Памяти В. Г. Сивякова

Василий Волочилов
                Виталий Гаврилович родился 14 ноября 1935 года, умер 8 мая 2016 г. не дожив одного дня до Победы.
     Виталий появился на свет в лесу и сразу попал в экстремальную ситуацию, упав в молодой, пушистый. только что покрывший вятскую землю снег. Мать бережно выхватила его из снежной купели, прижала к телу, прикрыв полушубком и плача от радости и страха донесла до дома.               
               
   Виталий всегда трепетно относился к Победе, ждал тот день, как святой праздник народа и свой личный. Вот что он писал:
      Мой отец в сорок первом,
      в бою под Москвой,
      Был сначала убит, но остался живой.
      Ненадолго- на девять мучительных лет
      С перебитой спиной он шагнул за рассвет.
      Он не видел рейхстага. Не о том разговор.
      Горечь странной потери жива до сих пор.
      На могиле отцовской подснежник расцвел.
      Кто-то вместо него до Берлина дошел.
    Детские годы Виталий провел в Починке Низовском на окраине вятского леса. Я не успел спросить, как назывался Починок- поселком или заимкой, было там всего несколько обжитых домов. Когда спросил, как поживает Починок, ответил: " Там уже давно все заросло лесом" и сразу погрустнел. Так я и не узнал, где стоял этот Починок или заимка, знаю, что где-то на границе Горьковской и Костромской областей. В советское время Виталий неожиданно из горьковчанина стал костромчанином. Далее случилось  то, что случилось везде по всей России, малые поселки и заимки исчезли с лица земли. Виталий ушел в "люди": окончил техникум, институт, стал работать одним из руководителей автозавода в Тольятти. Но малая родина, вятская земля, как он величал ее, занозила сердце и он пишет, обращаясь к состарившимся ровесникам- землякам:
     Где вы теперь ровесники мои?
     Наш век все беспокойней и короче.
     Скрипят по тротуарам костыли,
     Душа болит и сердце кровоточит.
     О вас почти не знаю ничего,
     Напрасно не тревожу вашу память.
     О том волнуюсь более всего,
     Что вас не пощадит седая замять.
     Мы из запаса выбыли давно.
     А кто-то прахом стал, уснув навечно.
     И поезд наш стучит о полотно,
     Все меньше верст до станции конечной.
     Я вас побеспокою, земляки,
     Вы напишите мне пока живые,
     Как умерла деревня Елсуки,
     Загатино и многие другие.
     Кто понудил оставить отчий дом
     И хлев перевезти в края чужие?
     То наша родина пошла на слом.
     Она мертва, а вы еще живые.
     Что нам теперь потомкам рассказать
     О той о неизбежности печальной?
     Мне говорила умирая мать:
     " Не позабудь, сынок, заимки дальней."
     Я не забыл речушки Полдневой,
     Через тайгу струившейся к Ветлуге.
     Есть у судьбы у юдоли любой
     Хранить в душе своей завет о друге.
          В посвящении А. Малькову упоминаются: Смутяги, Мальково, Топоры-
     Три деревни, словно три сестры,
     Жить да жить бы им на берегу,
     Где река раздвинула тайгу.
          И открыла сказочную даль,
          Как мне их, состарившихся, жаль,
          Брошенных российских деревень,
          Кто придет к ним в поминальный день?
     Кто им скажет горькое:"Прости"?
     С истинного сбились мы пути,
     Поначалу ринулись в колхоз,
     Но застрял в дороге паровоз.
          А потом рванулись в коммунизм,
          Угодили в сущий бандитизм.
          Собрались Америку догнать,
          Стало землю некому пахать.
     Первой дореформенной поры
     Умерла деревня Топоры.
     Доживает век свой у реки
     Вятское селенье Смутяки.
          Кто теперь вернет нам отчий дом?
          Что давным- давно пошел на слом.
          Даже места дома не найти,
          Все смогло так лесом зарасти.
     Все наследство дедов и отцов-
     Запах сена с заливных лугов,
     Родников хрустальный разговор,
     Озорной тальянки перебор.
          Только память о былом жива,
          У могил беспомощны слова.
          Не пронять молитвами Христа,
          Видно,Бог оставил те места.
     С переводом в Костромскую область круг земляков Виталия расширился, но это была все та же нераздельная вятская земля.
     в стихотворении "Моя география" читаем:
     Пыщуг, Вохма, Боговарово
     На задворках Костромы,
     Где я с лешим разговаривал,
     Как с соседом из Тотьмы.
     Справа- Вятка, слева- Вологда.
     Прямо- Котлас, Воркута...
     Край болот, мошки и холода.
     Запустенье, скукота.
     Тишина в лугах некошенных,
     Гибнут травы на корню.
     Пол- Европы позаброшено,
     А я все в душе храню.
     Ни поскотины, ни мельницы,
     Ни наезженных дорог.
     Мне теперь уже не верится,
     Что я здесь родиться мог.
Нельзя пройти мимо еще одного воспоминания Виталия, терзавшего его всю жизнь:
     Умерла моя деревня без меня,
     Канула, сгорела без огня.
     Перестало биться сердце родника,
     Обмелела и состарилась река.
     Заросли тропинки юности давно
     Ни людей, ни звуков, как в немом кино.
     Вместо васильков- чертополох,
     Будто край покинутый оглох.
     Грустно смотрит небо свысока,
     Да порой поплачут облака.
     Над безлюдьем брошенной земли
     Стонут пролетая журавли.

                "      "     "    "     "     "
      Виталий Гаврилович долго болел, по существу, был прикован к постели. Но даже в таком состоянии он много писал, творческий процесс не прекращался. Издавал книги. А вот в соцсетях его стихов не найти. Но у него осталось продолжение, дочь Марина и сын Игорь, подросшие внуки. Они могут открыть в стихах. ру страничку Виталия Сивякова, большого российского поэта. О нем должны знать не только в городе Тольятти, где он провел большую часть жизни, но и жители всей России.
 
                7.11.2016 г.



P.S. Сейчас по TV идет детский конкурс "Синяя птица". А я видел настоящую синюю птицу размером с голубя невдалеке от дачи Виталия Гавриловича на Федоровских лугах. Места там благодатные. Справа красавица Волга, слева длинное неширокое озеро, огибающее дачные участки фронтовиков. А за ними возвышалась, стремясь вверх, гора. заросшая лесом, очень крутая и высокая, метров пятьдесят, может, и больше. Где-то в этих местах и встретилась мне эта птица, таких ни раньше, ни позже, я не встречал здесь... За дачами вдоль Волги тянулись луга с роскошными травами. Пролистывая стихи Виталия, встретил до боли знакомое место: Снова позвала меня дорога
                В эти благодатные места,
                Где растет посеянная Богом
                Тихая, как радость, красота.
                Спят туманы над речным затоном,
                Плещет рыба в сетке рыбака.
                По своим неведомым законам
                Вдаль течет кормилица река.