Свиток и сапог. Глава 58

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе мы начали рассматривать древнееврейскую пророческую традицию в контексте социального и международного политического кризиса обществ древнего Ближнего Востока в период Ассирийской империи.

2.  Как я уже отметил в прошлой главе еврейские пророки рассматривали ассирийское нашествие, как божественное возмездие за коррупцию, притеснение бедных и нарушение социальной справедливости. Вот одно из наиболее характерных высказываний на эту тему в 10й главе пророка Исайи.

1. Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,
2. чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
3. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?
4. Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
5. О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование!
6. Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах.
7. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце — разорить и истребить немало народов.
8. Ибо он скажет: «не все ли цари князья мои?
9. Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск?
10. Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, —
11. то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?»
12. И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.
13. Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;
14. и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул».
15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
16. За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.
17. Свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день;
18. и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.
19. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.
20. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.
21. Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному.
22. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою;
23. ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.
24. Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет.
25. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их.
26. И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет.
27. И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его — с шеи твоей; и распадется ярмо от тука.
(Исаия 10:1-27)

3. В эпоху Исайи, когда Ассирия была вынуждена вести длительную и упорную борьбу за подчинение родственной ассирийцам Вавилонии, где утвердился халдейский царь Мардук-апла-иддин (Меродах Баладан) казалось, что железные тиски ассирийского владычества скоро будут разорваны. Именно поэтому Езекия решился восстать против Ассирии, 2(4)Книга Царств (20, 12-19)упоминает о визите в Иерусалим послов Меродах Баладана.

4. Однако Синахерибу в конце концов удалось преодолеть сопротивление вавилонян. В 689 г. ассирийские войска разрушили Вавилон, крупнейший город Ближнего Востока, где было немало храмов божеств, почитавшихся самими ассирийцами. Убийство Синахериба его двумя сыновьями (682 г. до хр. э.) которых он отстранил от власти, поэтому рассматривалось многими как возмездие за разрушение Вавилона.

5. Вавилон был восстановлен, но когда вавилоняне еще раз восстали против Ассирии (652-648 гг. до хр.э.) разрушен вновь. Но к этому времени закат ассирийского владычества был действительно близок. С 626 г. до хр. э. в Вавилонии правила независимая от Ассирии халдейская династия, а в 612 г. коалиция вавилонян и родственных персам мидян разрушила столицу Ассирии Ниневию.

6. Однако Ново-Вавилонская империя, возникшая на развалинах Ассирии, была на свой лад не менее жестокой и проводила во многом сходную политику ограбления периферии и сосредоточения экономических ресурсов и социального капитала в центральной и южной Месопотамии.

7. Вавилон в это время вновь становится международным торговым и финансовым центром (включая возникающие корпорации, занимавшиеся среди прочего и банковскими операциями, такие, как процветавшие и в более позднюю персидскую эпоху фирмы семей Эгиби и Мурашу)и одновременно ведет захватнические войны в Сирии и Палестине. В ходе одной из таких войн вавилоняне уничтожили Иудейское царство, взяв Иерусалим и разрушив построенный Соломоном первый Храм (586 г. до хр. э.). Большая часть еврейского населения Иуды была переселена в Вавилонию.

8. Именно в период Вавилонского плена и в последовавшую за ним персидскую эпоху происходит систематизация и оформление библейского канона и связанного с ним комплекса ритуальной практики. Таким образом постепенно складывается религиозная основа раннего иудаизма. Вместе с тем пророки постепенно утрачивают центральную роль в религиозной жизни, которую они приобрели в конце эпохи первого Храма и сохраняли в период вавилонского господства и в начале персидской эпохи. Но кто такие пророки, какова была их роль в обществе и культуре этого периода? На этот вопрос мы постараемся ответить в следующей главе.