Москва и я. История седьмая

Карина Буянова
По реакции на стресс люди делятся на два типа. Одни впадают в панику явной или скрытой формы, которая выражается в истерике вплоть до слез или, наоборот, полной деморализации с полным складыванием лапок. Другие сразу начинают конструктивно действовать, мгновенно формируя в голове алгоритм решения проблемы - а трястись могут позже, когда все уже позади.

У второго типа, к которому я относилась, сколько себя помню, есть интересное побочное свойство - неконтролируемая способность перестраховываться.

Вкупе с наследственным перфекционизмом и хроническим синдромом отличницы во время проживания в Городе-на-Болотах эта в целом неплохая черта имела все шансы развиться в комплекс Премудрого Пескаря из того самого произведения Салтыкова-Щедрина. В Москве, новом городе, где я впервые в жизни начала жить совершенно самостоятельно, превратиться в подобное не позволяют обстоятельства.

Первый тест на невиданные прежде факторы стресса мне предстояло выдержать в первую же неделю проживания, когда поздним вечером буднего дня меня подвела сантехника, и сам собой сорвался один из шлангов, по которому постоянно подаётся вода.

Надо отметить, что мне очень повезло оказаться дома. Программа экстренного реагирования включилась молниеносно. Протанцевав с фонтанирующим шлангом в одной руке,  я смогла направить его в ванну, другой рукой извернувшись и перекрыв нужный краник на трубе.

Конечно, на полу успела образоваться солидная лужа, и я тщательно собрала ее в надежде, что соседей снизу водопад не коснулся.

Алгоритм дальнейших действий был прост. Спустившись на первый этаж, я нашла единственный номер круглосуточной службы. Он касался лифтов, но я туда позвонила и, рассказав о проблеме, получила наводку. Естественно, в это время суток там была только дежурная, но она, поворчав, поставила мой вызов первым и обещала мне мастера аж к девяти утра следующего дня.

Из сложившейся точки ситуация могла пойти двумя путями. Первый, благоприятный - ночью ничего не натечёт, соседи останутся незатронутыми, утром сантехник все починит, и это не выйдет в копеечку и сложный ремонт. Второй, неблагоприятный, включал в себя почти бесконечное количество вариаций, среди которых было протекание фановой трубы, потоп у соседей, дорогие детали для починки и вселенский скандал. Истина, как и всегда, спряталась где-то между крайностями.

Соседей я залила, но они оказались адекватными людьми, и мы договорились, что после меня сантехник заглянет к ним и разберётся с засором ванны. Сантехник оказался немногословным, но понимающим мужчиной, который без каких-либо дополнительных вложений с моей стороны прикрутил шланг, успокоил соседей и оставил мне свой мобильный, чтобы в случае чего я звонила в любое время. А шланг и труба тоже оказались славными ребятами, совершенно не собиравшимися на покой - подвела пластмассовая деталь крепления, исключённая из конструкции за плохое поведение. А я, поставив себе пятёрку за поведение в непривычной ситуации, успокоилась и зажила спокойно.
Ровно на неделю.

В один прекрасный день меня ждал новый сюрприз, на этот раз в раковине на кухне. Когда я, в лучших традициях порядочного зомби, выползла на божий свет в поисках обычной дозы кофеина, первым, кто мне встретился, стал таракан, погибший смертью храбрых в чашке с водой. Эта незамысловатая мизансцена побудила меня к двум умозаключениям: не лениться мыть посуду перед сном, даже если это одна несчастная ёмкость, и разработать алгоритм действий на случай, если у таракана окажутся страждущие родственники, готовые ринуться в бой вместо него.

Мысль работала со скоростью, до которой далеко моему ноутбуку после обновлений Windows 10. В соседнем здании есть "Дом быта", работает вроде до 20.00, наверняка ловушки для незваных гостей там найдутся. Если нет - закажу через интернет. Сколько дней займёт доставка? Где расположить девайсы для достижения результата в максимально короткие сроки? Как с этим однажды справились родители в моем далёком детстве?

Утренний кофе предложил свежее и оригинальное решение: заняться проблемами по мере поступления и понаблюдать несколько дней. Поэтому я записала кейс в одну из ячеек памяти, успокоилась и вновь похвалила себя за систему экстренного реагирования.

