Как воспитать царевича? Как вырастить гения? Быль

Любовь Огненная
***Семья. Материнство. Отцовство. Любовь. Мудрость. Основа жизни. Основа счастья. В наши дни эти слова звучат особенно. Кто как ни семья, отец, мать – гарант будущего ребенка, семейного очага, города, страны, планеты, наконец. Веками и тысячелетиями складывалась на планете культура семьи и семейного бытия. Глубоки традиции семейного воспитания и в славянской культуре, ведь за ними - древнейшая арийской цивилизации, о чем свидетельствуют многочисленные открытия российских археологов и историков планеты. Из рода в род, из поколения в поколение передавалась их культура, сохраняясь в лучших народных традициях, в лучших семьях Руси. О некоторых из них, сохранённых, к примеру, в известной всему миру семье Рерихов, давшей планете двух великих художников, четырех ученых всемирного уровня, писателей и философов, хотелось бы рассказать. Обдумать.
***Главной идеей в воспитании своих сыновей семья - наследница великих царственных традиций российской воспитательной системы (Н.К.Рерих из рода Рюриковичей, Е.И. Рерих из рода Кутузовых) - считала формирование их внутреннего мира, внутренней жизни, внутреннего человека. К великому сожалению, современные традиции семейного воспитания, материнства и отцовства – это преданность «идеалам внешней жизни, - размышляет в одном из писем Е.И.Рерих, - ребенок ни на час не приобретает всеобъемлющего значения. Мысль о том, чтобы приобрести блаженство через ребенка, совершенствоваться через ребенка, никогда не приходила в жизнь ни одному светскому человеку – мужчине или женщине», как и мало кому из нынешних современных родителей. А ведь только в этом облагораживании отцовства и материнства зиждется высокое счастье привязанности детей к родителям, о котором мы, родители, только и мечтаем, ради него и живем. И сегодня, и ранее как же часто происходило и происходит обратное. Жертвуя себя внешней жизни: денежным интересам, одежде, машине, мебели, попкультуре, производству, сексу, общению и т.п., – мы незаметно приносим в жертву собственного ребенка. Постепенно, а иногда и навсегда, для него внешнее становится дороже внутреннего, важнее матери, отца. За шепотом внешних интересов мы не слышим крика своего ребенка. А потом сетуем, что он не слышит нашего, стал чужим. Мы, как глупцы, погасив свою радость, идем в театр, смотрим с экрана придуманный спектакль, умиляясь придуманными прелестями семейной добродетели, позабыв о своих детях.
***Ребенок, дети… есть ли что-либо главнее в нашей жизни? «Но стал ли ребенок для родителей миром, в котором они живут и для которого они живут; все существо, мысли и действия сосредоточились ли в ребенке, как в центре всего того, что происходит в их уме, в их сердце, в центре всего, что они делают?», - спрашивает величайшая Мать нашей планеты. Мать, подарившая людям десятки томов новых книг, новых мыслей, новых знаний, знаменитейшую семью гениально одаренных людей и двух сыновей: великолепнейшего ученого – востоковед Ю.Н. Рериха, и знаменитейшего ученого художника С.Н. Рериха  – Елена Ивановна Рерих.
***А как воспитывала своих детей эта женщина и их отец? Фрагменты их родительской биографии говорят, что Елена Ивановна к делу воспитания своих двух сыновей относилась чрезвычайно ответственно и серьезно, эволюционно, и даже космоэволюционно. Постулатами воспитания в этой семье была идея гражданственности, патриотизма, нравственности, сердцеведения, гуманизма, светоносности. «Мало кто не знает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное, так и материальное зависит от основ, заложенных в сознание детей», - размышляла Мать. Поэтому в семье делалось все возможное для воспитания в детях широкого мировоззрения и эволюционного понимания мира. Вот малые детали той атмосферы, в которой воспитывались сыновья Юрий и Святослав. «С ранних лет нас с братом окружала Мысль, окружал Труд, - вспоминал Святослав Николаевич. – Моя матушка очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью, следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно». Уловив интерес старшего сына к истории, Елена Ивановна и Николай Константинович подыскивали для него книги, которые могли бы этот интерес углубить. «Значение и влияние книги на юношеское сердце не поддается измерению, ибо оно безгранично», - замечает Мать в одном из своих писем. Обращая внимание на качество детского чтения, она «никогда не давала читать нам пошлейшие рассказы для детского возраста». Любимым чтением детей были книги, популярно изложенные лучшими профессорами по всем отраслям знания».
