РОЗА. Сказка?

Татьяна Дума
РОЗА

    Я расскажу тебе удивительную историю, нечаянным свидетелем которой мне довелось стать.
   Было это летом, оно выдалось жарким и долгим. На участке рос розовый куст. Прошлым летом у него была соседка – заносчивая чайная роза. Ее цветы отличались особой сортовой выразительностью, хозяйка  часто любовалась ею, проходя по дорожке, а на него лишь изредка бросала беглый взгляд. Его цветы имели яркую окраску, но распускали свои лепестки в спешке, совершенно не умея привлечь к себе внимание причудливым разворотом. Так и прожили они свое первое лето. Куст парковой розы окреп, он научился существовать без пристального внимания хозяйки. Совершенно иначе встретила студеные ветры чайная роза. Она всю зиму тосковала без восхищенных взглядов, растрачивая свои силы впустую.
 
  Пришла весна, оба куста ожили под лучами ласкового солнца. К их удивлению хозяйка к ним не подходила, у нее было много других забот. Парковая роза не обращала на это внимания, а чайная роза продолжала тосковать без восхищенных взглядов.  Она стала стремительно  сохнуть, едва выпустив первые побеги, истратив на них свои  последние силы. 
  Именно в это время, проходя мимо, я случайно услышал  тихий разговор и очень удивился. Никого вокруг не было, но голоса слышались все отчетливее:
  - Вы должны внимательно слушать меня и запоминать.  Все вы проснулись после зимы, теперь наступает важное время – вы должны выполнить свое предназначение.
  - Бабушка, откуда ты все это знаешь? – голосок был детским, к нему присоединился дружный хор таких же звонких голосов: - Откуда, расскажи!
    Я решил присесть на скамейку и послушать ответ бабушки, хотя вокруг, по-прежнему, никого не было. Мое любопытство только усилилось, когда я понял, что голоса раздаются из обрезанного на зиму куста парковой розы. Бабушкой называли корневище куста, обращаясь к ней, едва обозначившиеся молодые побеги.
   Неожиданный телефонный звонок отвлек мое внимание. Я вынужден был покинуть дачу, и возможно, забыл бы об этой странной истории, если бы у нее не было продолжения.
   Все лето куст обильно цвел, но перед наступлением холодов доставил особенную радость – одномоментно на его макушке, как в вазоне, распустилось двенадцать роз. Они вызывали восхищение и сожаление одновременно. Ночи уже стояли холодные, тонкий лед успевал ночью  сковать лужи, первые снежинки то и дело робко кружились над землей. Мы решили срезать розы и занести в  дом, без особой надежды на оживление после ночных заморозков. Вазу для них достали очень красивую, из красного стекла.
  К нашему удивлению все цветы ожили. Букет смотрелся красиво – красное стекло вазы усиливало густую зелень листьев. Трепетность розовых бутонов подчеркивало осеннее небо за окном, создавая особый фон, выдержанный в изысканных холодных тонах. Бутоны, словно в наказание за наше неверие,  распускались медленно.  Так прошла неделя, к концу которой все цветы распустились. Домашние любовались букетом, но подошел срок и розы стали сохнуть. Расставаться с последним приветом ушедшего лета не хотелось. Хозяйка срезала цветы, оставив в вазе ветки с густой листвой. Через несколько дней листья начали причудливо желтеть и падать на подоконник. Вечером я задержался у окна, задумавшись над судьбой цветов. Тихий разговор я услышал не сразу. Слова походили на шелест листьев под ногами:
  - Он грустит о нас, какой смешной.
  - Не такой он и смешной, что в этом смешного?
  - Ты права, у него доброе сердце, только он напрасно печалится. Нам так повезло, сколько листьев  в саду уже потемнели и пожухли от осеннего холода!
  - Жаль, что бабушка нас не увидела. Она бы порадовалась за нас – мы с честью выполнили ее наказ и свое предназначение.
  - Да, мы украсили этот мир и доставили людям радость.
 В это время очередная веточка с тихим шелестом упала на подоконник:
  - Примите в свою компанию? Я еле смогла оторваться от ветки. Нас так мало осталось в вазе, мне стало скучно. Я хочу провести свои последние мгновения вместе с вами.
  - Да, ветки уже сохнут, вода в вазе не приносит пользы, наша жизнь на земле заканчивается.
    - На двух ветках  осталась по одному листу. Я случайно подслушала их разговор    – их ветки что-то задумали.
   В комнате возникла звенящая тишина, новость ошеломила всех. После долгой паузы раздался сдавленный от волнения голос:
  - Возможно, тебе просто показалось это от скуки. Ветки не могут сами что-то придумывать. Это нарушение закона жизни. Есть первообраз, он и осуществляет себя.
  Одобряющие голоса слышались со всех сторон:
  - Правильно, так и бабушка говорила. За нас все уже задумано, мы должны выполнять, не нарушая последовательность.
 Всеобщее внимание было приятно прилетевшему листу. Он никогда его раньше не испытывал, да и не мечтал о таком. Новость, которую он подслушал, сделала невозможное. Лист задумался, от напряжения мысли стали путаться, он не знал, стоит ли  ему рассказать все, что он слышал, или унести тайну с собой.
