Свиток и сапог. Глава 62

Леонид Бликштейн
1. В предшествующей главе мы на примере конфликта между пророком Иеремией и  царем Иудеи Иоакимом видели, как властное манипулирование данностями в контексте параномики BFD и демонстраномики FED способствует тому, что общество и сами манипуляторы становятся заложниками оторванных от реальности данностей. Подмена поисков истины и справедливости (контекстное поле общих принципов А) поисками удобного, доходного и приятного (контекстное поле мира/рынка D) приводит к тому, что люди постепенно утрачивают способность ясно видеть разницу между действительностью и собственными мечтами, фантазиями и вымыслами.

2.  Ниже я привожу два библейских текста на эту тему: первый из 30й главы книги пророка Исайи, а второй из 23й главы книги пророка Иеремии.

1. Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху:
2. не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта.
3. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта — бесчестием;
4. потому что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса.
5. Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но — стыд и срам.
6. Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы.
7. Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: сила их — сидеть спокойно.
8. Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки.
9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня,
10. которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное;
11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева.»
12. Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то:
13. то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение.
14. И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема…
(Исаия 30:1-14)

9. О пророках. Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его,
10. потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их — зло, и сила их — неправда,
11. ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь.
12. За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте: их толкнут, и они упадут там; ибо Я наведу на них бедствие, год посещения их, говорит Господь.
13. И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала, и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля.
14. Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною — как Содом, и жители его — как Гоморра.
15. Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю.
16. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних.
17. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда».
18. Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?
19. Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых.
20. Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это.
21. Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали.
22. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их.
23. Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?
24. Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь.
25. Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось».
26. Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?
27. Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала?
28. Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
29. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?
30. Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга.
31. Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал».
32. Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь.
33. Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: «какое бремя от Господа?», то скажи им: «какое бремя? Я покину вас, говорит Господь».
34. Если пророк, или священник, или народ скажет: «бремя от Господа», Я накажу того человека и дом его.
35. Так говорите друг другу и брат брату: «что ответил Господь?» или: «что сказал Господь?»
36. А этого слова: «бремя от Господа», впредь не употребляйте: ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живаго Бога, Господа Саваофа Бога нашего.
37. Так говори пророку: «что ответил тебе Господь?» или: «что сказал Господь?»
38. А если вы еще будете говорить: «бремя от Господа», то так говорит Господь: за то, что вы говорите слово сие: «бремя от Господа», тогда как Я послал сказать вам: «не говорите: бремя от Господа», —
39. за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего
40. и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное, которое не забудется.
(Иеремия 23:9-40)

3. В этих двух текстах речь идет о разных видах лжепророков: 1) демонстраномных (о демонстраномике FED см. предшествующую главу), "псевдолиберальных", для которых характерно сочетание произвольной манипуляции данностями (отображенной в матрице вниз направленным распорядительным вектором FD)с деактивацией обязательственной/облигативной угловой диагонали EF. В результате отношение к Богу у них оказывается условным и внешним, отчужденным (контекстное поле " чужих" Е) и обременительным ("бремя от Господа").2) параномных (параномика BFD)"псевдоконсервативных"/реакционных, у которых стремление к истине и справедливости (контекстное поле общих нормативных принципов А) подменяется упованием на традицию и веками сложившиеся жизненные формы, включая иерархию и храмовый ритуал (контекстное поле совершенных жизненных форм В), что впрочем нисколько не мешает им прибегать к той же самой манипуляции данностями FD (разумеется в свою пользу). 3) гедономных (гедономика ВGD)охотно возвещающих народу "лестное и приятное", победу (победительная/перформативная линия GD) и мир то есть неприкосновенность и гармоническое воплощение жизненных форм В в соответствующие данности мира/рынка D (формативная диагональ BD).

4. В этом контексте, учитывая также результаты анализа в нескольких предшествующих главах, можно обозначить черты (и критерии) подлинного пророчества в том виде, в каком они обрисованы в этих пророческих книгах: 1) ориентация на принципы истины, правосудия и справедливости (контекстное поле общих принципов А); 2) сочувствие/милосердие к несправедливо обиженным, бедным и угнетенным (контекстное поле "чужих" Е и контекстное поле мира/рынка D);3) личная добросовестность, ответственность (контекстное поле частично автономной/ответственной личности С и нормативная диагональ СА)и отказ от манипуляции данностями; 4) открытость: пророчество содержит предостережение и рассчитано на то, что слушающие его люди внесут необходимые изменения в свою жизнь с тем, чтобы предотвратить предсказанное развитие событий (классический пример здесь это история проповеди Ионы в Ниневии и его разочарования, когда обещанное столице Ассирии разрушение не произошло, возможно, что эта история должна была объяснить причину того, что Ассирийская империя просуществовала относительно долго после обещания краха ассирийского господства, открытый характер пророчеств был специально подчеркнут и объяснен в самой книге Исайи).5) действенность, энергетическая насыщенность (что соответствует и самой природе энергономной парадигмы DAB): "Слово мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу" (Иеремия 23. 29, полную цитату см. выше); 6) близкое соответствие предсказанного и случившегося, насколько это не вступает в противоречие с открытым характером пророческой проповеди ( см. выше номер 4).