С гимназических лет Юрий, проявив интерес к Востоку, занимался египтологией с известными специалистами, изучал с востоковедами восточные языки: китайский, монгольский и др. То прекрасное, невероятно обширное знание языков, которым восхищал своих коллег ученый – востоковед Ю.Н.Рерих, было заложено в семье, в глубоком детстве, в педагогическом пространстве, созданном дома, в семье. «Искусство воспитания – в том и состоит, что человек не должен чувствовать, что его воспитывают, он как бы живет в атмосфере познания, труда, творчества»,- считала мать. Например, у Юрия в детстве было еще одно увлечение – тысячные армии оловянных солдатиков. Вовремя обратив внимание на это пристрастие, Елена Ивановна смогла из обыкновенной детской игры воспитать любовь к истории и военному искусству. «Стратегия – его конек», - замечала она впоследствии.
Семейная педагогика этой великой семьи - правда,справедливость, постоянный поиск истины, любовь к творящему труду, стремление к самосозиданию, служение Родине и человечеству. Именно они преображают всю жизнь вокруг юных сердец. «У меня рано пробудился интерес к естественным наукам, - вспоминает академик и великий художник Святослав Николаевич, - я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские другие камни. И у меня с детства была большая коллекция, в которую вошла коллекция моего отца и его братьев. Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями».
***В одном из писем в общественно - государственные структуры США (там семья очутилась в первые годы эмиграции) Елена Ивановна советует: «С помощью родителей можно будет составить библиотеку для детей и юношества... Часто первые прочитанные книги, - пишет она, - дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений, совершенных малолетними. Если проанализировать мышление таких преступников, то их поступки окажутся лишь следствием прочитанных ими книг или драм и преступлений, увиденных в кино».
***Процесс познания человеком окружающего мира в каждом веке, в каждой эпохе имеет свои особенности. В 20 веке он приобрел черты эволюционности и космичности. Поэтому столь актуально звучит сегодня утверждение Е.И.Рерих: «Человек – частица космоса, находящаяся с ним в постоянном взаимодействии». Начальный же уровень осмысления этого положения в детском сознании, в любви к Земле, к труду во имя её счастья и её процветания. Поэтому совсем ещё юные княжичи, Юрий и Святослав, трогательно сообщают отцу: «У нас есть большой огород: все в нем распустилось… На моем огороде растут подсолнухи, редиска, укроп и картофель. У Юрика на огороде растет шпинат, лук, морковка, салат, японский газон, горох и картофель».
***Елена Ивановна считает, что каждая работа, которую осуществляет человек,  каждое движение тела, каждая мысль оставляет свое впечатление в глубине ума, в подсознании, складывают характер – итог всех впечатлений. Если человек думает хорошие мысли и делает хорошие дела, общая сумма оставляемых этими делами и мыслями впечатлений будет хорошей - и она будет заставлять его делать добро, не позволит делать ему зло. Сложившиеся внутренние склонности человека остановят его. Он, человек, будет уже вполне находиться под властью добрых наклонностей. То, что получает человек через «сокровенное переживание – истинный свет, озаряющий все человеческое существо». Через них (наклонности) легко можно углубить сознание ребенка и уберечь его от главного проклятия нашего времени, разъедающего строительство нового мира, все продвижение человечества, именно, - против поверхностного мышления, бессердечия, себеслужения,самости, в силу которых всё строение жизни строится на песке и, при первом потрясении, рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса. Учить детей следует понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы в глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих их нарушителя. Горько сознавать, но следы поверхностного мышления нашей воспитательной системы, мы до сих пор пожинаем всей страной.