  Возмущенный голос вернул его в происходящее:
  - Что ты замолчал? Или рассказывай все или убирайся, врунишка.
  Уйти в Вечность с таким клеймом лист не мог, он начал говорить:
  - Хорошо, я расскажу все, только с самого начала. Наберитесь терпения и не перебивайте меня.
  Я жил на самой макушке боковой ветки. Она была сильной, но не успела выпустить бутон. Это ее огорчало. Однажды она поделилась своей кручиной с соседними ветками, но те ее не поняли и посмеялись над ней:
  - Не нужно завидовать, каждому дан свой путь, - в их голосах слышалась надменность.
  - Мне захотелось утешить ветку, она дала мне жизнь. Я сказал ей искренние слова утешения.   
   Приближалась ночь. Плотная темнота за окном усыпила всех, только моя ветка не спала, я это чувствовал. Она по-прежнему грустила. В это время мы услышали голос самой успешной ветки. Он был тихим и не высокомерным:
  - Ты зря кручинишься, растрачивая свои силы.
  - А для чего они мне теперь? Я неудачница. Бутон, который уже проснулся во мне, так и не увидит свет и не порадует мир. Я не умею толкаться. Я пропускала всех. Более активные ветки быстрее тянулись к солнцу. Мне некого винить, я сама виновата во всем.
Успешная ветка с удивлением воскликнула:
  - Рано же ты сдаешься. Мне казалось, что ты сильная.
  - Что толку в моей силе, изменить что-то я не могу.
  - Почему ты сдаешься? Может быть, стоит поискать выход.
  - Как бы это не называли, но  нас ждет смерть. Что мы можем изменить? Ничего. Так и Бабушка-корневище говорила.
  - Ты вспомнила о Бабушке очень кстати. Она переживает зиму и оживает весной. Что мешает тебе сделать так же?
  - Меня уже срезали. Я стою в вазе. Не мучай меня напрасными надеждами.
  -  Посмотри внимательно на меня. Неужели ты не чувствуешь перемены?
  Отчаявшаяся ветка вскрикнула от удивления. Я чудом удержался и не свалился на подоконник. Теперь и я увидел то, на что не обращал внимания – успешная ветка была почти голой. Ее листья спешно покинули ее. Казалось бы – она должна почти засохнуть, но это  было не так. Ее внутренние каналы были наполнены жизненными соками, а на самой макушке красовался новый росток.
Справившись с охватившим ее волнением, боковая ветка тихо спросила:
  - Как ты это сделала? Это тайна?
  - Нет, я могу рассказать тебе. Лето подарило много радости, я выпустила к жизни не один цветок. К сожалению, в этих местах госпожой является Зима. Она уже выслала свою подругу  Осень. Световой день становился все короче. Во мне готовились увидеть свет удивительно красивые розы, но я не могла помочь им. Однажды, пригретая осенним солнцем на подоконнике, я задремала. Мой сон был таким счастливым, что я захотела пережить его вновь.
  - Что ты видела во сне?
  - Я увидела момент своего рождения. Помнишь, как  охватывает сильный трепет, все страхи уходят, ты хочешь увидеть свет!
  - Да, я помню, как вначале боялась выйти из старшей ветки, только желание увидеть солнце оказалось сильнее. Момент моего рождения чуть не стал и моментом моего конца. Птица села на ветку и хотела меня склевать. Смелый ветер спас меня, подув с такой силой, что птица слетела прочь, я даже не успела испугаться. Ветер тут же вернулся, приласкав меня теплым потоком. Как такое можно забыть?
  - У тебя хорошая память.
  - Это помнит каждая моя клетка, голос ветки сник, она грустно закончила:
  - Только толку в ней нет. Все заканчивается. Скоро пересохнут мои жизненные каналы. Я буду стоять мертвой, сухой, хотя в вазе так много  воды.
  - Ты меня разочаровала, сожалею, что рассказала тебе свою историю.
  -Подожди. Дай мне подумать. Я не понимаю, как тебе это удалось. Просто вспомнить? И все?
  - Вспомнить каждой клеткой и вновь оказаться в мгновении своего рождения, воссоздать его вновь!
  - И у меня вырастут свои корни, как у Бабушки?  – голос отчаявшейся ветки повеселел.
  - Конечно! Молодец, ты начинаешь думать.
  - На моей ветке зацветут розы? Прямо здесь, в вазе?
  - Нет.
  - Этого не случится?
  - Хозяйка увидит корни и пересадит тебя в горшок с землей. Это все, что смогут сделать для тебя люди. Появление корней – не венец работы, это всего лишь шанс.
  - Только шанс?
  - Да, у тебя появится шанс и за него предстоит борьба. Ты должна стать интересной миру. Тогда и он тебе поможет.
  - А ты уже интересна?
  - Это покажет лето. До него еще нужно дожить.
 Молодая ветка помолчала и очень тихо спросила:
  - Как же ты осмелилась нарушить круговой порядок? Ты хочешь стать корневищем? Кто тебе разрешил?
 Успешная ветка так же тихо ответила:
  - А я ни у кого не спрашивала…

     Проходили дни, но услышанный мною разговор не уходил из памяти. Мне хотелось с кем-то посоветоваться – может ли такое быть в реальности? Возможно, я задремал и это был мой сон?
 Только в ушах тотчас возникала последняя фраза, которую я тогда услышал:
  - А я ни у кого не спрашивала…

  Вдруг и я отважусь победить смерть, воспользовавшись подслушанным у роз разговором.

 Продолжение http://www.proza.ru/2016/11/10/2149