Эго и Благо Вивьен Ли

Ника Лавинина
   Вивьен была прехорошенькой девочкой с раскосыми зелёными глазами и пышной копной каштановых волос. Её ангела звали Благо, а демона – Эго, и каждый из них заботился о подопечной по-своему. «Я хочу» – было главным принципом Вивьен. Желания других людей в расчёт не брались.

– Я хочу жениха своей приятельницы!
– Но ведь они помолвлены, – заметил Благо, – а отбивать мужчину у подруги нехорошо.
– Ерунда! – возразил Эго, – просто этот тип ещё не знаком с тобой.

   Вскоре Вивьен вышла замуж за адвоката и родила дочь. Но раннее материнство тяготило энергичную девушку.
– Я хочу играть в кино!
– У тебя семья, – напомнил Благо, – твоей дочке нужна мама, а не актриса.
– Ерунда! – усмехнулся Эго, – если муж любит тебя, то не будет препятствовать твоей карьере. Заодно, и с ребёнком посидит.

   Вскоре Вивьен стала сниматься в фильме «Пламя над Англией». На съёмках красавица познакомилась с честолюбивым Ларри и вдруг поняла:
– Я хочу его! Любой ценой.
– Но он женат и у него сын, – предупредил Благо, – а у тебя муж и дочка.
– Ерунда! – уверял Эго, – его жена не стенка, подвинется. И твой муж тоже. А детей никто не спрашивает.

   Вскоре Вивьен стала встречаться с Ларри. Они выглядели эффектной парой. Как-то молодая женщина подумала:
– Я хочу сыграть саму себя.
– На эту роль претендуют лучшие актрисы Голливуда, – заявил Благо, – даже если тебя возьмут, твоя жизнь кардинально изменится.
– Ерунда! – воскликнул Эго, – ты просто создана для этой роли! Сделай всё, чтобы её получить.

   Вскоре Вивьен предложили сняться в экранизации нашумевшего бестселлера. Но радовалась она недолго. Съёмки выматывали, продюсер был всем недоволен, а режиссёры то и дело менялись. Главный герой-любовник – мистер Кларк – порой вёл себя невыносимо. Он не считал Вивьен достойной партнёршей, поскольку давно был заражён звёздной болезнью. Его имидж стал результатом творческой работы бывших жён. Его оттопыренные уши перед съёмками приклеивали к голове, а изо рта шёл запах гнилых зубов. Тем не менее, ему платили гораздо больше остальных, и всё вертелось вокруг него. Не умеет танцевать? Механики соорудили кружащуюся платформу, чтобы скрыть это. Мистер Кларк работал исключительно ради денег и только от звонка до звонка.

– Он похож на клерка! – как-то воскликнула Вивьен, – в шесть вечера уходит домой и плевать ему на всё.
   Когда эти неосторожные слова дошли до ушей мистера Кларка, он жутко разозлился и стал мстить молодой актрисе – перед всеми поцелуйными сценами наедался чеснока. Она с трудом удерживалась, чтобы не плеваться прямо на съёмочной площадке, когда приходилось изображать страсть. Ни о каком романе не могло быть и речи. Зато Вивьен подружилась с женой мистера Кларка – эксцентричной интеллектуалкой Кэрол. Эта женщина боготворила мужа и прощала ему постоянные интрижки и дерзкие выходки. Через несколько лет она разбилась в горах на маленьком частном самолёте. Тогда «убитый горем вдовец» вылез из постелей случайных любовниц и отправился служить в авиацию.

