Свиток и сапог. Глава 57

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе я обещал своим читателям краткое но существенное введение в еврейскую пророческую традицию внутри которой осмысливал свой проект Иисус. В этой и нескольких следующих главах я постараюсь дать такое введение в эту традицию, особенно в ту ее часть, которая относится к проблеме социальной справедливости, то есть непосредственно связана с нашим разбором евангельских текстов, относящихся к трансцендентно-эпистемному региону ЕА (где Е контекстное поле "чужих" в культурном и социальном смысле, то есть отчужденных, а А контекстное поле общих принципов, таких как справедливость и истина) левой боковой номотетической DA вертикали матрицы идентичности.

2. Мы начнем с одного из самых драматических моментов в истории этой традиции. В 701 г. до хр. э. войска царя сильнейшей державы Ближнего Востока Ассирийской империи Синахериба осадили столицу маленького еврейского царства Иуды Иерусалим (к этому времени северное еврейское царство Израиль уже перестало существовать, его столица Самария была взята ассирийскими войсками и большая часть населения переселена в другие части империи, как и миллионы других жителей Ближнего Востока), где находился восставший против Ассирийского господства и напрасно рассчитывавший на помощь египетского фараона, царь Езекия. Ниже я привожу рассказ об этом событии в 18й и 19й главе 2й Книги Царств(по русскому синодальному переводу четвертой Книги Царств, различие в нумерации объясняется тем, что первая и вторая книги Самуила в русском переводе соответствуют первой и второй Книге Царств).

В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его;
он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.
На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него.
И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею.
И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему.
Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города.
В четвертый год царя Езекии, то есть в седьмой год Осии, сына Илы, царя Израильского, пошел Салманассар, царь Ассирийский, на Самарию, и осадил ее,
и взял ее через три года; в шестой год Езекии, то есть в девятый год Осии, царя Израильского, взята Самария.
И переселил царь Ассирийский Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских,
за то, что они не слушали гласа Господа Бога своего и преступили завет Его, все, что заповедал Моисей раб Господень, они и не слушали и не исполняли.
В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их.
И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота.
И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского.
В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому.
И послал царь Ассирийский Тартана и Рабсариса и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим. И пошли, и пришли к Иерусалиму; и пошли, и пришли, и стали у водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего.
И звали они царя. И вышел к ним Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель.
И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь?
Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня?
Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.
А если вы скажете мне: «на Господа Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»?
Итак вступи в союз с господином моим царем Ассирийским: я дам тебе две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них?
Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней?
Притом же разве я без воли Господней пошел на место сие, чтобы разорить его? Господь сказал мне: «пойди на землю сию и разори ее».
И сказал Елиаким, сын Хелкиин, и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что понимаем мы, а не говори с нами по-иудейски вслух народа, который на стене.
И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами.
И встал Рабсак и возгласил громким голосом по-иудейски, и говорил, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского!
Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей;
и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского».
Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя,
пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасет нас».
Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?
Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей?
Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?
И молчал народ и не отвечали ему ни слова, потому что было приказание царя: «не отвечайте ему».
И пришел Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец и Иоах, сын Асафов, дееписатель, к Езекии в разодранных одеждах, и пересказали ему слова Рабсаковы.

1. Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень.
2. И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову.
3. И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления — день сей; ибо дошли младенцы до отверстия утробы матерней, а силы нет родить.
4. Может быть, услышит Господь Бог твой все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых.
5. И пришли слуги царя Езекии к Исаии,
6. и сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского.
7. Вот Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.
8. И возвратился Рабсак, и нашел царя Ассирийского воюющим против Ливны, ибо он слышал, что тот отошел от Лахиса.
9. И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою. И снова послал он послов к Езекии сказать:
10. так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского».
11. Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, — и ты ли уцелеешь?
12. Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? Спасли ли Гозан, и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?
13. Где царь Емафа, и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?
14. И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним,
15. и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю.
16. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живаго!
17. Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их,
18. и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их.
19. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один.
20. И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал.
21. Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима.
22. Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святаго Израилева!
23. Чрез послов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его;
24. и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».
25. Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укрепленные города, превращая в груды развалин?
26. И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.
27. Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня.
28. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты.
(Четвёртая книга Царств 19:1-28)

3. Шансов отбиться от ассирийцев у Езекии (Хизкии) не было никаких, расчет на "эфиопского царя" т. е. Тирхаку/Тахарку, принца из Нубии (Куш/Судан), который пришел на помощь своему двоюродному брату египетскому фараону из нубийской династии Шебитку, не оправдался, войска Тахарки и его союзников были разгромлены ассирийской армией в битве при Эльтеке, в южной Палестине вблизи Газы. Вот что рассказывает об этих событиях надпись самого Синахериба (т. н. Анналы Синахериба), сделанная в 691 г. до хр.э.:

