Причины недейственности украинского законодательст

Валерий Гузей
Причины недейственности украинского законодательства
(как устранить почву и предпосылки для коррупции)

перевод с украинского
 
 Мы долгие годы так добивались свободы в своих действиях, что когда действительно ее получили, то потеряли видение горизонтов этой свободы. Еще в средние века английский судья сэр Оливер Уинделл Холмс в одной судебном деле записал фразу, вошедшую в анналы истории зарождения демократии: «Право размахивать своим кулаком заканчивается там, где начинается нос другого человека». То есть свобода, воля человека не может быть безграничной, если ты живешь в обществе равных тебе, уважаемых людей.
А что же мы имеем сегодня? Есть сообщество людей, уважающих лишь себя, слышащих лишь себя, живущих для себя. Из этого общества избираем себе власть и ждем, чтобы она навела порядок в нашей стране и построила нам лучшую жизнь. Но эти люди были выбраны из нас, они такие же как и мы. Добравшись до власти, они, в результате, живут по этим же волчьим законам - «для себя». Мы возмущаемся, кричим «Банду вон!». На следующих выборах выбираем других, которые обещают - «Бандитам тюрьмы!», «Улучшение уже завтра!» и другие конфетки в красочных обертках. Но этих других снова выбираем среди нас, и они живут по тем же законам - «для себя». Поэтому снова начинается: «У попа была собака ...». И снова мы возмущаемся, требуем других лидеров, других избирательных законов, изменений в Конституцию, то есть, совершаем те же ритуалы, что и герои басни Крылова «Квартет».
Уважаемые, не возмущайтесь, лучше покопайтесь в глубинах собственной души, попробуйте посмотреть на самих себя в «зеркало совести». Те, кого мы выбираем во власть, не с Луны свалились, они - из нашего общества. Мы боремся с внешним врагом у власти, и 10 лет назад так же боролись, и 2 года назад ... Вроде бы и победили ... и, что-то поменялось? Уверены ли мы, что и сегодня, в очередной раз поменяв очередную власть, завтра у нас будет все по-честному, как в Швейцарии?
Те же ребята, героически боровшиеся за новую власть, завтра пойдут на работу в колбасный цех и будут исправно и не задумываясь начинять колбасу чем попало, поскольку зарплата нужна. Поедут в село и будут заливать овощи селитрой, чтобы больше росло и на рынке больше выторговать. Бизнесмены выдадут своим сотрудникам зарплату в конвертах, чтобы не платить налоги, лишая сотрудников перспектив на пенсию. Вы сами завтра пойдете за справкой и, чтобы не было проблем, не стесняясь сунете чиновнику в конверте «на лапу», или - в больнице врачу сунете в карман, чтобы за вашим родственником ухаживали лучше, чем за немощной бедной старушкой.
Немецкий философ и экономист Фердинанд Лассаль в своей статье «О сущности конституции» писал, что в каждой стране фактически присутствуют 2 конституции - писаная, то есть узаконенная, и - неписаная, которая соответствует соотношению существующих на сегодня в обществе сил. И писаная, узаконенная конституция только тогда будет работать, выполняться и способствовать общественному прогрессу, если эти две конституции мало отличаются друг от друга. Если же писаная конституция мало соответствует существующим отношениям в обществе, то она превращается в бумажку, на которую никто не обращает внимания. Так у нас было со сталинской конституцией, очень красивой и демократической по содержанию, но далекой от реалий системы, поэтому она и не выполнялась.
Так же и сегодня мы имеем Конституцию, выписанную по лучшим европейским образцам, одобренную Венецианской комиссией, но соответствует ли ее европейский демократизм нашим сегодняшним реалиям тотально криминализированного общества? Потому она и не работает ни в президентско-парламентском, ни в парламентско-президентском варианте. И в чисто парламентском работать не будет. И с мажоритарной системой, и с пропорциональной. И федерализация, и двухпалатность ничего не изменят. Ведь как в «Квартете» - как они не сядут, а все равно крадут. А мы еще и успокаиваем себя на выборах: «Лучше прежних оставить, потому что они уже наворовали», - забывая о философском смысле сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке».
Какие бы хорошие и жесткие законы мы не выписали, какую бы Конституцию не приняли - они не будут работать, потому что выполняться не будут. Ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная власть их соблюдать не будут. Ни правоохранительные органы, ни олигархи и ни один из нас не будет соблюдать, потому что - не Стыдно, потому что все так делают. Это - своеобразная круговая порука в невыполнении законов, необъявленное общественное соглашение. Воровать, лгать, не уважать других стало не стыдно и привычно.
Коррупцию, поднявшуюся у нас как густая плесень, нельзя уничтожить простым срезанием ножом. Если есть питательная основа, то на срезанном месте эта плесень коррупции снова прорастет, потому что она внутри нашего морально больного общества.
