Свиток и сапог. Глава 64

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе мы использовали матричный анализ для выявления и  определения контекстных парадигм идентичности в начале книги пророка Исайи и сравнения использования этих парадигм с евангельскими текстами, связанными в первую очередь с неономикой AGD и с трансцендентно-эпистемным регионом ЕА матрицы идентичности.

2. В этой и следующей главе мы рассмотрим тексты третьей, заключительной части книги пророка Исайи, относящиеся к использованию другой, симметрично  противопоставленной неономике центральной горизонтальной парадигмы идентичности, а именно этономики СЕВ. В качестве примера в настоящей главе мы будем использовать текст 43й и начала 44й главы книги Исайи. Вот этот текст.

1. Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.
2. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.
3. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя.
4. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою.
5. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя.
6. Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли,
7. каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил.
8. Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши».
9. Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!»
10. А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет.
11. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня.
12. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог;
13. от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?
14. Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями.
15. Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш.
16. Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю,
17. выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли как светильня, погасли.
18. Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете.
19. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне.
20. Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой.
21. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою.
22. А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня.
23. Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня. Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом.
24. Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня; но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня.
25. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну:
26. припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться.
27. Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня.
28. За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание.
(Исаия 43:1-28)

1. А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал.
2. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал;
3. ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.
4. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод.
5. Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля.
6. Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога,
7. ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее.
8. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю.
(Исаия 44:1-8)
 
3. В этом тексте легко заметить драматический контраст с содержанием текста начала книги Исайи, который мы обсуждали в прошлой главе. Там осуждение и кара, здесь искупление и спасение. Обычно последняя треть книги Исайи считается в библейской критике принадлежащей другому автору, жившему более чем на 150 лет позднее, начале персидской эпохи, в период персидского царя Кира (который позитивно упоминается в книге) и возвращения из Вавилонского плена.

4. Вместе с тем книга представляет собой некое композиционное единство и внутри этого единства контраст начала и конца имеет свое место в динамике идентичности. Изгнание/разрушение/осуждение и возвращение/восстановление/искупление находятся в соотношении симметрической взаимодополнительности.

5. Заметим, что речь идет о внешнем искуплении ради Имени Бога, а не о внутреннем оправдании. Искупленный народ остается "слепым и глухим", его спасение и возвращение в основном не является результатом его собственной внутренней работы, эта задача оказывается проектом будущего. Бог подчеркивает, что Он избавляет Израиль ради самого себя, ради собственной любви к созданному Им народу, который в будущем должен прославить Его Имя, а не в силу заслуг самого этого народа.

6. Каким образом это положение вещей можно отобразить в матрице идентичности? Мы видим активную тематизацию контекстного поля автономной личности С суверенной личностью Бога. Бог в этом тексте говорит о собственных планах на будущее. Эта тематизация контекстного поля С контрастирует с тематизацией контекстного поля общих принципов и норм А (истина, справедливость) в начале книги пророка Исайи, где спасение Израиля рассматривается прежде всего как результат его собственного возвращения к правильному/праведному поведению в рамках выбора между верхней (праведная трансформация: репарономика BAE и трансформаномика GAE) и нижней (разрушение и гибель фрагментономика GED)половинками революционно-антагонистической центральной горизонтальной парадигмы идентичности-неономики AGD.

7. Однако упор на неономную стратегию покаяния/преобразования под угрозой разрушения не дал ожидавшихся от него положительных результатов. Когда многократно обещанное Богом разрушение Иудеи и Иерусалима как возмездие за коррупцию, несправедливость и притеснение бедных со стороны правящей элиты (а также за рецидивы многобожия) наконец пришло в виде взятия Иерусалима вавилонскими войсками 586 г. до хр. э.)после длительной и изнурительной осады, когда голодное население начало вымирать и участились случаи каннибализма, и переселения десятков тысяч населения (в основном из более культурной и зажиточной части общества) в Вавилон, это наказание оказалось настолько тяжелым, что даже благочестивая часть общества впала в безысходное отчаяние.

8. Свидетельства этого отчаяния можно найти в книге пророка Иеремии и особенно в невыразимо мрачных и скорбных текстах маленького отдельного сочинения известного под названием Плач Иеремии (евр. Eyka), где сам пророк Иеремия, или другой неизвестный нам его современник, наглядно и детально, как полагается очевидцу, описывает творившиеся ужасы и задается мучительным вопросом об окончательном оставлении Богом своего народа. И хотя автор в заключении делает последнее усилие преодолеть отчаяние и убедить себя и своих читателей в том что возможность Божьего спасения еще не исчерпана, общий траурный тон сочинения создает впечатление, что надежды на такое спасение угасали.

