Свиток и сапог. Глава 63

Леонид Бликштейн
1. В нескольких предшествующих главах мы познакомились с историческим контекстом древнееврейских пророков. Теперь настал черед используя матричный анализ посмотреть на содержание этих пророчеств и сопоставить его с проектом Иисуса.

Ниже я привожу целиком текст первой главы из книги пророка Исайи.

1. Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.
2. Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
3. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.
4. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад.
5. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.
6. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
7. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.
8. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
9. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
10. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!
11. К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
14. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17. научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
19. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20. если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.
21. Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.
22. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;
23. князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
24. Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!
25. И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;
26. и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».
27. Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою;
28. всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.
29. Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;
30. ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.
31. И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе, — и никто не потушит.
(Исаия 1:1-31)

2. Теперь попробуем проанализировать этот текст в терминах матричного анализа. Он начинается с тематизации (активации) всех трех горизонтальных осей матрицы идентичности: верхней сигнификативной АВ("небеса", принципы/формы), нижней репрезентационной CD ("земля"  личность/мир) и центральной коммуникативной GE (свои/чужие).

3. Эта тематизация происходит прежде всего в рамках революционной/военной, разрушительно/преобразовательной неономной AGD центральной горизонтальной парадигмы идентичности.

4. Те кто читал первый том моей книги
Время Смыслов помнят, что именно эта парадигма использовалась и в гражданскую войну большевиками и в начале ВОВ для мобилизации народа на борьбу с вторжением: "Наше дело правое. (трансформативная линия GA, связывающая центральное правое контекстное поле "своих" G с верхним левым контекстным полем общих принципов А таких как истина и справедливость). Враг будет разбит (негативная тематизация центральной коммуникативной горизонтали GE между контекстным полем "своих" G и контекстным полем "чужих" Е, превратившихся во врагов). Победа будет за нами."(тематизация нижней победительной/перформативной диагонали GD, связывающей контекстное поле G с контекстным полем контролируемого и побежденного мира D, куда в результате победы перемещают разгромленного, утратившего способность сопротивляться врага).

5. Особенный трагизм ситуации в данном случае состоит в том, что отчужденными врагами стали собственные дети ("погибельные сыновья" древнееврейск. banim mashkhitim). Чувство скорби и горечи по этому поводу можно легко обнаружить в приведенном выше тексте.

6. Неономика AGD состоит из двух половинок: верхней, революционно преобразовательной трансформаномики AGE и нижней разрушительной фрагментономики GDE. Между этими половинками Бог и предлагает в тексте выбирать своему отчужденному и наказываемому народу.

7. Легко заметить, что трансформаномика тематизирует трансцендентно-эпистемный регион ЕА матрицы идентичности (верхняя половина левой боковой номотетической вертикали DA): отчуждение Е (внутри фрагментономики ведущее к гибели и разрушению D) здесь преодолевается обращением к левому верхнему контекстному полю А общих норм и принципов (таких как истина и справедливость), то есть возвращением к правосудию.

8. В свете вышесказанного легко понять энтузиазм Иисуса по поводу покаяния откупщика Закхея в 19 главе Евангелия от Луки. С анализа этого эпизода мы начали разбор евангельских текстов, относящихся к трансцендентно-эпистемному региону ЕА матрицы идентичности. Этот разбор мы затем прервали чтобы обратиться к пророческой традиции. Обещание отчужденного и ненавидимого откупщика Е в четырёхкратном размере компенсировать потери тех, с кем он поступил несправедливо, тематизирует контекстное поле А справедливости и истины в рамках покаянной парадигмы идентичности репарономики ВЕА, которая делит с трансформаномикой общую вертикаль ЕА.

9. Призыв к репарономному поведению и восстановлению справедливости и правосудия занимает центральное место в вышеприведенном тексте Исайи. Это именно то, чего требует Бог от отчужденного народа Е вместо даров, жертвоприношений, праздников и ритуалов (дорономика GEB). Отвергая вверх направленный вектор ЕВ (как инверсию седьмого дарительного шага ВЕ основного алгоритма идентичности) Бог отказывается быть получателем взяток, которые бы сделали Его соучастником творящегося беззакония.

10. Вместо этого Бог предлагает преступной верхушке общества исправить свое поведение, то есть обратиться (подобно Закхею) к репарономике ВЕА и в ответ обещает очистить их от греха, то есть простить и оправдать их в контексте искреннего восстановления правосудия и социальной ответственности за судьбу наиболее уязвимых и беззащитных групп населения. Преобразовательная и восстановительная трансформаномика GAE таким образом оказывается внутренне связанной с репарономикой ВЕА: обе они тематизируют трансцендентно-эпистемный ЕА регион матрицы идентичности.

11. От времени этих пророчеств Исайи до взятия Иерусалима вавилонскими войсками, гибели Иудейского царства и разрушения Первого Храма (586 г. до хр. э.) прошли более ста лет. Но за исключением отдельных эпизодов хотя бы частичного обращения к репарономике, таких как правление религиозного реформатора царя Иосии, который также согласно книге Иеремии отличался своим правосудием, переориентации элит с хищнического эгоизма на социальную ответственность не произошло.

12. Когда многократно обещанная (и откладывавшаяся) катастрофа наконец пришла, отчаянию населения не было предела. Свидетельства этого отчаяния можно легко найти в книге пророка Иеремии и в другом по традиции связанном с ним небольшом сочинении которое в синодальном переводе Библии называется Плач Иеремии. Этот Плач близко соответствует жанру Плачей о гибели городов и стран, который имеет богатую историю на Ближнем Востоке и за его пределами. Одним из первых известных нам произведений такого рода является Плач о разрушении Ура (южного месопотамского города, одного из центров древнего Шумера и согласно Библии родины Авраама) ок. 2000 г. до хр. э. В Древней Руси памятником этого жанра является Слово о погибели Русской земли, сохранившееся в небольшом отрывке и написанное как отклик на монголо-татарское нашествие.