Можно сравнить страны ЕС - якобы одни для всех европейские законы, внутренние конституции также почти одинаково идеальны, но какая разница в развитии! Германия, Франция - развиваются интенсивно и идут вперед, а Греция, Румыния топчутся на месте, увязая в болоте экономической разрухи, коррупции и патернализма. Так что дело не в законах. Они вторичны, а нравственный закон общественной жизни - первичный. От него и зависит, будут выполняться законы или нет.
Писаные законы - как чертеж детали на листе ватмана, а морально-нравственное состояние общества - это реальная деталь. Можно на бумаге нарисовать идеальную сферу, а в реальной жизни эта сфера может оказаться как из прочной стали, так и из мягкого пластилина, или вообще как мыльный пузырь. В Японии любые законы будут выполняться, а в Сомали - ни один! Хотя их конституции и законодательство могут быть почти одинаковыми.
Так что же делать? Не приводить же Конституцию в соответствие с пиратскими законами, чтобы она заработала? Конечно нет. Надо взяться за постепенную трансформацию нашего общества, за смену парадигмы общественных отношений, которая бы привела к изменению морально-этических принципов в голове каждого гражданина, каждого из нас.
Гражданское общество у нас пока слабо развивается. Почти никакого содействия со стороны государства развитию местных общин, их коллективной инициативе. Люди закрываются в своих «коробках», погружаясь в индивидуализм, пофигизм, пессимизм, бездуховность, зависть к «более успешным и крутым в этой жизни», которых им рекламируют ежедневно с телеэкранов в двухэтажных особняках с бассейнами, прислугой, мерседесами и моралью хищников.
 Люди, проникнутые такой философией зависти, гораздо легче «зомбируются» через тот же экран, когда им указывают, кто виноват во всех их жизненных бедах, кто является «врагом народа» и мешает построить достойную жизнь. Люди с такой философией зависти, как только выпадает возможность пристроиться к одной из пирамид (власти, славы, богатства или криминального мира), начинают зубами и локтями прокладывать себе путь все выше и выше в экстазе тщеславия, отвергая остатки стыда, страха, раскаяния за свои поступки.
Государственная политика в деле нравственного возрождения Украины должна стать самым важным заданием, без решения которого мы никогда не поднимем экономику, благосостояние граждан, не решим социальных проблем, не сохраним единство государства, а может и само государство не сохраним.
 Также очень важна встречная инициатива местных общин, активной части неравнодушного населения. Надо взяться за постепенные изменения в нашем обществе, за изменение парадигмы общественных отношений, которое привело бы к изменению морально-этических принципов в голове каждого гражданина.
Человек, каким бы индивидуальным ни был его характер, является личностью общественной и ему присущ своего рода «стадный инстинкт». В своем поведении он пытается руководствоваться тем как принято в обществе. Что такое - хорошо, а что такое - плохо. Что делать привычно, а что - странно. Если все носят усы, то и молодой человек скорее всего их отрастит. Если воровать считается нормальным, то все будут этим заниматься. А если бы давать взятки в обществе считалось неприемлемым, то и мысли такой ни у кого бы не возникло.
 В сфере бизнеса у нас вообще укоренилась психология шашели - грызть и грызть. Другого не дано. Несущие балки нашего государственного дома уже шатаются, а они тупо грызут, пока дом не рухнет.
Как сделать так, чтобы среди бизнесменов психологию шашели превратить в психологию пчелы? Надо восстановить доверие друг к другу: «Я не ворую, потому что другие не воруют и это не принято. Поэтому могу доверять другим и вкладывать деньги в строительство, а не вовлекаться в соревнование наперегонки в дерибане того, что не успели разворовать другие». Если у бизнеса восстановится взаимное доверие, то можно будет объединять трастовый капитал в крупные проекты и построить дороги не только во все концы страны, но и до Марса. Если в бизнес-сообществе восстановить принципы купеческой гильдии, то слово купца снова будет весить больше, чем подпись и печать на документе.
Семейное воспитание, к сожалению, сегодня мало соответствует нормам гуманистической общественной морали. Наши семьи пока является отражением большинства проблем в нашем больном обществе на пути перехода от «совка» к демократическим ценностям через затяжной период дикарского и разнузданного капитализма образца начала XIX века. И даже если в семье дают хорошие наставления, но войдя во внешний мир и столкнувшись с реалиями совсем других отношений эти установки отмирают как парниковые цветы, вынесенные на мороз. Поэтому изменение парадигмы морально-этических установок должно состояться извне, со стороны всего общества и затем уже войти в каждую семью.
Сейчас есть потребность в написании, опубликовании и широкой пропаганде в обществе новых идей, создании морально-этических принципов общественного сосуществования и путей нравственного самосовершенствования ради выхода общества из того опустошенного состояния, в котором оно оказалось.