9. Иными словами помимо преобразования и нравственного очищения худших элементов общества трагедия разрушения страны привела к отчаянию как раз ту часть населения, которая изначально сочувствовала таким пророкам,как Исайя и Иеремия, и  проповедовавшейся ими нравственной и социальной реформе.

10. В связи с этим Бог, откликаясь на эти настроения, в заключительной части книги Исайи переосмысливает общую стратегию собственного подхода и переориентирует ее с неономики на центральную горизонтальную этическую парадигму милосердия и сотрудничества этономику СЕВ. Упор делается теперь на сочувствие, сострадание, ободрение и утешение. Поэтому тематизируется нижняя ассоциативная линия этономики диагональ СЕ (которая таже является частью харитономики СЕD).

11. Помимо этого активируется также центральная горизонтальная линия этономики коммуникативная ось GE (соединяющая контекстное поле "своих" G и контекстное поле "чужих" Е, в котором в данный момент находится наказанный и изгнанный еврейский народ). Бог обещает собрать и вернуть его в Иудею (вектор возвращения по центральной горизонтали ЕG).

12. Верхняя линия этономики рекогнитивная/признавательная диагональ ВЕ также задействуется (тематизируется) в плане вниз направленного вектора ВЕ, совпадающего с седьмым дарительным шагом основного алгоритма идентичности (первые девять шагов этого алгоритма я подробно разбирал на многочисленных примерах в первой, посвященной римскому стоицизму части этой книги).

13. Автор таким образом подчеркивает (цитату см. выше 43.22-24)что возвращение Израиля из изгнания является свободным даром Бога и никак не зависит от жервоприношений и умилостивительных ритуалов, отображаемых обратным вверх направленным вектором ЕВ, связанным с отвергнутой в первой главе книги Исайи парадигмой дорономики ЕВG (см. предшествующую главу).

14. В приведенном выше тексте задействуется/тематизируется и следующий восьмой по счету оценочный шаг основного алгоритма идентичности отображаемый в матрице вниз направленным вектором ЕН, расположенным на угловой супплементальной/снабжающей линии ЕН, связывающей контекстное поле "чужих" Е с контекстным полем ценностей и объектов Н в середине нижней репрезентационной горизонтали DC матрицы идентичности.

15. Активация восьмого оценочного шага ЕН обеспечивается использованием меновой, ценностной парадигмы идентичности-прециономики СЕН (от латинского pretium цена).
Бог подчеркивает, что Израиль/Иаков представляет для него большую ценность (контекстное поле ценностей Н) и потому он выкупает его из плена в обмен на другие  страны и народы, среди которых Египет и Эфиопия(имеется в виду скорее всего не нынешняя Эфиопия, а находившееся в современном Северном Судане Нубийское царство).

16. Речь идет вероятно о планировавшемся в последние годы правления Кира (царя, которого автор заключительной части книги Исайи, считает помазанником Божьим и специальным орудием Божественного провидения) завоевании Египта персами, которое и было осуществлено преемником Кира царем Камбисом.

17. Выкупленный действиями Бога, а не спасенный внутренней переориентацией "погибельных сыновей" (см. предшествующую главу)на праведное поведение (направленный вверх вектор ЕА, совпадающий странсцендентно-эпистемным регионом матрицы идентичности)Израиль в 43й и 44й главе уже не называется "сыном". В результате этих действий Бога он попадает в контекстное поле Н объектов/ценностей, общее для рыночной прециономики СЕН и патриархально-авторитарной вертикальной домашней проксимономики ВСН. Израиль таким образом становится и именуется (домашним)избранным, любимым и ценимым рабом Бога.

18. Внутри проксимономики ВСН Израиль не имеет статуса автономной личности С. Контекстное поле автономной личности С здесь занято суверенной личностью Бога, который выкупил Израиля из плена куда тот попал в результате собственных грехов. Искупление таким образом здесь носит внешний, а не внутренний характер. Однако Бог надеется со временем вернуть свой народ к богосыновству. Просто путь к этому оказывается намного более сложным и длительным чем предполагалось раньше. И это будет путь внутренней культурной интенсификации или внутреннего освобождения.