Сосна-смолка...

Геннадий Никишин
Дерево стояло в стороне от больших дорог. Оно было уже взрослым, в бальзаковском возрасте. Однако сорок-пятьдесят лет – капля в море.
Взрослый подросток. Деревья живут 300-400 лет, достигая высоты до 40 метров.

Бронзовый ствол, который розово загорался, когда с востока приходило дневное светило. Густая крона из длинных зелёных иголок, будто сосна переселилась в этот лесной уголок из далёкого тёплого Крыма, где такие деревья встретишь на каждом шагу.

Сосна первой встречала солнце, а потом на протяжении всего дня пожарилась в его лучах. Дорога из посёлка, по которой много лет вывозили древесину, стрелой пролегла в глубину молодого леса. Но перед самой сосной делала полукруг, будто строители-дорожники заприметили красивое дерево и решили оставить его на радость многим.

Сосна нравилась всем. В походах за ягодами или грибами сосна служила нам ориентиром. Половина пути пройдено до места, где нас ждёт удача. В этом направлении на Яшино, действительно, были самые крупные и душистые ягоды земляники.

Сходила, присыхала земляника, наступала малиновая пора. Вчера стоял спелый лес, его отправили на дальнейшую переработку, а сегодня свободную территорию покрывали густые заросли малинника. И мы брали в руки вёдра. Другой посудины малина не признавала.

Пахнет солнцем, летом, ягодами, воздух насыщен здоровьем. У птиц самая горячая пора, в гнёздах подрастают малыши и требуют к себе всё больше внимания. Но пернатые находят минуты свободного времени, и мы слышим, как в ветвях сосны кто-то поёт.

Зимой на сосну опускаются пушистые снежинки, и дерево снова многих интересует. Дятлы находят шишки, в которых созрели смолистые семена.
Они тоже отличаются по величине. Крупные, две-три шишки с трудом укладываются на ладони. Душистые. Для птиц и наземных зверьков в трудное и голодное время – в таких шишках спасение. Для многих сосна – светофор-указатель. Снег у ног дерева истоптан лапками и лапами. Рисунки крестиком, строчкой, крупными точками…

Острые зубы пилы лесозаготовителей обошли стороной дерево, по-видимому, по одной причине – наша сосна относилась к виду смолок.
При обработки в столярном деле такие деревья, имеющие большое количество смолы, быстро выводят из строя механизмы. При обработке смола прилипает к инструменту, мешает строгать и пилить, забивает и засаливает шлифовальные материалы и инструменты, поднимает лаковое покрытие при случайном нагревании.

Если сухощепку легко сплавлять по рекам, то смолка быстро тонет. В воде может пролежать много лет, не меняя качества. Поэтому такую сосну используют там, где
очень сыро. При постройке причалов, пристаней, мостов, деревянных деталей кораблей. При постройке дома плотники стараются три-четыре венца из смолки уложить в срубе первыми.

Рядом с лесной красавицей всегда пролегала лыжня, и мы, помню, соревновались в познаниях, кто из двух- четырёхлапых приходил на встречу с нашей сосной.

Толстая, с трещинками кора, указывала на то, что дереву не один десяток лет. Эту кору мы использовали на изготовление поплавков для удочек. Многие жители посёлка любили провести свободное время на берегу пруда, который был местом притягательным. Летом – для купания и загара, зимой – для спортивного удовольствия-соревнований в хоккей, на коньках, лыжах.

Когда требовалось украсить новогоднюю ёлку в качестве игрушек мы использовали шишки нашей сосны.

Однажды сосна приняла на себя огромной силы грозовой разряд. Большая часть ствола была опалена до черноты, крона пожелтела, и мы думали, что дерево погибнет. Сколько таких примеров можно было встретить в лесу вокруг нашего посёлка.

Дерево страдало, как любое живое существо. Мы тоже переживали, не в силах чем-либо помочь. В зиму сосна ушла больной. На неё было трудно смотреть. Следов на снегу под деревом в этот год было больше, чем прежде. Лесные жители тоже переживали за дальнейшую судьбу своей соседки. Шишки на дереве осыпались раньше времени, но дятлы не стали прилетать реже. Даже наоборот, садились на ствол небольшими стайками и были похожи на консилиум врачей у постели больного. Пернатые лекари следили за тем, чтобы ослабленное дерево не погибло от вредителей. И у них это получалось.

Часть дерева, пострадавшая от летней грозы, стояла без привычных иголок, но жизнь в ветвях продолжалась.
Они не высохли, в сосудах и сосудиках содержалась влага.

В гибель полюбившегося дерева верить не хотелось. Не каждому дереву человек сложил целые легенды. У греков, например, сосна – это нимфа Питис, которую Бог ветра Борей превратил в дерево.

Стройное, красивое, заметное издалека, способное выдержать многие невзгоды. При ураганах берёза или ель не выдерживают напора ветра, и их выворачивает с корнями, а сосна стоит твёрдо и уверенно, слегка покачивает кроной. Корни сосны глубоко и вертикально уходят в землю.

…Проходя однажды весенним днём, я заметил, как на больной части сосны поднимаются желтоватые облачка. Ветви украшали нежные пучки молодых иголок, которых было в каждом таком пучке по 5-7 штук. Даже больше, чем на других ветвях. Сосна одолела беду и возвращалась к жизни. Героиня сказок, вечнозелёная красавица нашего леса.