Если бы...

Лидия Орлова
               

 Гляжу я на пейзаж знаменитого русского художника с несколькими  соснами на ржаном поле и кажется -  нет  для меня в мире ничего ближе и роднее этого вида. Вроде, человек я городской, люблю шум и сутолоку и громадье кварталов, а как увижу совсем не урбанистическую  картину, так и ёкнет сердце – «моё!». Это, видимо, в крови -  родительское, крестьянское  наследство. Ведь не случись с Россией  да и с миром всех военных и революционных катаклизмов,  обретались  бы все мы с  моими  предками  по деревенским избам, плутали бы по лесам и болотам в поисках пропитания, надсаживались в полевых, лесосплавных и других крестьянских трудах, а кто   в зимнюю непогоду  искал бы добавки в мелком барыше от продаж плодов  трудов своих праведных, в коробейничестве  или подработками в городе -  извозом, плотничеством  и  другими ремеслами. 
 И я родилась бы в такой семье, и образования получила бы немного, главное, письмо и арифметика,  остальное – это разные умения  - шить да вышивать, да вязать, да прясть, за детьми смотреть да по хозяйству все дела, - у печки,  да  со скотиной, уборкой, жатвой, сенокосом, сбором лесных даров, речного жемчуга, и  развлечений было бы немного, конечно,  с определенными поправками на развивающийся  технический прогресс в виде транспорта, радио и т.д.  И в один из  редких случаев отдыха, мне бы приглянулся на посиделках в риге один парень – красивый, заводной, веселый, - во всех затеях первый – и в озорных частушках, и в песнях,  и плясках, -  такой ладный, кудрявый блондин, невысокий, все на меня посматривавший и все ко мне ближе прибивавшийся. На пути к деревне мы с ним уже отстали бы  от всех, идя  полем со сверкающими по краям зарницами,  и сидели бы  потом  долго на моем крыльце, и так  не раз, и не два, всю осень и зиму мы уже виделись бы с ним  на воскресных и праздничных службах в церкви, на молодежных гулянках в престольные праздники, а к весне он сватов засылает, и решено, что свадьба – осенью. Летом не до свадеб, хлопот много, но  праздники справляются честь по чести – с умеренным питьем бражки, с пирогами, танцами полек, краковяка, иногда и драками у парней. Мой жених тоже не отстает от них, видела я, как он с дрекольем бежал за околицу  выручать своих деревенских дружков, ну ничего, обошлось без синяков, вроде. У нас, девушек и баб, свои развлечения летом, - купания в речке, гаданья на Ивана Купалу, ночевки на сеновале с разговорами и песнями до утра…
Осенью мы бы и повенчались в церкви, и свадебку сыграли. И стала бы я жить в семье моего муженька. Я сначала  только покорялась бы  его мужским желаниям в  отведенной нам горнице, а потом   раскусила бы  сладость наших с ним объятий. И детки бы у нас  пошли один за другим, - красивые здоровые девчонки и мальчишки, и затопали бы они, белобрысые,  по свежим деревянным полам  в нашей новой избе, срубленной из сосен  мужиками со свекром и мужем вместе. И жили бы мы там по сию пору, няньчась уже с нашими внуками, а дети – кто рядом бы построился, на высоком берегу речки, кто к супругам  переехал, а то и в город подались бы – на учебу, на заработки, кто приехал бы обратно   улучшать, насколько можно, жизнь деревенскую, кто -  учительствовать, а кто пошел бы  другой, не деревенской стезей. И Господь бы всем  в помощь! И жили бы мы с мужем еще долго и счастливо, как Господь  положил бы.
 Да вот так-то  и не пошло. Эх,  кабы  на цветы да не морозы…  Сначала Первая Мировая война прошлась с косой по всему миру и нашу деревню не обошла, правда, пока пощадила мой род. Но пришла революция и  продолжила с неистовой силой  кромсать и ломать жизнь  вокруг.  Разорялись хозяйства, пропадали люди, сгинул, неведомо где,  и наш дед. А тут и Вторая Мировая стала добивать всех. Погиб  мой отец, человек образованный, учитель и мастер на все руки – хоть спеть, хоть сплясать, хоть сыграть на чем, и в хозяйстве на все способный, а главное, любящий и любимый в семье, родне, учениками в школе, деревне. Мы с мамой после войны из разоренной деревни  перебрались в город. Жили сначала в бараках, потом получили от маминой стройки комнату в доме  и стали жить уже втроем, с отчимом, потом и с маленьким братом. И  я долго не знала, что отец не родной мне, но  как-то ощущала недостаток отцовских чувств в отчиме и чувствовала себя одинокой в семье, хотя меня  никто не обижал, однако никто особенно и не ласкал, не приголубливал. Эмоциональный недобор очень заметно сказался  на всей моей взрослой жизни: шаткость в выборе цели образования, работы,  спутника жизни. Но  все-таки я  вышла на филологический факультет университета, кое-как закончила отделение русского языка и литературы и работала по специальности на разных стезях. Началась катавасия с избранниками – мужьями, -  хоть я  не была готова к взрослой жизни, но уж очень неуютно было жить в одной комнате с мамой и отчимом да еще  с братом, которому явно отдавали  предпочтение во всем. Он, конечно, того стоил – красивый, высокий, стройный, отчиму он заменил брошенных за войну детей  в первой семье, и я тоже не  из самых  плохих девчонок,  но вот не стала отчиму родной и оттого была  чуждой всей семье. Замуж я ходила не раз,  – а  все убегала от  этого душевного дискомфорта. Много  я еще натворила глупостей, но думаю,  искупила  свои грехи тем,  что родила и воспитала дочку, дала  ей приличное образование. Чувствую, что не сумела дать ей достаточно того  душевного тепла, которого и меня лишила судьба, погубив моего родного отца. Это сказывается и сейчас  на наших с ней прохладных отношениях, на ее неудачной личной жизни, и даже в драматических ситуациях с ее детками.  