Печаль и скорбь с вами

Петро Мидянка
31 октября 2014 г. ·

«Сжигают листья, какая печаль...» писал давно тогда еще не старый поэт. В городах опавшие листья убирали дворники, а по закарпатских селах и приселках сами крестьяне.
Действительно, скорбная преддмитриевская пора...
Когда-то мы с Иваном Чендеем ходили нашими старыми кладбищами. Это недалеко от нашего дома, потому что в девятнадцатом веке это был исторический центр поселения с мараморосской готической церковью святой Параскевы и иконостасом с венгерской королевской геральдикой.
Чендей разбирался в кладбищенских делах. На еврейском -- торчащие тесаные камни со семисвечниками и звездою Давида,на христианском - холмики и овражки-яружки. Буковые гробы быстро тлели,земля оседала,тетя меня когда-то наставляла: жги свечу в овражке,потому что тела покоятся именно там...
Так вот Чендей, бродя между старых могил, качал убеленной головой: "Это все когда-то веселились,танцевало и пело.Крестьянин же так сравнен с землей,что и холмика не разглядеть...»
Наши предки в узких гробах не ведают,что творят их чада. Потому что каждая осень прикрывает их места вечного упокоения парчой разноцветных листьев. Чада им приносят охапки хризантем, пластиковые венки и искусственные цветы,зажигают лампадки. Скоропостижного осеннего вечера образуется золотое марево и золотистое трепетаеье огоньков,будто душечки порхают круг крестов и обелисков.
Духовенство правит парастасы, их служили с незапам"памятных времен,когда стояли дубовые и сливовые кресты в узголов"ях покойников,кто-то из родни всхлипывал,а кто-то заводил-причитал.Поминали усопших всегда.
Они же были безграничны в любви к детям своим,выкраивая мозолистую копеечку хотя бы на горстку сахара-песка. Они были бесподобны в любви к родной скалисто-лесистой бесплодной земле,держали в чистоте и в порядке горько вычищены поля,каждую поляночку,каждую зворинку-овражек. Во времена чужого господство берегли веру и были набожными, хотя и суеверными. В северный Мараморош от волохов перешло немало гаданий и гадалок. Они уповали на Восток сердцем,потому что там наш духовный центр и молились на восход солнца. Уважительно относились к образованию и к книге. «Хлеб души» Александра Духновича лежал рядом со Святым Писаниєм. Склонны к милостыне и благотворительности...
Я отнюдь не идеализирую исторические времена, как песня:"Давно хорошие годы были,рожь родилась,соседи дружили,братия ся любили.Теперь времена другие стали: рожь не родится,ся соседи ненавидят доуг доуга,братия не сходятся...»
Поэтому помянем молитвенным шепотом тех,кто уже давно на звездном или на голубом карпатском небе. Homine memento mori. Пусть Господь дарует усопшим райские блаженства,а нас сохранит,как в словах колядки мукачевского епископа Василия Поповича:”от войны и глада,и темного ада,во вечности»...
Перевод с укринского

ОРИГИНАЛ

ПЕЧАЛЬ І ЖУРБА З ВАМИ

«Спалюють листя, яка це жура…» ¬ писав давно ще не старий поет. У містах опале листя прибирали двірники, а по закарпатських селах і присілках самі селяни.Справді журна переддмитрівська пора…
Колись ми з Іваном Чендеєм ходили нашими старими цвинтарями. Це було неподалік нашого дому, бо в дев»ятнадцятому столітті, то був історичний центр поселення з марамороською готичною церквою святої Параскевії та іконостасом з угорською королівською геральдикою.
Чендей був кмітливий до цвинтарних справ. На єврейському стриміло тесане каміння зі семисвічниками та звіз дою Давида,на християнському ¬ горбики та яружки. Букові труни швидко тліли,земля осідала,тітка мене колись наставляла: пали свічку в ярку,бо тіла покояться саме там…
Так –от Чендей бродячи між старих могил, хитав убіленою головою:» Це все колись веселилося,танцювало й співало.Селянин так порівняний землею,що й горбик ледве видніється…»
Наші предки у вузьких гробах,не відають,що чинять їх чада. Бо кожна осінь прикриває їх місця вічного спочинку парчею різнокольорового листя. Чада їм приносять снопики хризантем, пластикові вінки й штучні квіти,запалюють лампадки. Скоропостижного осіннього вечора утворюється золоте марево й золотисте трепетання вогників,ніби душечки пурхають коло хрестів та обелісків.
Духовенство править парастаси, їх служили з незапам»ятних часів,коли стояли дубові та сливові хрести в узголов»ях небіжчиків,хтось схлипував,а хтось заводив-голосив.Поминали усопших завжди.
Вони були безмежні в любові до дітей своїх,викроюючи мозолясту копійчину бодай на жменьку цукру-піску. Вони були незрівнянні в любові до рідної скалисто-лісистої неплідної землі,тримали в чистоті й порядку гірко вичищені поля,кожну поляночку,кожну зворинку. У часи чужинець кого панування берегли віру й були побожними,поде котрі й забобонними. В північний Мараморош од волохів перейшло чимало ворожінь і ворожок Вони уповали на Схід серцем,бо там наш духовний центр і молилися на схід сонця. Шанобливо ставилися до освіти й до книжки. «Хліб душі» Олександра Духновича лежав поруч зі Святим Писанієм. Неупереджені до милостині й доброчинства…
Я далебі не ідеалізую історичні часи, як пісня:» Давно добрі годи були,жита ся родили,сусіди ся навиділи,браття ся любили.Тепер годи инші стали: жита ся не родять,сусіди ся ненавидять,браття ся не сходять…»
Тож пом»янімо молитовним шепотом тих,хто уже давно чи на звіздяному ,чи на блакитному карпатському небі. Homine memento mori. Хай Господь дарує спочилим райські блаженства,а нас сохранить,як у словах колядки мукачівського єпископа Василія Поповича:”од войни і глада,і темного ада,во вічности»…


Рецензии
Василина, в Беларуси празднуют 2 ноября осенние "Дзяды". Не празднуют, конечно, поминают.
Насколько я поняла, в Украине тоже?
Светлая память предкам и нашим, и вашим.
Теплой вам осени и снежной зимы.

Мария Купчинова   04.11.2016 19:37     Заявить о нарушении
Дорогая Мария, в Украине преддмитриевская суббота - тоже день поминовения. (Дмитрия = 8 ноября).
Но здесь, в этом районе, где я живу, такой день - 1 ноября.И многим отличается от других территорий Украины.Хотя в последнее время это переходит и дальше, как мода перенимается
Спасибо Вам!.
Пусть у Вас все будет хорошо.

Василина Иванина   06.11.2016 23:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.