Схватка

Ирена Панченко
В нашей семье всегда держали  собак, и каждая из них становилась моим другом. Собак не боюсь, правда,  никогда и не провоцирую их,  просто спокойно прохожу мимо. Возможно, они чувствуют  каким-то своим шестым чувством моё спокойствие и дружелюбие  и не трогают меня.

     А вот с одним моим знакомым  было совсем иначе.  Нам часто  случалось идти вместе в школу, где мы в ту пору работали. Не было дня, чтобы наше путешествие  закончилось без осложнений. В селе многие держали собак, и редко у кого они были на привязи. Обычные  дворняги, маленькие или  большие, похожие на овчарок. В общем-то, вполне добродушные псы.

     Я вообще их  не замечала, если шла одна. Но стоило нам идти вместе, как   одна, а то и несколько собак выскакивали из подворотен и с громким лаем кидались нам под ноги, так и  норовя моего попутчика ухватить за штанину. Мне приходилось отгонять их. Я подозревала, что утром он специально дожидался, когда я поравняюсь с его домом, и тогда выходил на улицу. Кстати, по дружбе мне пару раз пришлось даже ставить заплатки на его брюках.  Оказывается, в детстве его укусила собака, и он сохранил неприязнь к ним на всю жизнь.

Но однажды и   меня напугала собака. Да еще как!  Волосы вставали дыбом! Да-да! Думается, многим случалось  испытать  это состояние страха,  когда голова на мгновение холодеет, а волосы вдруг приходят в движение. У меня такое случилось в жизни трижды. Как раз о третьем случае, для меня совсем неожиданном, я и расскажу.
 
Я - заядлая огородница. Наверное, это в генах, ведь  в детстве наша семья жила в селе. Мало того, что у нас был свой огород, который   летом лежал на наших с сестрой плечах, ведь родители с утра и до позднего вечера     трудились в совхозе, так нам, детям, летом приходилось выходить на совхозные поля собирать колоски после уборки урожая, а по осени помогать взрослым убирать кормовую свёклу, картошку, турнепс. Вообще-то нам это время очень нравилось, ведь отодвигалось время сидения за партами.
   
Так что, когда много лет спустя у меня появились деньги, – это был первый гонорар за пьесы, которые широко прошли по областным театрам, я приобрела  дачу, но она  была расположена далеко от города, поэтому пришлось от неё отказаться. Только   без земли была недолго.
 
       Мы с подругой купили сочный, весь в полевых цветах лужок в красивой деревне почти на берегу Псковского озера и построили там  дома, сараи и бани. Разработали землю,  посадили деревья, кустарники. Всё бы хорошо, да  меня так закрутила  работа, что  - не продохнуть! Пришлось расстаться с нашим раем. А душа никак не хотела отрываться от земли!
      Тогда соседи, ставшие за год друзьями, сказали:
    - Чего страдать? У нас соток хватит – сажай что хочешь, а мы поможем вспахать и прочее.

       У них в этой деревне родовой дом, хотя сами  жили совсем в другом селе. Так я снова стала хозяйкой своих грядок, но вырваться в  деревню могла только по субботам или  воскресеньям.  Хозяева  в эти  дни не всегда могли приехать.  Пришлось снабдить меня ключами от дома и от ворот. Увы! – не дружу я с техникой в виде замков! Ну, там лопата, тяпка и прочий инвентарь – это одно, а вот  замки… Даже почтовый ящик в моём доме подчиняется всем кроме меня.  Дом-то я с трудом, но открывала, зато тяжёлые железные ворота – ни в какую! Вот и приходилось перебираться через ограду таким образом:  стать на отмостку у  дома, а затем   перемахивать через забор, благо на улице как раз перед забором был выгружен песок.

Теперь возвращаюсь к проблеме с собаками. От автобусной остановки
до дома друзей – метров восемьсот. Можно пройти по  главной  дороге, но там все время ходят машины. Можно по  окружной,  не ухоженной,  мимо кладбища. Расстояние одинаковое, зато  нет машин .   А сразу за кладбищем, под горкой, -    наша улица. Улица – это, конечно, громко сказано: всего четыре дома. В первых, что напротив друг друга,  -  собаки.   В доме, за которым усадьба друзей, хозяйство сторожила маленькая шустрая  шавочка ,  очень  нервная и  голосистая. Выбежит из подворотни и ну облаивать – не остановить!  И две машины ?! . Душу-то отвести  хочется, да и хозяевам показать, что не зря кормят.
 
  Но тут сразу ей вторит сосед. Вот это зверюга! Что за порода – не понятно, тоже, видно, помесь, но  уж очень псина  огромная. Пожалуй, если бы встала на задние лапы,  она на голову выше меня была.  И зачем такого пса  держать? Ведь не 90- годы,  и деревня спокойная. Может, она охотничья? Так  лесов-то рядом нет, а в автомашину попробуй засадить такую громадину! Разве кротов в поле ловить -  считай, на каждом метре их   земляные холмики нарыты. Хорошо, что на цепи сидит, а то бы людей пугала. Голос у нее под стать её росту.

    И чего эти псы меня невзлюбили?! Могли бы  и попривыкнуть  к  соседству! Ну и лайте себе на здоровье, показывайте  характер!
 Однажды осенней порой и произошло неожиданное событие. Собрав в два больших пакета выращенный лук, я в конце дня  заторопилась к автобусу. Как всегда переправила через забор пакеты, затем перепрыгнула сама. Совсем как вор, усмехнулась про себя.

    До ближайших домов было метров десять. Голосистой дворняги  не было, зато засуетилась и забасила псина справа. Может она видела, как я переправилась через забор, и это ей не понравилось? 
Я зашагала мимо соседских домов. Собака вовсю расходилась, но я не обращала на нее внимания – не впервой.

    А когда стала подниматься на горку к кладбищу, вдруг явственно услышала за собой топот огромных лап. И тут моя  голова мгновенно как бы охладилась, а волосы зашевелились и приподнялись  -  я явственно ощутила  их движение..
Бежать? Это с тяжелыми пакетами? А топот рядом, уже и дыхание слышно. И я повернулась лицом к врагу.

   - Это еще что такое? –  строго спросила я, глядя в глаза зверю.
Вот оно! Зверь оторопел от  неожиданности и  присел на задние лапы, Даже пыль под лапами  взвихрилась..
   - Что это значит? А ну марш домой! - продолжала я, не отводя взгляда.
     Может, пса  всё же натаскивали нападать на убегающего зверя, и я ему показалась подходящей добычей?   Но произошло то, что произошло: пёс сидел и не двигался.
   
    После позорного торможения у пса исчезла вся прыть. Я  не стала «добивать» его морально – повернулась и спокойно пошла дальше, не оглядываясь. И это тоже было подтверждением моей победы над псом. «Всё же он понял, что я его не боюсь», - запоздало констатировала я.
    К сожалению, мне не довелось больше побывать в ту осень на своих грядках. Всё же  интересно, как бы сложились наши отношения с псом после такой схватки? Буду ждать весны.