***Дом Рерихов всегда был полон предметов искусства, замечательных книг и коллекций. Все это жило, изучалось, работало. «Главное надо понять, что произведения науки, искусства есть образование, но не развлечение».
***Круг общения родителей был очень широк,связан с самыми выдающимися людьми планеты. Беседы, размышления, споры Рерихи называли кузницей мысли. «Когда люди сызмальства приучаются к Значительному Собеседованию и постоянному Мышлению, то в этом естественном состоянии они получают истинную радость».
***А дети устремляются по пути восхождения родителей, пример которых вдохновляет, ведет, организует. Вдумайтесь в само слово «организовать» - оно состоит из двух слов «орган», в значении – музыкальный инструмент, и «зов». Вечны мечта и «зов» родителей вперед и выше. И как орган отзывается душа ребенка, прислушивается звучанию этого зова и внутри, и вне себя – и тогда все организовано, все поет, все радуется, все, как нужно. Вы доверяете ребенку – ребенок вам. Истинные радости подобного доверия окружали детство юных Рерихов, эти радости были и неотъемлемой частью жизни родителей, семьи: книги, живопись, музыка. «Какая это радость для детей, если в родном их доме они с малых лет встретятся с предметами истинного искусства и серьезными книгами». Святослав Николаевич впоследствии писал: «Мы были окружены искусством с самого раннего детства, оно было для меня тем чудесным миром вдохновения, который являлся источником непрерывного расширения сознания и опыта. Духовные ценности я познал в раннем возрасте, и они являлись для меня великими путевыми вехами… Я верю, что если мы окружим наше молодое поколение, наших детей всем тем прекрасным, чем сами были окружены – это, действительно, не только повлияет на них, но это будет ведущим началом во всей их жизни. Прекрасные образы так необходимы для зарождения красивых мыслей. Это и будет основа красивой жизни. Поэтому надо стремиться, чтобы молодое поколение видело как можно больше всего красивого. Впечатления, которые мы получаем в детстве, всегда нам сопутствуют, никогда не стираются и всегда остаются тем вдохновением, тем отдаленным эхом, которое проходит с нами через всю нашу жизнь». Дети всегда часть своей семьи, общества, природы, мира - ее о;рган и орга;н. А семейный очаг и мир священен для ребенка.

***Елена Ивановна была настолько мудрой  матерью, что понимала – детям нужно чувство полётности. Нельзя юное сердце держать лишь у семейного костра, и малыши должны обрести свой чин, стать мужчинами. Поэтому понятие семейного очага сознательно расширялось ею до очага племени, который с доисторических времен собирал вокруг себя человеческий коллектив, священного очага целого народа, очага храма, очага природы и т. п. – но этот очаг всегда расширялось до очага, который собирал бы вокруг себя людей, которые у этого огня могли стать самими собою, то есть тем, чем им предназначено быть их Богозамыслом, - и поэтому здесь они и находили бы свое счастье. Вечной хранительницей пламени творчества, пламени любви, негасимого пламени знания, держательницей  света была она, Мать.
Елена Ивановна – представительница династии Кутузовых, сливок высшего света Петербурга, Европы; дети и муж - князья Рюриковичи. Как-то сложилось у нас представление о праздности бытия этих сословий. Верно ли?! Святослав Николаевич вспоминает: «У родителей не было так называемой светской жизни. Их это совсем не интересовало. Они не тратили время на пересуды. Весь день с утра до поздней ночи все были заняты какой-либо полезной работой… Дни моих родителей до предела были заполнены кипучей деятельностью. Имея все время перед собой их живой пример, я всегда испытывал воодушевление».
