Назначение

Пол Никольский
- Предлагаю ехать, Александр Павлович, в Марковскую восьмилетку, директором. До нее от Никольска всего лишь тридцать километров по хорошей дороге. Автобус каждый день ходит, утром и вечером, кроме воскресенья. Школа средней величины, 183 ученика, есть параллели в начальном звене, в пятых и шестых классах. Работают в одну смену в двух зданиях, стоящих рядом. Коллектив хороший, молодой, почти весь женский – чуть ли не с порога сказал мне заведующий РОНО,  Александр Михайлович, интеллигентного вида обаятельный мужик в приличном костюме с синим, полосатым галстуком, в своем кабинете на августовском районном распределении.
- Поработаешь 2-3 года, там посмотрим и, по результатам твоей работы, переведем в райцентр! Соглашайся, специально для тебя вариант оставил. Знаю тебя и родителей твоих, твои учебные и спортивные успехи мне тоже известны.
Это меня озадачило, хотя я понимал, что обаяние и заботливость были показными, дежурными. Учителей тогда не хватало, особенно в селах. Трудно сейчас поверить, но сельские школы были переполнены детворой, некоторые даже в две смены работали! Заведующий решал свои текущие кадровые проблемы, подбирая кандидатов по запросам школ, и мои родители, а также мои спортивно-учебные успехи были здесь ни при чем. Сразу возникал очевидный для меня вопрос, который я тактично не произнес вслух: - Почему там не нашли своего человека на место директора - не думаю, что им обязательно должен быть мужчина, вроде меня и обязательно со стороны, а не местный?
Были и другие вопросы, но.
За просто так, сразу после ВУЗа, забыть большую часть своих учительских знаний для старших классов, сделаться школьным администратором, - не входило в мои планы и обаяние заведующего РОНО меня совершенно не тронуло.
- Я хотел бы в среднюю школу, Александр Михайлович, поработать для начала рядовым учителем по своему любимому предмету и по всему курсу полноценной программы. Восьмилетка – это все же не то, на что я нацеливался. Понимаю, что такого места в районе может и не быть, но мне очень хотелось бы.
Последовала довольно длинная и утомительная тирада про административные перспективы, и преимущества работы администратором, о замечательной школе и коллективе, про замечательные грибные и охотничьи места вокруг Марково и далее. При этом заведующий, в свойственной ему манере, шастал по кабинету, размахивал руками, рисуя, видимо, "перспективы", и излучал обаяние.
Я твердо настаивал на своем.
Заведующий сбавил обороты, сел за стол.
- Идите, Александр Павлович, подумаете дома до завтрашнего дня. Считаю, что примешь правильное решение -  посоветуешься с родителями, осмыслишь, остынешь. Завтра придете после обеда, поговорим еще - сказал чиновник мне, совсем не привыкшему к обращению по имени-отчеству и крепко пожал руку.

Домашний разговор был простым, папа с мамой не осложняли мне выбор своими советами. Конечно, сразу попасть в одну из школ нашего райцентра было невозможно, избыток учителей в райцентре ощущался много лет – туда брали учителей со стажем, проверенных - кроме того, мужскому населению с педагогическим образованием маячила перспектива призыва в армию, если тебе не было еще двадцати семи лет. А что будет тогда делать школа с выпадающей нагрузкой, если меня в армию возьмут? Из сельской местности молодых педагогов-мужчин в армию не брали в связи с острым кадровым дефицитом. Сельские школы были тогда переполнены детьми, расширялись, некоторые даже вводили двухсменку.
В сельскую местность армейская повестка не придет, живи и трудись на ниве образования спокойно. Отработаешь в деревне до двадцатисемилетия, а там – хоть куда,  – свободный человек!
Работать предстояло четыре годика.

Дома разговор с родителями был коротким и не тягостным.
- Взвесь все сам и, сам же прими решение. Мы тебя поддержим. Взрослым уже стал, пора такие вопросы решать самому – мягко сказал отец, а мать молчаливо с ним согласилась.