Царей Египта, лучников, колесничих, конников царя Эфиопии - силы бесчисленные - призвали они против меня и те пошли им на помощь. В окрестностях города Альтакку (город в Южной Палестине близ Экрона) предо мной ряды их были выстроены, и они точили свое оружие. Могуществом Ашшура, моего владыки, я сразился с ними и нанес им поражение. Колесничих и воинов царя египетского и колесничих царя эфиопского живьем в разгаре сражения захватили руки мои. Города Альтакку и Тамну я осадил, взял, захватил их добро. Я подступил к Экрону, правителей и князей, которые согрешили, я убил и трупы их повесил на кольях вокруг города. Сыновей города, совершивших грех и преступление, причислил к полону. Остатки их, не несущие на себе греха и преступления тех, кто неповинен, я велел пощадить. Пади, их царя, из Иерусалима я вывел и на трон владычества над ними посадил и дань моему владычеству наложил на него. А Хизкию-иудея, который не склонился под мое ярмо - 46 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200150 человек, от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер. Укрепления против него я воздвиг, выход из ворот его города сделал ему запретным. Города его, которые я захватил, отделил я от его страны и Метинти, царю Ашдода, Пади, царю Экрона, и Цилли-Белу, царю Газы, отдал и уменьшил его страну. К уплате прежней дани ежегодную подать их, союзнический дар моему владычеству, я прибавил и наложил на них. Он же, Хезкия - ужасные блески моего владычества ниспровергли его, н вспомогательных воинов (?) и войска его лучшие, которые для укрепления Иерусалима, его царского города, он собрал, и они захотели мира. Вместе с 30 талантами золота, 800 талантами отборного серебра, сурьмой, большими украшениями из камня, ложами из слоновой кости, высокими тронами из слоновой кости, кожами слонов, слоновой костью, эбеновым деревом, самшитом - всем, что есть, знатным богатством, также и дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц в Ниневию, мою столицу, за мной он прислал, и для уплаты дани и исполнения службы направил своего гонца.

4. Оба эти текста, рассказывающие о походе совпадают в ряде пунктов и расходятся в других. И текст Книги Царств (очевидно основанный на официальной хронике царей Иуды) и текст надписи Синахериба упоминают взятие и разрушение укрепленных городов по всей Иудее (надпись Синахериба называет цифру 46 городов и более 200000 пленных), а также описывают дань, посланную Езекией ассирийцам. Даже количество золота в составе этой дани (30 талантов)в обоих источниках совпадает.

5. И наконец оба эти источника упоминают об осаде Иерусалима
и не упоминают о его взятии. Но на этом сходство кончается. Что то помешало Синахерибу взять Иерусалим и жестоко расправиться с мятежным царем Езекией, как
он сделал с остальными восставшими против Ассирии правителями. Согласно библейскому рассказу в второй(четвертой) Книге Царств и в книге пророка Исайи ангел уничтожил значительную часть ассирийского войска (185 тысяч человек)и его остатки, включая самого Синахериба в панике бежали в Ассирию. Рассказы о божественном вмешательстве в военные события не редкость для древнего Ближнего Востока,в данном случае речь возможно шла об эпидемии. Так или иначе дань с Иерусалима Синахериб в Палестине получить не успел, Езекии пришлось послать ее в ассирийскую столицу Ниневию после спешного возвращения Синахериба из этого похода.

6. Мы знаем, что готовясь к осаде Езекия приказал заблокировать все источники воды в окрестностях Иерусалима и выкопать подземный туннель длиной более 500 метров для обеспечения водой осаженных в самом городе. Отсутствие надежных источников чистой воды для осадившей Иерусалим армии могло способствовать распространению инфекционных заболеваний. Смутный отголосок этих событий дошел до греческого историка Геродота, писавшего свою Историю более чем 200 лет спустя, в его рассказе (2.141)египетский фараон Сетос просит божественной помощи против атаки Синахериба и мыши (символ чумы) перегрызают тетивы ассирийских луков, вынуждая ассирийское войско отступить.

7. Ассирийские вторжения причиняли народам Ближнего Востока неисчислимые бедствия, они обычно сопровождались пытками, казнями, массовым грабежом населения и переселением десятков и сотен тысяч пленных.

8. Еврейские пророки, такие как Амос, Миха и Исайя, считали ассирийское нашествие божественным возмездием за попрание норм правосудия, социальную несправедливость и угнетение бедноты жадной, эгоистической, продажной и склонной к насилию элитой.

9. Вторая половина 8 века до хр. э. период Исайи и Езекии был (также как и в Греции эпохи их современника поэта Гесиода)временем быстрого роста населения, развития рыночной экономики, бюрократизации и урбанизации. Площадь столицы Иуды Иерусалима в этот период увеличилась с 5 до 60 гектаров, а его население выросло с 1000 до 15000 человек (Liverani 2007, 152).Развитие рынка и государства усиливало экономические амбиции и возможности элиты (вертикальная консолидация капитала), одновременно обеспечивая защиту ее интересов и ее независимости от остального населения.

10. Социальный кризис в Греции архаического периода (ок. 800/ок. 500 гг. до хр.э.) в описании современника Исайи греческого поэта Гесиода (в его поэме Труды и Дни ок. 700 г. до хр.э.)имеет немало общего с этой социальной ситуацией. Также как и еврейские пророки Гесиод жалуется на произвол богатой и властной верхушки и на социальную несправедливость, нарушающую божественные  установления. Таким образом речь идет о социальном кризисе,охватившем не только Ближний Восток, но и другие относительно развитые регионы Восточного Средиземноморья. Я называю этот кризис первым экзистенциальным кризисом евразийских цивилизаций (римский кризис был третьим по счету), таких общих кризисов в истории этих цивилизаций было по моим прикидкам около семи, и сейчас идет восьмой. Мощнейший исходный "нулевой" кризис восточно средиземноморских обществ конца бронзового века я не рассматриваю, так как он  засвидетельствован главным образом данными археологии, и у нас недостаточно письменных источников для того чтобы реконструировать конкретную социальную динамику этого исходного кризиса.