Сейчас появляется множество новых частных и государственных школ, лицеев. Семья все меньше уделяет внимания детям. Семейное воспитание не в почете, не в моде. Нашел школу поудобнее, где что-то оплатил – и все, на этом наше родительское влияние чаще всего и исчерпано. Как же - там в новых школах новые методики, программы! Но почему так редко можно встретить здесь живые заинтересованные глаза детей и услышать пусть невероятную детскую, а не гастрономо-финансовую, Мечту? Стало ли живым сердце школы, сердце воспитания, живое ли это дерево, к которому вы и мы прививаем своего ребенка? В чем его жизнеспособность?
***«Воспитание – это не значит только ряд механических сведений. Воспитание – формирование Миросознания достигается синтезом радости совершенствования, самосовершенствования и творчества», - раздумывает Елена Ивановна. Соответствуем ли мы сами этим требованиям, наши семьи, наши педагоги, наши школы? И вообще, достаточно ли просвещения, маяков культуры и школ в нашем городе, стране? Издавна говорится, что «в основе всякого конфликта, ужаса, разложения и разрушения лежит невежество, так не начать ли с себя? С семейного Просвещения и Культуры? Разве не мать, не семья закладывает новые зерна сознательной жизни ребенка? Разве не мать, не семья дает направление и окраску или качество всем его стремлениям и способностям? Но мать, лишенная культуры мысли, этого венца человеческого существования, может способствовать лишь развитию низших проявлений человеческих страстей», - так по-новому переосмысливала материнство, отцовство, материнскую любовь, содержание семейного воспитания Мать, подарившая миру не только двух великих сыновей, но и четырнадцать философских трактатов, и еще несколько многотомных изданий своих трудов, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
***Дети ее: Юрий и Святослав, - стали воплощением культуры, государственности и гражданственности, космоэволюционности. Например, те прекрасные невероятно обширные знания, культура, космоэволюционное миропонимание, невероятная трудоспособность, служение человечеству и Общему Благу землян, которыми так восхищались их современники в 20 веке и которому следуют их ученики в веке нынешнем, было заложено в семье, в глубоком  детстве, в педагогическом пространстве, созданном родителями дома. «Искусство воспитания - в атмосфере познания, труда и творчества», - считает мать, незаметно, как бы невзначай делая открытие, которое деятели науки затем назовут «зонами и ближайшего и актуального развития». Семейная педагогика Рерихов – воплощение славянских традиций, древних корней российских нравственных устоев, пронизывающих всю воспитательную систему прошлого: от дворянства до крестьянства (с его общинным укладом жизни), с воспитанием справедливости,высокой нравственности, правды, гуманизма, постоянного поиска истины, любви к творящему труду, стремление к самосозиданию, осуществлению Богозамысла, служению родине и человечеству, мирам, являет пример родителям наших дней. Только наполнение нынешнего педагогического пространства этими, выпестованными веками, истинами преобразит всю жизнь вокруг юных сердец.
***Многое Великая Мать помогает переосмыслить, в том числе и женское положение в обществе, положение женщины матери. «Женщина, дающая жизнь народу, должна тоже иметь право располагать его судьбой,… ибо Знамя великого Равновесия Мира дано поднять женщине. Женское Начало нуждается в сердечном освобождении. Когда Женское Начало привыкнет жить для развития своего потенциала и переродит свое чувство постоянного давания, придет время созидания новой жизни на самой высокой основе». Переосмыслено ею и материнство: «…Женщина должна быть образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает понятия о значении знания, культуры и государственности в своей семье».
 Сколько же Добра и Света мы не дали детям и Миру! Сколько же еще предстоит сделать в этом плане! Как создать семью? Как стать хорошей матерью? Отцом? Сыном? Дочерью? Как не осиротеть еще при жизни своих детей? Вопросы. Вопросы. Велика мудрость этой матери. Низкий поклон ей за ответы.