Предательство

Петр Панасейко
   
       

                У третьеклассника Паши Павленко плохо обстояли дела с математикой. Заканчивался учебный год, за школьными окнами цвела сирень, солнечные лучи свободно «прогуливались» по партам, а в дневнике у него «красовались» по указанному предмету «тройки». Остальные отметки - «четвёрки» и «пятёрки».
            
            Родители его жили в селе и поменять школу, разумеется, не могли. Сын же, оправдываясь, «валил» вину на учительницу, якобы она  плохо объясняет урок. Папа с мамой не верили его «версии». Не могла же учительница начальных классов с тридцатилетним педагогическим стажем по другим предметам уроки вести правильно, а именно по математике – не совсем правильно? Помочь отстающему ученику по конкретному предмету родители не имели возможности. Они оба в школе математику не любили. Папа любил физкультуру, а мама – пение. Поэтому Паша и пел как соловей, и бегал как олимпийский чемпион.
          
           - Слушай, Паша, я разговаривала вчера с мамой Нины, - сказала однажды его мама, - она поговорит с дочкой, чтобы та тебе помогла.
           - Ага, поможет. Она тянет «за уши» Витьку, сидит с ним за одной партой.
           - Но это не твоя проблема, сынок. Главное: согласится ли  Нина?
            
            На следующий день мама одноклассницы обрадовала:
           - Дочка согласна, Марина. Но только идея должна исходить не от неё. Ты поняла меня?
           - Как не понять, она же помогает по математике соседу по парте.
           - Я тебе открою секрет, подруга: этот сосед моей дочке надоел как «горькая редька», она не знает, как от него избавится. Влюбился что ли он в неё?
           - Это в третьем-то классе?
           - А что удивительного? Мой муж за мной бегал уже во втором классе.
            
             На том они и расстались. Мама Паши дождалась его со школы. Если до третьего класса он приходил домой после обеда, то теперь являлся ближе к вечеру. Всему виной был так называемый «продлённый день». Накормила, проверила дневник и … пошла в колхоз доить коров. О разговоре с соседкой по улице сыну не сказала, оставила этот вопрос на утро.
            
           Утром  сообщила сыну, что ему необходимо по пути в школу зайти за Ниной  и попросить её помочь «одолеть» математику за оставшееся до летних каникул время. Тот согласился, хотя не надеялся на успех мероприятия.
          
          Выслушав просьбу одноклассника, Нина сказала:
           - Если, Паша, я с тобой буду заниматься после школы, то я сама перестану соображать. Необходим какой-то отдых.
           - И что, выхода никакого нет?
           - Есть. Попроси своего друга Володю пусть он сядет на моё место временно. А я сяду к тебе на твоё. На  «продлённом дне»  с тобой буду заниматься математикой. Согласен?
           - Заканчивать  учебный год с одной «тройкой» не хотелось бы. Мне некуда деваться. Поговорю с другом. А как на это посмотрит Лидия Степановна?
           - С учительницей моя мама уже договорилась.
           - Тогда другое дело. Пошли быстрее, а то я не успею переговорить с другом.
          
             Говорить с ним Паше не пришлось. Когда они с Ниной зашли в класс, тот уже сидел на её месте. Опоздавший  на урок Витя вначале ничего не понял. Пока Лидия Степановна не объяснила, что так решила она.
         
           - И ты ей поверил, сынок? - спрашивала  вечером его мама.- Ваша учительница просто выполнила просьбу мамы Паши.
           Она знала, чья мама просила, но не стала вмешивать в эти дела ту, которая «тянула» сына по математике целый год. Тем самым невольно настроила его против Паши.
          
           - А маму, выходит, просил сам Пашка?
           - Выходит, так!
           - Ну я ему завтра покажу.
           - Это ты брось, сынок. Ещё не хватало, чтобы нас с папой по милициям таскали.
           - Мама, ну ты даёшь, где ты видела в нашем селе милицию?
           - После драки понаедут. В этом не сомневайся.
           - Тогда я пошутил.
           - Так бы сразу и сказал. Нечего меня пугать.
            
            На следующее утро Витя с нетерпением поджидал Пашу у стен школы. Боялся, что он будет не один, а с Ниной. Тревога оказалась напрасной: одноклассник шёл один. Встретить «конкурента» не ожидал. Тот так рано никогда не приходил. Они встретились, как в Древнем Риме  гладиаторы перед поединком.
            
              - Кто тебе разрешил, Павлуша, забрать от меня мою подружку?- строго спросил Витя.
             - Она что, твоя собственность?
             - Это тебя не волнует, если сегодня не вернёшь обратно, встретимся после продлённого дня на территории кладбища. Устроим дуэль. Кто станет победителем, тот и будет сидеть за партой с Ниной. Или ты трус, боишься меня?
             -  Нашёл мне пугало.
             - Тогда иди, делай то, что я тебе приказал.
               