Остается только прикидывать в уме, что было бы с ней, со мной, с мамой, если бы не было мировых катаклизмов, приведших мой род к таким коллизиям в наших  судьбах.
 Поле для таких прикидок обширное. Попробую еще развить тему судеб нашего рода и мамы с папой: представляю себе  мой любимый пейзаж с ржаным полем. На край его выбирается из перелеска с выбивающимися из-под платка ярко-рыжими волосами женщина с выводком детишек. Все с корзинами и туесами. Рассаживаются, пьют из своих баклажек, перетряхивают одежду, перебирают, выбрасывая лишнее,  травы, корешки, ягоды, грибы и, немного отдохнув, с нетерпением направляются краем леса к своей виднеющейся уже невдалеке деревне. На пороге избы их встречает бородатый, с веселыми глазами, мужчина в форменной одежде  с ребенком лет пяти. Тот радостно кричит: « А мы  царя видели!». Мужчина улыбается: «Да, видели, и даже говорили с ним!».   Все стали просить рассказать, как дело было. Расселись на крыльце и на завалинке и, рот раскрыв, слушали рассказ о встрече с царем, - мол, шли они, сынок и  отец, в форменной одежде егеря   царской охоты Его величества, по бульвару Царского Села, направляясь по  служебным надобностям отца в его контору, а навстречу катит  легкая коляска с одним ездоком. Отец увидел, что это царь-батюшка, отдал честь и  скорей шапки скинул с себя и сыночка,  и поклонился низко,  и мальчишкину  голову нагнул. Тут коляска остановилась, царь вышел, невысокий, как и отец мальчика, протянул руку отцу, и спросил, кто таков и  по каким надобностям они здесь. Отец отрапортовал, и еще раз пожав   ему руку и осенив малыша крестным знамением, царь вернулся в коляску, и они каждый направились в свою сторону. Мальчонка, конечно, не сразу понял, кто с ними здоровался, но отец ему объяснил важность такого случая, и вот тот  теперь похваляется перед сестрами и братьями, что он с царем виделся и здоровался, а все этому и рады,  и завидуют  малышу. Младшая сестра малыша, будущая моя мама,  самая поздняя из двенадцати детей,  родилась после этого события, и помнит, что рассказ о нем долго звучал в семье и, видимо, так повлиял на воображение  ее старшего братишки, что он очень много впоследствии  учился, несмотря на все сложности  внутренней и внешней жизни в стране, стал директором школы, куда поступил на работу учителем мой отец,  встретивший  здесь свою будущую жену, мою маму.
 Потом могло пойти все прекрасно, как сначала и шло – молодая семья, где царили лад, веселье и труд, где бывало много друзей и родных, звучали песни и стучали по деревянному полу каблучки под танцевальные мелодии, наигрываемые моим отцом на школьной фисгармонии  или на гитаре, или на мандолине,  где вскоре послышался и детский голосок их первого с мамой ребенка… Но грянуло опять неисправимое, и как  с первой мировой войной, а потом  с революцией и гражданской войной,  навалилось на всех чудовище второй войны  и пожрало молодых и старых, а у отца с матерью отняло для начала  их первую дочку.
 Встреча  дедушки с царем  произошла задолго до первой войны, и дед потом говорил, что случись она   попозже лет на десять он, выпускник лесотехнического учебного заведения в Лисино Корпус, который за словом в карман не лазал, как  все в его роду,  и мы, его потомки, все с хорошо подвязанным языком, с некоей филологической, словесной жилкой,    при  возможной повторной встрече там же он осмелился бы  уговаривать  царя не вступать в войну, и получилось бы, может быть, и  обошлось бы, не он же один был убежден в трагических результатах рокового вступления России в войну,    многие в окружении царя были против этого шага, и   не было бы таких людских потерь, не пошло бы не поехало с революцией,  и дальше – с уничтожением царя и  последующей Гражданской, всеми бедами…
 Я давно не бывала в маминой с папой деревне, знаю, что нет уже той школы, где папа учил, нет там  места, где я могла бы его  помянуть, и все люди  моего поколения, и предыдущих и последующих многих поколений жителей Земли утратили бесследно все чаяния на благополучную, без войн, жизнь по вине… Чьей вине ? Люди не могут  без войн?  Жаль, что  мой дедушка не смог тогда как следует  потолковать с царем на эту тему! Но мы-то можем сейчас хоть в  интернете, хоть виртуально,  пообщаться с любым представителем власти любой страны и насоветовать всего  самого полезного  и разумного, призвать их к доброму, вечному! Если бы нас еще послушали!

 Лахти, октябрь 2016.