, то это будет просто замечательное дополнение к семейным обедам!

    Калина – особая ягода… И по свойствам, и  по вкусу. В этом году я решила приготовить из неё желе. У меня растут три больших куста, поэтому, ягод на них видимо-невидимо. Для желе потребуются только ягоды и сахар в равных пропорциях.
    Ягоды необходимо будет раздавить и протереть как можно тщательнее с помощью сита и деревянного пестика. Полученное пюре хорошо перемешать с сахаром и разлить по банкам. Оно прекрасно хранится на верхней полке холодильника или в прохладном помещении. А зимой, добавив две ложки пюре на стакан холодной воды, мы получим морс, вкусный, терпкий, с пикантной горчинкой. А если добавить ложку пюре на утренний бутерброд с маслом, получится восхитительное лакомство.

     А из оставшейся мезги можно приготовить отличный напиток, прокипятив её минут 15 в воде, после чего добавив по вкусу мёд или сахар. Для любителей чего-нибудь покрепче, можно залить мезгу водкой и настоять дней десять.
     С последней срезанной кистью я заметила, что наступили сумерки. Аккуратно упаковав ягоды в коробки, я отнесла их в машину и, закрыв дом,  а затем и ворота, поехала в сторону города.

     Неожиданно начал накрапывать дождик, вдоль дороги то и дело фары высвечивали рябины, густо усеянные ягодами. Вспомнились строчки, прочитанные когда-то - «и рябины красной кисти разукрасили природу, хмурость дня и непогоду»… Я ехала и улыбалась довольная тем, что субботний день удался, а ещё тому, что  в воскресенье ты обещал вернуться, ведь за те дни, что тебя не было, я так по тебе соскучилась. С твоим приездом и небо станет выше, и солнце ярче!