Тараканы не стали мстить за кровного сородича. Но утром выходного дня, когда я вновь поглощала кофе, расслабленно восседая за столом в халате и домашних очках, произошло из ряда вон выходящее событие.

Здесь стоит сделать лирическое отступление о моих индивидуальных особенностях организма. Дело в том, что я с рождения очень плохо вижу. В силу устройства глаза в этой вселенной нет ни одного способа скорректировать моё зрение до единицы. Максимально допустимый вариант - минус один, но ходить сутками в линзах и очках, обеспечивающих такое хорошее для меня зрение, очень тяжело. Поэтому для дома есть более слабый агрегат. В нем я вполне прилично вижу под носом, но вдаль получается примерно минус четыре. Все крупные предметы в привычных интерьерах, особенно известные мозгу, хорошо считываются, и проблем не возникает. Обычно.

Исключения составляют непредвиденные ситуации, как в то утро.

Итак, я пью вторую чашку кофе, и вдруг что-то тёмное быстро и с громким шорохом проделывает путь примерно от края раковины к плинтусу, бесследно исчезая.
Анализ ещё никогда не проводился в моей крашеной блондинистой голове так быстро.

Дочь биолога сразу вспомнила несчастный тараканий труп и поняла, что случилось самое худшее. За одним переносчиком заразы и грязи потянулся другой. Мышь. Это могла быть только она. Маленькая, тёмная, исчезнувшая под плинтусом.

Алгоритм складывался круче конструктора Lego в моем перестроечном детстве. "Дом Быта" - мышеловка - несколько, ибо грызун никогда не приходит в одиночестве. Дезинфекция квартиры - поиск ближайшего КВД, ибо кто знает, где успели побегать эти мыши. Что-то на руке чешется. Похоже на комариный укус, да и над ухом всю ночь что-то жужжало - но вдруг это инфекция? А они там принимают карты к оплате? Наличных может не хватить, а ближайший банкомат моего патриотичного болотного банка, названного в честь культурной столицы, есть только на станции метро "Полянка". Но в выходной, кстати, работает. Если не сломан, если в нем есть денежные банкноты.

Все эти взаимосвязанные мысли проносятся в голове со скоростью света, и только потом я решаюсь медленно, на всякий случай громко топая, подойти к месту мышиного преступления, чтобы освидетельствовать дыру между полом и плинтусом, скрытую зелёным мусорным ведром.

Осторожно заглядываю и вижу, что на его дне покоится такая же зелёная кухонная салфетка для протирки электроплиты, которая обычно живёт на гладком бортике раковины и имеет свойство застывать в соответствующей форме.

Секунд тридцать длится немая сцена, потом я опускаюсь на диван и начинаю смеяться.
Зелёная тряпочка, зеленое ведро и близорукая девочка с горем от аналитического склада ума.

За праздничным столом новоселья я рассказала историю подругам, и мы вместе окрестили ее "синдромом Мыши", согласившись, что данное свойство моей психики распространяется на все сферы жизни. Подтверждение не заставило себя долго ждать.

- У меня вчера на третий раз за день не сработал ключ от домофона. Вот не знаю, сработает ли сегодня, надо проверить. Думаю, кому звонить, где заказать ключ в воскресенье, если понадобится, и как попасть в подъезд, если застряну на улице, - описываю ситуацию подруге.
- Синдром Мыши? - смеётся она.
- Ну а что, всякое может быть!

Через полчаса я радостно сообщаю, что ключ работает с обоих входов в подъезд. В ответ у меня интересуются, успела ли я выяснить телефон МЧС. Смеёмся.

"Синдром Мыши" я вряд ли когда-нибудь смогу победить. Всегда буду просчитывать и учитывать самый худший сценарий. Но мне несказанно нравится, что в таких вот экстренных ситуациях, пусть даже изрядно надуманных, не впадаю в панику, а начинаю действовать конструктивно. То ли самостоятельность так влияет, то ли Москва, в которой не принято из чего-либо делать неразрешимую проблему.

Особенно если эта проблема - зелёная тряпочка, соскользнувшая в зеленое мусорное ведро.

2016