Об осуждении и прощении

    Иосиф Исихаст – местночтимый святой на Афоне (1897-1959). Имя его в миру – Франгискос Коттис. 2-го ноября 2017 года исполнится 120 лет со дня рождения этого «выдающегося подвижника благочестия XX века» (Википедия).
    Иосиф Исихаст оставил после себя большое количество ныне уже опубликованных писем (к родственникам и духовным чадам), посвященных вопросам духовной жизни. Кроме того, его перу, как свидетельствует Православная Энциклопедия, принадлежит сочинение «Десятигласная духодвижимая труба», «где в образной форме описываются ступени, которые необходимо преодолеть по пути к стяжанию благодати. Сочинениям афонского старца свойствен своеобразный стиль, сочетающий архаизацию с простонародными выражениями и с использованием рифмованной прозы». Именно это, можно сказать, литературоведческое замечание подвигло меня обратить внимание своих коллег по Стихи.ру и другим сайтам Интернета на не лишённые художественной образности размышления Иосифа Исихаста об осуждении и прощении, которые я встретил в календаре «От Пасхи до Пасхи» на 2015 – 2016 гг.
    Да простит меня Великий Старец св. Горы, что я придал его словам форму «свободных стихов», форму, к которой столь не равнодушны современные стихотворцы.

     «Правда – вещь дорогая,
     и не у каждого в словах её найдёшь.
     Каждый человек как живёт, так и говорит.
     Узнавай истинность слов из образа жизни», -
                                                    Иосиф Исихаст

Все мы – люди, из праха рожденные,
и все согрешаем.
Глина мы, и нет у нас ведения.
Глина у глины ворует.
Глина глину оскорбляет.
Глина на глину клевещет.
Глина над глиной возносится.
Глина глину обогащает.
Глина над глиной начальствует.
Глина глину бьёт.
Глина глину заключает в тюрьму.
И вообще,
глина перед глиной воображает себя
мудрее, сильнее, богаче,
благороднее, честнее,
обогащаясь безумием
и неведением собственного естества:
откуда и где оказался,
как родился, каково его назначение,
где оканчивается, что после этого.
Поэтому, не покаявшись,
скорбим здесь и в другой жизни.
И поэтому тот, кто видит лучше
и кто чуть более просвещён,
должен прощать и сострадать
единодушному и единострастному
ближнему своему брату.
Ибо вначале
не так сотворил Бог человека,
чтобы он страдал и мучился,
но сотворил его равноангельным:
малым чем от Ангелов отличил.

Илл.: фотопортрет Иосифа Исихаста (Википедия).


Рецензии