   Очень трогательно, но Вивьен отнюдь не была сентиментальна – особенно в том, что касалось чувств других людей. Её партнёрша по съёмкам – кареглазая Оливия – обладала железным характером. Она продолжала работать, даже когда все кругом с ног валились от усталости. Она боролась за повышение гонораров и свободу актёров от кинокомпаний. Она никогда не опускала рук и пережила всех своих партнёров. У Оливии было несколько громких романов, но когда её бывший муж умирал от рака, она бросила все дела и преданно ухаживала за ним до самой его смерти…

   Когда после очередной серии «чесночных поцелуев» Вивьен трясло от ярости, Оливия с улыбкой протянула ей стакан воды. Красавица сделала несколько глотков, чуть не плача от досады.
– Мистер Кларк думает только о себе!
– Неправда! – возразила Оливия, – он очень жалеет нашу старую лошадь. Её здесь плохо кормят. Мистер Кларк возмущён и хочет после съёмок забрать старушку к себе на ферму.
– По крайней мере, на людей ему наплевать!
– И это не так.
– Почему же он изводит меня?
– Ты провоцируешь его, Вивьен. Несколько лет назад он снимался с фрёкен Гретой. Своим избегающим поведением она довела его до белого каления. С тех пор они злятся друг на друга.
– А я-то здесь при чём?
– В каждом человеке есть что-то хорошее. Если обращаться к его светлой стороне, он станет лучше к тебе относиться. Если же видеть в нём подонка, он будет вести себя гнусно.
– Ты думаешь?
– Да. Попробуй изменить своё отношение. Больше юмора, дорогая.

– Знаешь, Оливия, ты похожа на моего ангела по имени Благо. А мистер Кларк очень напоминает Эго.
– Я отнюдь не ангел. Думаю, кое-кто в Голливуде даже ненавидит меня, а я ненавижу мою сестру.
– Почему?
– Меня ненавидят за то, что приходится больше платить малоизвестным актёрам. А я ненавижу Джоан потому, что она украла у меня любовь матери.
– Разве любовь можно украсть? Она либо есть, либо её нет.
– Неужели ты никогда этого не делала? А Ларри? Ты же увела его из семьи.
– Он сам ушёл. Потому что мы любим друг друга!
– Ты просто пытаешься себя оправдать. Любовь, говоришь? Допустим, сейчас это так. Но во что превратится ваша любовь через несколько лет?
– Не знаю. Пока мы с Ларри счастливы. И я не хочу думать о будущем.
– Потому что в глубине души ты боишься. Не веришь в своё счастье. Оно такое хрупкое и может исчезнуть в любой момент…

– Не говори так, Оливия! Мне страшно!
– Какой же ты ещё ребёнок, Вивьен...
– Пусть я живу одним днём. А как живёшь ты сама?
– Иначе. Все, кого я люблю и ненавижу, со мной – всегда. Наверно, я злопамятная.
– Ты очень сильная. Я бы так не смогла.
– Это тебе только кажется. Жизнь заставит – сможешь. Но я тебя предупредила. Джоан – роковое имя. Однажды ты поймёшь это.

   Прошли годы. Вивьен страдала от маниакально-депрессивного психоза. Её всё реже приглашали сниматься: никто не хотел иметь дело со стареющей актрисой с неуравновешенным характером. И Ларри теперь её избегал. Он занимался театром, у него был успех. Собирался ставить «Трёх сестёр» – вдруг ставшего модным русского драматурга Чехова. Машу играла молодая актриса по имени Джоан. Как тут было не вспомнить мудрую Оливию с её жутковатым пророчеством: «Джоан – роковое имя».

   Душевная боль надрывала грудь Вивьен и разбудила её давнего демона – туберкулёз. Разумом женщина понимала, что нужно лечиться. Но зачем, когда юность унесло ветром и уходит последний трамвай желание? Ларри всё равно не вернуть. Скоро он станет мужем Джоан.
– Это возмутительно! – кричал Эго, – подлый изменник! Ты должна бороться за своё счастье.
– Зачем, если никакого счастья уже нет? – возразила Вивьен.
– Отпусти! – предложил Благо, – во имя прошлой любви. Помнишь, как говорил мистер Кларк: «Разбитую чашку не склеишь. Пусть лучше я буду вспоминать целое, чем созерцать осколки».
   Вивьен закрыла глаза. Эго и Благо на цыпочках отошли в сторону…