Повар

Гурам Сванидзе
Поветрием времени стал кулинарный бум. Люди оставляют уже состоявшиеся карьеры, чтобы причаститься к профессии повара. А ведь не так давно в кулинарные техникумы «ссылали» самых нерадивых учащихся. Мне даже вспоминается случай из далёких 70-х годов, как валяя дурака, один мой коллега прикинулся не кем иным, а поваром. Куролесил вовсю!...

Тогда, совсем юный я работал в вечерней газете, репортёрствовал. Однажды забрёл в службу арахнопротозоологии. Наверное, скорее из интереса, так как представления не имел, что крылось за таким названием.  В материале я описал разные клопов, подкожных оводов, болезнь «вертячку», которая поразив овцу, заставляет бедненькую крутиться на месте. Как мне заявили в той организации, статья должна получиться актуальной. Была весна – самое время для пробуждения этих паразитов. Под предлогом, что наша газета городская, а статья на деревенскую тему (речь шла о паразитах, терроризирующих овец и коров), её отклонили. Я не растерялся и заглянул в редакцию этажом выше. Это был молодёжный орган, но республиканского значения. Значит, его читают и в сельских районах.

Здесь я и познакомился с Г.С. Он носил тёмные очки. О том, что он думал о моём материале можно было судить по змеящейся улыбке. Этот тип не знал значения слова «арахнопротозоолог», и узнав с моей помощью, позвал к себе в кабинет сотрудника, чтоб вместе с ним поупражняться в остротах. И здесь нашли предлог мне отказать – меня спросили о возрасте дамы, у которой я взял короткое интервью. Она была в возрасте моей бабушки.
- Вот видите, - победоносно заявил мне Г.С. – была бы она молодым специалистом, куда ни шло. Была бы зацепка. Ведь наша газета молодёжная.
В «вечёрке» я пожаловался на приём, которые мне устроили этажом выше. Спросил о непроницаемых очках Г.С.
- Это у него от старой работы манера. Он ведь в ... – был названо очень бдительное учреждение.
 - Разве не видно по его ухваткам? – продолжил тему сотрудник. Признаться, по неопытности я много чего не замечал. Получилось вроде того, что как-то в университете я сделал комплимент старшекурснику, что у него мужественный баритон, чем вызвал сдавленные ухмылки окружающих. Попал впросак. Я не рассмотрел в нём нетрадиционную ориентацию.

Через месяц-другой я снова столкнулся с Г.С.  – ехал с ним в одном вагоне московского поезда. Я направлялся в городок З., где жил, на каникулы. Мне было выходить через два часа. Куда направлялся мой случайный попутчик, я не узнал. Он не ответил на мой вопрос, промолчал. Его сопровождал родственник, мужчина средних лет. Г.С. с наигранной серьёзностью справился о судьбе моего опуса. При этом он, как всегда в тёмных очках, обменялся взглядами с родственником. Изготовились повеселиться. Я сделал вид, что не помню о таком. Он сразу поменял тон и тему разговора. Заговорил о футболе. Потом меня пригласили в купе, угоститься коньяком.
В купе находилась девушка. Обычная, в меру общительная. Во время разговора не помню почему она прошлась по адресу работников прессы. Мол, те ещё "фрукты!" Я заметил, как навострил уши Г.С., как обменялся взглядами с родственником. Елейным голоском он начал расспрашивать девушку о газетчиках. Оказалось, что соприкосновение с этой братией у неё было совершенно косвенным - у её подружки был ухажер, сотрудник редакции.
- Всю жизнь хотелось стать журналистом, а стал поваром, - притворно  сказал Г.С.

- Ладно тебе, - подыграл ему родственничек, - всю время тебя на кухню тянуло. Чем недоволен, всегда при продуктах!

У попутчицы заметно прибавился апломб, с каким она пересказывала ходячие байки о наших с Г.С. коллегах. Тот не унимался. Родственник подпевал ему. Издевательства над девицей обещали продлиться. Я вышел в коридор вагона к открытому окну.
Через некоторое время из купе вышел и Г.С. Он закурил сигарету. В этот момент поезд проезжал район Мцхеты, обветренные скалы в полупустыне.
- Напоминает штат Колорадо! – заметил я. В то время в городе шёл фильм «Золото Маккены» с Грегори Пэком.
Меня удивило то, как вздрогнул Г.С., как заметно он посерьёзнел. Даже очки снял. Его глаза показались мне подслеповатыми.

Вернувшись с каникул, я узнал о дезертирстве Г.С. Он выехал за границу и остался. Фактически я был одним из последних  видевших его коллег. Тем самым поездом «повар» отправлялся в Москву, оттуда в Вену, где устроился на одной из радиостанций, вещавших на СССР.

Итак, ёрничая, Г.С. назвался поваром, что казалось ему забавным. И не только ему, но и его родственнику. Не исключено, той дурёхе из купе - тоже. Кстати, лет через 25, уже после перестройки он приезжал в Тбилиси. Почему-то как желанный гость. Времена меняются.