Женщина маска

Иван Савенков
  В этом городе мало так мало открытых лиц. Спустя тридцать пять лет я понял, насколько был прав Шекспир в своём изречении о людях и театре. Огромные моноблочные кварталы времён застоя и многоквартирные муравейники двадцать первого века по сути одно и тоже. Декорации к огромному спектаклю по имени жизнь. И главную роль играют Маски. Они везде. Они преследуют меня и не дают покоя моему воспалённому разуму. Признаться, я даже почти не смотрю на собственное отражение. Не смотрю, потому что вижу там маску, собственную маску, желающую овладеть мной. Я встречаю множество людей и общаюсь с ними. Но это не люди. Это маски с дежурными улыбками, приветствованиями и прощаниями.
 
  Рождённый под серым ленинградским небом я взрослел вместе с этим вечно грустным и плачущим дождями городом. Ленинград, а ныне Петербург поменял имя, но не маску. Она страшная и в тоже время привлекательная. Сероглазая женщина с седыми волосами и красивым, но пугающим своей правильностью линий лицом. С годами я становился более сдержанным, замкнутым, научился не замечать мелочей не нужных мне, но при этом подмечать маленькие детали одного большого целого. В моём повествовании вы не найдёте имён и адресов. Я всех их назвал одним именем Маски. Почему? Вы поймёте чуть позже.
      
  Моя первая встреча с Маской произошла в далёком детстве. Мне мама подарила красивейшую серебряную машинку. От радости я не мог сдержать слёз. Мне хотелось поделиться ею хоть с кем ни будь из проходящих мимо прохожих. Но все лишь ухмылялись и проходили мимо. Расстроенный я присел тогда на корточки и просто стал катать свою машинку по асфальту. Не заметив очередного прохожего, я случайно ударил его по сапогу. Этим человеком оказалась женщина. Мой виноватый и растерянный взгляд совершенно не растрогал эту словно каменную женщину. Сдержанное лицо и абсолютно ровный взгляд, вот что мне запомнилось на всю оставшеюся жизнь. Так же невозмутимо она продолжила свой путь, но остановившись обернулась и произнесла: «В следующий раз будь осмотрительней, я могу и остаться».
 
  Именно с той встречи и началось моё осознание мира. Повзрослев я увидел многое, что было не по душе. Но с этим так или иначе пришлось смириться.  Ещё со школьных лет я заметил одну из особенностей человеческой природы. Человеку свойственно продавать собственное я и быть зависимым от чужого Мы. Удивительно, но желание понравиться кому-либо побеждает стремление человека к свободе. Свободе мышления и совести, свободе собственного мировоззрения. Именно свобода становится тем товаром, которым впоследствии человек не может быть удовлетворён или счастлив. Дружба, приятельство, желание быть лучше среди равных себе и при этом похожим на остальных. Вот главное, что действительно губит в человеке личность, интересную и разностороннюю, человек стремится соответствовать спросу на его способности превращая их в товар. Страшное проклятие «Святости продажного рынка» начинает действовать уже с детства. Ребёнком, чтобы получить желаемое человек прогибается под встречными требованиями взрослых. Он делает то, что никогда бы не сделал, в отношении своего личного пространства, например, уборки комнаты. Рыночные отношения вытесняют человеческое общение, это приводит к тому, что дети раньше времени одевают маску притворства и в их жизни начинается новый этап. Маска врастает в сущность и с каждым новым познанием обогащается новым образом, образом на подобии того, кто ему более удобен и выгоден в отношениях.
 
  Увы, но лишний раз я убеждаюсь в том, что в этом мире всё продаётся и всё покупается. И совсем не важно кто продавец, а кто покупатель. Важно то, что как только ребёнок одевает на себя маску взрослого, ему никогда уже не обрести своё лицо. Женщина Маска приходит к каждому из нас, и важно не стать её тенью, или она станет тенью того, кто примерил её облик. Покупая других и продавая себя люди опустошаются словно треснувший сосуд, в котором некогда была живительная вода. Именно эта вода дарила жизнь не только обладателю родника, но и тому, кому давалось испить из него живительного нектара человеческого общения. Взаимопонимание, способность любить самому и ценить любовь другого к себе. Увы, но с каждым днём вокруг меня всё больше и больше омертвевших лиц. Люди – Куклы, с которых забыли снять маски. А может и не забыли? А может именно под ними кроется нечто живое, искреннее и чистое как чистые глаза младенца на руках матери?
 
  Сколько я не думаю об этом, в голову приходит одна и та же неутешительная мысль. Человек изначально рождается в маске. Вопрос стоит лишь в том, когда и при каких условиях он ей воспользуется? Мои дальнейшие рассуждения подтолкнула случайная встреча с одним персонажем. Это, пожалуй, единственный человек которого я не назову Маской. Им оказался простой дворник таджик. В нашей с ним беседе он и дал мне возможность пойти дальше в разгадке, пожалуй, самой непростой загадки. Загадки о масках, людях и проявлениях в нашей жизни.