 Надо признать, что мы сейчас оказались в том же состоянии как во времена Руины конца XVII столетия. Новые идеи должны быть изложены на понятном широкому кругу обывателей (а не узкому кругу кабинетных ученых) языке. Идеи, за которыми последовали бы и интеллигенция, и рабочие, и правоохранители, и олигархи, и Восток и Запад Украины. Возможно для этого нужен духовный лидер вроде Конфуция или Мартина Лютера, к каждому слову которого прислушивались бы миллионы.
Но с чего-то надо начинать, кто-то должен сделать первый шаг. Пусть это будет только проект, первая попытка. А потом эта идея будет подхвачена и развита в широкий Национальный проект духовного возрождения Украины. Верю, что такая идея может объединить всех граждан Украины в одно сообщество единомышленников. Но единомышленников не о том понимании - как жить и какими путями идти, а единомышленников в том, как уважать себя и других, какими моральными принципами руководствоваться на своих жизненных дорогах. Для этого надо переориентировать морально-этическую парадигму нашего сосуществования. Принять определенный Кодекс чести.
Конечно, сначала это может быть делом одиночек-энтузиастов, которые объединятся в Общество взаимного уважения. Возможно сначала над ними будут потешаться, будет много критиков и скептиков. Но со временем, когда количество таких единомышленников будет расти, скепсис постепенно пройдет. А на смену ему придет сопротивление лиц, которым такие люди будут мешать жить самим по нынешним волчьим законам. И все же должен наступить определенный переломный момент, когда общественное мнение изменится и жить по новым правилам станет престижно и модно.
Исследователи из Политехнического института Ренсселира, США обнаружили (www.sciencedaily.com/releases/2011/07/110725190044.htm), что как только процент активистов новых идей достигает 10%, их идеи начнают восприниматься обществом. Всего лишь 10%! Было показано переломный момент, когда мнение меньшинства быстро становится мнением большинства. Со временем убеждений меньшинства начинают придерживаться все больше людей. И когда убеждений меньшинства начинают придерживаться более 10% населения, начинаются быстрые изменения, и убеждения меньшинства побеждают убеждения тех, которые были в большинстве ранее.
Чувство стыда - это очень важный фактор в общественном поведении. Потому что просто признание человеком своих грехов еще ничего не дает. Грехи будто якорь, который держит корабль на месте, не давая ему двигаться вперед. Сдвинуть корабль с места может только стыд, стыд за свои поступки. Он словно паруса, наполняемые ветром вдохновения. Только стыд может сорвать корабль с якоря и придать ему ускорение в направлении нравственного очищения и совершенствования. Если все вокруг воруют, то и самому воровать не стыдно, даже зная, что это грех. Если все вокруг врут, то и сам не чувствуешь стыда за ложь. Если все вокруг переполнены нетерпимостью, ненавистью к людям с другими взглядами, то и сам переполняешься такими же чувствами.
Кодекс чести должен изменить критерии общественного поведения. И если большинство людей в обществе станет их придерживаться, то каждому отдельному рядовому человеку станет стыдно не придерживаться того, чего придерживаются все. Не соблюдение новых общественных норм морали будет потерей чести в глазах окружающего общества.
 Главный Закон - это закон в нашей душе, моральный закон! Все остальные законы, которые принимает наше общество, будут выполняться лишь постольку, поскольку они и наш моральный закон будут входить в резонанс. А для этого нужно усовершенствование и гармонизация не только действующего законодательства, методов наказания, но и нашего внутреннего закона, чтобы он стал общественным неписаным законом, Кодексом чести.
Предлагаю считать все законы, документы, антикоррупционные органы или общественные организации, заявления, принимаемые на антикоррупционных форумах, программой тактической, программой срочного спасения тонущего корабля, чтобы он успел дойти до ближайшего ремонтного дока. Но нашему кораблю нужен капитальный ремонт, надо поменять все доски, изъеденные шашелью, иначе пробоины будут возникать все время.
 Программу морально-этического возрождения Украины следует считать стратегической, на много лет, но начать ее нужно безотлагательно. Психология «От шашели - к пчёлке» должна войти в каждую семью, в каждый детсад и школу, на каждый телеканал и киностудию, в каждый театр и произведение искусства, в сердце каждого гражданина обновленной страны!
А потому – давайте уважать друг друга, ведь мы этого достойны! На стороне света все повязаны меж собой любовью, а на стороне тьмы все страшатся других глаз.

Валерий Гузей, ветеран государственной службы,
работал зам. нач. упр. научно-технической
политики Киевской госгорадминистрации,
депутат Киевского горсовета II-го созыва,
член городского комитета НРУ,
участник экологической секции ОО «Нова Країна»
 
19.12.2015 г.