Назавтра после обеда разговор с заведующим РОНО продолжился.
- Ну, как, Александр Павлович, можно называть Вас директором? Писать приказ? – сразу же, после моего прихода спросил Александр Михайлович, улыбаясь и протягивая руку, как старому знакомому.
- Нет, Александр Михайлович, я твердо хочу в полноценную среднюю школу - Вы уж извиняйте, чувствую, что административная деятельность пока не по душе, рано.
- Что с тобой делать, будем думать, будем решать. Завтра получишь назначение. Приходи утром.
Назавтра с утра я был у здания РОНО. Пришел к открытию здания. Александр Михайлович, улыбаясь, пригласил в кабинет и сказал:
-  Решено. Теребаевская средняя школа, учителем физики с нагрузкой 36 часов в неделю! Физика, астрономия. Две параллели, классы полные под завязку, по 34-36 человек в каждом. Нагрузка солидная, справишься? Не подведешь меня.
- Я человек волевой, из спортсменов - должен, обязан справиться. Доверие надо отрабатывать.
- Директором там, Сергей Александрович Бревнов, историк по образованию, потомственный педагог, сельский интеллигент, начитанный и мудрый. Давай познакомлю,  он здесь - где-то в бухгалтерии сидит.
Вышли в коридор и в коридоре увидели директора. Подошли.  Нас представили.
Сергей Александрович сказал:
- Рад вашему выбору, Александр Павлович, ждем в гости. Вы назначены к нам с двадцатого августа и уже послезавтра работаете у нас. Заждались мы хорошего учителя-физика. Второй год нет.
Пожатие руки мягкое, рука теплая, немного влажная. Директор приземистый, чуть полноватый, лицо мудрое, интеллигентное, ироничное, но без сарказма, без насмешливости и доброе. Чувствовалась мягкая и вежливая натура с внутренней силой и убежденностью.  Чистая и оптимистичная личность.
Первое впечатление о нем было верным. Как выяснилось потом, за годы моей работы в этой школе,-  Сергей Александрович таким и был, - никогда не двурушничал, не грубил коллегам, был твердым, но тактичным с любым членом коллектива, с любым вышестоящим начальником. Отстаивал свою правоту или необходимость, лишь убеждая людей аргументами и силой фактов, а не административным гонором и приказом. Коллектив его уважал, всегда стоял за него горой и не мыслил другого в качестве директора. 
- Нужна Вам машина для переезда? Вещи необходимые, книги перевезем, если нужно. Машина кузовная, ГАЗик. Поселим рядом со школой, в трехквартирном доме на берегу реки. Квартира подходящая, рядом льнозавод, есть душ – хоть каждый день можно ходить. Мебель необходимая уже в квартире - кровать, шкаф, столы, стулья – есть.
До школы меньше километра. Дом старенький, бывший поповский, с мезонином. Так вот, мезонин – ваш. Внизу еще две квартиры - в одной семья Анатолия Ивановича и Светланы Петровны, биолога и физкультурника, - пока бездетные, а вторую заселяют трое молодых учительниц. Сами там с ними познакомитесь. Коридор общий для всех квартир, Понятно, что туалет простой, "типа сортир" - раздельный, входы внизу тоже из общего коридора.  Дом теплый, учителя не жалуются. Отопление печное. Дрова в сарайке, рядом с домом, вход в нее прямо из коридора. Без сухих дров не оставим, - и сейчас на зиму есть.
  - Спасибо, разберемся на месте. Я молодой холостяк и, после общаги студенческой, пока к жилью не требовательный. Машина не нужна, спасибо еще раз – вещи перевезу постепенно, автобусом, по мере необходимости. До 1 сентября управлюсь. Двадцатого августа обязательно буду на работе, Сергей Александрович, будьте уверены!
Пожали руки, тепло попрощались и я окрыленный, в приподнятом настроении пошел домой. Не такая уж и большая проблема с трудоустройством, была решена. Завтра еду автобусом на работу в Теребаевскую среднюю школу!
Именно так, достаточно буднично, начинался четырехлетний период моей холостяцкой жизни, наполненной приключениями, работой, встречами и расставаниями с разными людьми, хорошими и подлецами, умными и с придурью, красивыми или пустышками.
А больше, молодому человеку вроде меня, в то время ничего и не требовалось!..

октябрь 2016