             Витька побежал по лестнице в здание школы, а Паша стал дожидаться друга Вовку. Через десять минут тот появился во дворе школы с одноклассником Ваней. Третьеклассник их остановил, просил остаться одного друга, но его попутчик не захотел оставить своего  друга. Пришлось говорить при нём. Павел объяснил популярно ситуацию и просил подстраховать его, так как не доверял Витьке. Он просил Володьку незаметно прийти на кладбище, спрятаться и, если «дуэлянт» приведёт с собой кого-то, помочь ему справиться с ним. Друг согласился, но только обещал прийти с Иваном. Прозвенел звонок на урок, одноклассники дружно побежали в класс.
            
              Приказ Витьки выполнен не был: Паша вновь сидел с Ниной. Оставалась «дуэль». Записка с одним этим словом не долетела до адресата, а упала перед его соседкой.
            - Что это значит, Паша? – шёпотом спросила подружка.
            - На перемене объясню.
             
             С перемены Нина вернулась довольная: уговорила того никуда не ходить. Уроки пролетели быстро. Продлённый день длился долго, но и ему пришёл конец. Прозвенел звонок: школьники стали расходится по домам. Чтобы не спровоцировать Витю, первой ушла домой Нина. Ушла одна. Последними из класса уходили «дуэлянты», направившись со школы прямиком на территорию сельского кладбища. Кто додумался построить школу возле него – никто  не знал. Односельчане говорили, что это идея столичных архитекторов, проектировавших когда-то  застройку центра села.
            
             Сначала дрались портфелями. Но когда они стали пустыми, а их содержимое разлетелось по ближайшим могилам, в дело пошли кулаки. Начало драки показало, что более развит физически  Павел.
            
             В это время Нина пошла домой к нему за учебником. Мама сообщила, что сын со школы ещё не приходил. Никому ничего не сказав, она помчалась на кладбище.
            
             На траве лежал Витя, которого крепко держал одноклассник:
             - Ну всё, давай по-честному. Всё остаётся как есть.
             Последние слова Нина не совсем поняла, а спросить мальчишек не успела: из-за кустов выскочили Вася и Серёжа и набросились на Пашу. Один против троих? Теперь уже он оказался на траве.
            - Володя, Ваня? Где вы?- кричал третьеклассник.- Нина, позови их. Они там в кустах.
             
             Подружка направилась в указанное место, но увидела только убегающих мальчишек. Как говорится, «только пятки засверкали».
             - Ребята! - кричала им во след одноклассница, - что же вы друга одного оставили? Помогите ему!
             Но ребята её уже не слышали. Бежали без оглядки.
            
            Утром Витька, пришедший в школу снова раньше всех, сидел уже на месте Паши. Последний сел на его место. Какое же было удивление их обоих, когда пришедшая последней Нина села за парту … с Пашей. Сидевшего с ним Володьку она прогнала на своё место со словами: «Предатель, не хочу тебя видеть!». Сказать тоже самое Ваньке она не успела: Лидия Степановна зашла в класс и начала урок. Она, конечно, обратила внимание на перестановку мест в классе, но вмешиваться не стала. Пары остались те же, только поменялись партами.
          
               Прошли годы. Одноклассники превратились в бывших. Разъехались, кто куда. Поженились, вышли замуж. В селе остались только Паша и Нина, и их бывший одноклассник Владимир  с женой с соседнего села. Поселились последние рядом с первыми.
         
           Однажды сентябрьской лунной ночью Нина услышала  у соседей отчаянный крик: «Помогите!». Кричала жена Владимира. Срочно разбудила мужа:
          - Паша, вставай, у Володьки что-то случилось.
            
            Не успел он одеться, как в окно постучала соседка:
           - Павел, помоги мужу, он один не справится, нас грабят на огороде. Останемся без урожая. Володя в армии не служил, а ты же бывший десантник, один справишься. Помоги, ради Бога!
         
            После этих услышанных слов, десантник стал раздеваться. Перед его мысленным взором возникло то далёкое кладбище, а в ушах звучало: «Володя, Ваня? Где вы?».
         
           Прости меня, Нина, не могу пойти, я предательства не прощаю.
          - Пашенька, миленький, - умоляла жена, но помоги им, пожалуйста.- Жена-то его и дети не виноваты.
         
          Немного подумав, «миленький» согласился:
          - Только ради тебя, Нина.
         
         Урожай соседей был спасён. Но благодарности от Владимира  Павел   так и не получил.

03.112016 г.

Фото из Интернета